Мозг и психическая деятельность человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мозг и психическая деятельность человека



Предшествующий анализ исходил из двух следующих положений: во-первых, что в ходе общественно-исторического развития у человека формируются новые психические способности, новые психические функции; во-вторых, что в эру господства социальных законов мозг человека Филогенетически уже не претерпевает никаких существенных морфофизиологических изменений, что достижения исторического развития закрепляются в объективных – материальных и идеальных – продуктах

----------------------------------------------------------- 35 ----------------------------------------------------------

человеческой деятельности и в этой форме передаются от поколения к поколению и что, следовательно, психологические новообразования, возникшие в ходе исторического процесса, воспроизводятся отдельными людьми, не в порядке действия биологической наследственности, а в порядке прижизненных приобретений.

Сопоставление между собой этих положений ставит очень важную проблему – проблему мозговых механизмов исторически сложившихся у человека психических способностей и функций. Проблема эта составляет критический пункт, перед которым останавливается исследование большинства психологов социологического направления. Вместе с тем она имеет совершенно принципиальное значение. Ведь именно уход от ее решения порождает разделение психологии на психологию социальную, историческую и психологию экспериментальную, естественнонаучную.

Трудность этой проблемы состоит в том, что признание общественно-исторической природы психических способностей человека ведет к парадоксальному на первый взгляд утверждению их относительной независимости от морфологических особенностей мозга. Иначе говоря, возникает вопрос о возможности существования таких психических способностей или функций, которые не имеют своих специальных органов в собственном, морфологическом значении слова.

Вопрос этот, впрочем, отнюдь не является в психологии новым. Он издавна стоял перед научными психологами как вопрос о том, что порождает тот или другой психический процесс. Когда по аналогии с биологическим понятием функции, как специфического отправления органа, в психологию было внесено понятие психической функций, то вопрос этот приобрел особенно отчетливую форму. Возникла задача найти органы, соответствующие определенным конкретным психическим функциям. Так как простой ссылки на мозг как орган психики вообще, было явно недостаточно, усилия исследователей направились на то, чтобы возможно более точно отнести различные функции к разным мозговым структурам. Известно, однако, что попытки прямо локализовать те или иные высшие психические функции, делавшиеся в духе наивного психоморфологизма, оказались неоправданными прежде всего с фактической стороны.

Не более оправданными явились и позднейшие попытки столь же прямо связать психические функции с теми или иными физиологическими процессами в коре больших полушарий, попытки, которые возникли в результате совершенно неправильного понимания смысла павловского принципа «наложения психологического узора на физиологическую канву». Ведь, очевидно, что не существует и не может существовать таких психических процессов, из которых одни являются, скажем, специальной функцией процессов торможения, а другие – процессов возбуждения, одни – продуктом общей иррадиации, а другие – иррадиации «элективной»... Даже такое физиологическое понятие, как понятие процесса во второй сигнальной системе, относится не только к собственно речевой функции, а ко всем вообще психическим функциям на уровне сознания, т. е. и к мышлению, и к логическому запоминанию, и к сознательному восприятию, и к произвольному вниманию и т. д.

В то же время успехи экспериментально-психологического исследования и исследования физиологической деятельности мозга полностью подготовили единственно возможное положительное решение этой сложнейшей проблемы.

Уже к началу XX столетия был накоплен обширный экспериментальный и клинический материал, свидетельствующий о том, что даже относительно простые сенсорные психические функции представляют собой продукт совместной деятельности различных рецепторных и эф-

----------------------------------------------------------- 36 ----------------------------------------------------------

фекторных аппаратов. Это и дало возможность выдвинуть общее положение, что «там, где физиологические функции приобретают специфическое значение, выраженное психологически в своеобразном качестве ощущения... там специфический характер такой деятельности основан не на самих элементах, а на их соединении» (В. Вундт [11; 458]). При этом подчеркивалось, что такое соединение физиологических элементов дает новое качество, самим этим элементам не присущее.,

Вместе с тем, многочисленные данные приводили также и к другому, не менее важному общему выводу, а именно, что объединение элементарных физиологических элементов, лежащее в основе психических функций, вырабатывается прижизненно, вследствие чего, как писал Вундт, «образование этих (психических) функций всецело следует приписывать ближайшим жизненным условиям, имеющим место во время индивидуального развития» [там же; 460].

С позиций материалистического рефлекторного понимания работы мозга идея прижизненного образования и упрочения сложных связей, функционирование которых осуществляет познавательные функции, была, как известно, впервые развита И. М. Сеченовым. При этом он внес то принципиально важное положение, что решающая роль в их образовании принадлежит двигательным звеньям рефлексов, т. е. не самим ощущениям и образам, а их «двигательным последствиям» [62; 258-259, 274-275].

Однако конкретное физиологическое объяснение образования связей отдельных элементов в системе рефлексов было дано значительно позже. Я имею в виду открытый И. П. Павловым механизм образования функциональных мозговых систем.

Еще в статье «Анализ некоторых сложных рефлексов собаки» (1916) И. П. Павлов высказал ту мысль, что для понимания физиологической основы сложного поведения недостаточно представления только о деятельности отдельных центров в нервной системе, что для этого нужно допустить «функциональное объединение, посредством особенной проторенности соединений, разных отделов центральной нервной системы, длр совершения определенного рефлекторного акта» [49; т. III, кн. 1, 321].

Впоследствии экспериментальная разработка этой общей идеи –  идеи формирования функциональных объединений – шла главным образом по линии исследования динамики процессов образования и угашения систем связей на последовательно воздействующие комплексы искусственных раздражителей. Только в некоторых исследованиях на человеке идея рта была положена в основу изучения строения таких функций, которые выражают общие, простые и в этом смысле универсальные психические способности, как, например, способность зрительного восприятия объектов или способность пространственной локализации слуховых раздражителей [65], [31].

Эти исследования, показавшие, что такого рода образования имеют бесспорно условно-рефлекторную природу, позволили понять с этой точки зрения более широкий круг фактов, анализ которых обнаруживает еще одну важную особенность этих образований: их большую прочность, устойчивость. Общеизвестно, например, что сформировавшиеся в онтогенезе натуральные оптико-моторные связи не угасают даже при весьма длительном их неподкреплении; для иллюстрации достаточно привести факт неугасания зрительных образов, ассоциированных с тактильными ощущениями, на протяжении десятков лет после того, как человек полностью ослеп (М. И. Земцова [23; 203-204]).

Специфическая особенность этих образований состоит также в том, что, раз сложившись, они далее функционируют как единое целое, ни в чем не проявляя своей «составной» природы, поэтому соответствующие им психические процессы всегда имеют характер простых и не-

----------------------------------------------------------- 37 ----------------------------------------------------------

посредственных актов, как, например, акты восприятия удаленности предметов, относительной оценки веса (феномен Шарпантье) схватывания (insight'a) наглядных отношений и т. п.

Указанные особенности позволяют рассматривать эти прижизненно складывающиеся образования как своеобразные органы, специфические отправления которых и выступают в виде проявляющихся психических способностей или функций [36], [37].

Я должен подчеркнуть, что применение здесь понятия органа является совершенно оправданным. Уже более 30 лет назад А. А. Ухтомский выдвинул мысль о существовании «физиологических органов нервной системы». В этой связи он писал: «Обычно с понятием «органа» наша мысль связывает нечто морфологически отличное, постоянное, с какими-то постоянными статическими признаками. Мне кажется, что это совершенно необязательно, и в особенности духу новой науки было бы свойственно не видеть здесь ничего обязательного» [73; 299].

Функциональные органы, о которых идет речь, ясно отличаются от таких образований, как, например, цепные условные рефлексы, лежащие в основе так называемых механических навыков. Они отличаются от них как со стороны своего формирования и динамики, так и по характеру своих отправлений.

Они формируются не в порядке образования ассоциаций, просто «калькирующих» порядок внешних раздражителей, но являются продуктом связывания рефлексов в такую целостную систему, которая обладает высокогенерализованной и качественно особой функцией. Вступающие между собой в новую связь рефлексы первоначально представляют собой относительно самостоятельные реакции с развернутыми эффекторными концами и обратными афферентациями. Когда же происходит их объединение, то их эффекторные звенья тормозятся, редуцируются и они выступают в виде внутренних, интрацентральных мозговых процессов. Хотя чисто периферические эффекты при этом полностью не исчезают и достаточно тонкое исследование всегда может их обнаружить, но так как они выступают теперь в редуцированной форме, то они лишаются самостоятельного приспособительного эффекта и, следовательно, возможности своего прямого подкрепления. Подкрепление или не подкрепление может непосредственно относиться теперь лишь к эффекту конечного звена формирующейся системы; таким образом, раз возникнув, системы эти далее регулируются уже как единое целое.

Примером таких целостных систем, которые лежат в основе функций, имеющих вид элементарных психических способностей, может служить система звуковысотного слуха.

Звуковысотный слух дифференцировался у человека как особая способность в силу того, что он составляет необходимое условие адекватного восприятия музыки, являющейся, как и звуковой язык, продуктом развития человеческого общества. Его основное отличие от слуха, способного воспринимать тончайшие различия фонем человеческой речи, состоит в том, что он выделяет в звуковых комплексах параметр высоты, т. е. как раз тот параметр, который в большинстве современных (не тональных) языков не играет прямой смыслоразличительной роли; вместе с тем он позволяет, наоборот, абстрагироваться от тембральных компонентов, определяющих специфические качества речевых звуков.

Экспериментальное изучение строения звукавысотного слуха, произведенное автором и его сотрудниками (Ю. Б. Гиппенрейтер, О. В. Овчинникова), показало, что эта функция формируется онтогенетически. У отдельных людей она может находиться на разных стадиях формирования или даже вообще не сложиться, и в этом случае она компенсируется тембральным слухом. Было вместе с тем показано, что решающим звеном в структуре этой функции является ответная реакция, адек-

----------------------------------------------------------- 38 ----------------------------------------------------------

ватная воспринимаемому параметру звука, а именно реакция интонирования (вокализации) высоты. Это звено первоначально имеет форму внешнего пропевания, подравниваемого к высоте воспринимаемого звука. Затем, редуцируясь, оно превращается во внутреннее пропевание, участвующее в анализе высоты лишь своими кинестезиями. В результате анализ звуков по высоте звуковысотных отношений происходит путем образующегося специального механизма внутренней «компарации» (Мак-Кей), т. е. процесса сравнивания, подравнивания, происходящего во внутреннем поле. Этот прижизненно формирующийся механизм, наличие которого может быть выявлено только объективным исследованием и действие которого полностью скрыто от самонаблюдения, собственно и представляет собой орган звуковысотного слуха. Хотя он складывается в онтогенезе и, как это показывает исследование, его формированием можно активно управлять, era функция на первый взгляд ничем не отличается от проявлений элементарных врожденных способностей. Но это только на первый взгляд. Более внимательный анализ легко открывает особенности такого рода системных функций.

Наиболее легко устанавливаемая особенность системных психических функций состоит в том, что их прежняя полная рефлекторная структура всегда может быть развернута и могут быть выявлены ее редуцированные моторные звенья. Благодаря этому их структура, по крайней мере в некоторых случаях, может быть перестроена путем, например, замены одного звена другим. Все это, разумеется, обстоит совершенно иначе в отношении функций, в основе которых лежат морфологически закрепленные, врожденные структуры.

Системным психическим функциям свойственна также и своеобразная динамика, которая выражается в особом действии подкрепления: в то время как положительное подкрепление конечного эффекта ведет как бы к дальнейшему сжатию функциональной системы, т. е. к торможению все большего числа ее элементов, его не подкрепление, наоборот, парадоксально вызывает их развертывание, растормаживание. Очень наглядно эта динамика выступает в речи, например, при разговоре по телефону. В случае если наступающее ухудшение слышимости вызывает со стороны собеседника неподтверждение получения информации или ответы, неадекватные переданной информации, то это автоматически ведет у говорящего к полному развертыванию артикуляции, наступающее же улучшение слышимости – к возвращению обычной скороговорки, при которой многие артикуляционные элементы редуцированы.

Экспериментально эта динамика была показана на модели формирования многозвеньевых реакций А. В. Напалковым и М. И. Бобневой. Она, по-видимому, объясняется тем, что торможение последнего исполнительного- звена системы индукционно вызывает, по принципу эффекторной генерализации (Л. Г. Воронин), возбуждение прежде заторможенных ее звеньев. Можно думать, что эта же динамика лежит и в основе формирования функциональных систем, о которых идет речь: звенья, торможение которых не меняет конечного эффекта, редуцируются, и система сокращается; как только, однако, торможение захватывает звено, при редукции которого конечный эффект изменяется так, что оно перестает подкрепляться, то это, только что заторможенное звено, вновь восстанавливается. Таким образом, процесс самостоятельного («стихийного») формирования таких функциональных систем управляется действием своеобразного «естественного отбора» минимально необходимых для достижения нужного эффекта элементов.

Факты, выявляемые системным анализом онтогенетически складывающихся психических деятельностей, функций и способностей человека, как и факты, характеризующие процесс их формирования, полностью согласуются с современными данными, полученными на патологическом материале.

----------------------------------------------------------- 39 ----------------------------------------------------------

Я имею в виду многочисленные данные, свидетельствующие о том, что нарушение процессов, наступающее вслед за поражением определенного участка мозга, должно пониматься не как выпадение функций, а как распад, дезинтеграция соответствующей функциональной системы, одно из звеньев которой оказывается разрушенным (П. К. Анохин [25; Н. И. Гращенков и А. Р. Лурия [20]).

Соответственно этому решается и вопрос о локализации психических функций, а именно в том смысле, что в их основе лежит не отправление той или другой обособленной группы корковых клеток, а сложная мозговая система, элементы которой расположены в различных, часто далеко отстоящих друг от друга мозговых зонах, но которые образуют, однако, единую констелляцию.

Особенно важным с онтогенетической точки зрения являются факты, указывающие на хроногенность локализации функциональных систем, т. е. на зависимость патологического эффекта от возраста ребенка, в котором наступило поражение. Принцип хроногенной локализации, психологическое значение. которого специально подчеркивалось Л. С. Выготским [14], дает еще одно основание для того, чтобы рассматривать эти функциональные системы как прижизненные образования, имеющие на различных этапах развития разное внутреннее строение.

Системный психологический анализ функций, расстроенных в результате очаговых поражений мозга, имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, давая метод для их эффективного восстановления. Он состоит в том, чтобы, предварительно развернув структуру пораженной функции, заменить ее выпавшее звено другим, сохранным звеном и далее снова «свернуть» эту структуру, постепенно автоматизируя соответствующий процесс. Так, например, ранение передних отделов затылочной области коры может оставить сохранными элементарные зрительные функции, но вызвать полную неспособность читать, причем простое упражнение не дает заметного восстановления этого нарушения. Поэтому без применения специальных приемов такой дефект сохраняется иногда годами. Можно, однако, достаточно быстро восстановить утраченную способность чтения. Для этого оптико-моторное звено данной системы замещается звеном мануально-моторным: больного переобучают чтению путем обведения острием карандаша предъявляемых ему букв, затем путем «зрительного обведения»; через некоторое время система с перестроенным и восстановленным теперь звеном интериоризуется и ее функция приобретает вид обычного автоматизированного чтения (А. Р. Лурия [40], [41]).

При всем своеобразии, которое характеризует восстановление функций по сравнению с их развитием, оба эти процесса одинаково выражают их системное строение. Именно последнее делает возможной как компенсацию, основанную на замещении непосредственно пострадавшего элемента функции (так называемую внутрисистемную компенсацию), так и приспособление функций к новым задачам; не случайно поэтому, что понятию компенсации в настоящее время придается более широкое значение, так как успехи в изучении ее механизмов показали отсутствие какой-либо принципиальной разницы между перестройкой функций в патологических и в нормальных условиях (П. К. Анохин [21). Гораздо большие различия в перестройке функций существуют не между нормой и патологией, а в зависимости от уровня самих функций. Если, например, по отношению к вегетативным или простейшим анимальным функциям можно говорить о процессе немедленной, автоматически происходящей перестойке их, которая осуществляется за счет «резервов» организма под влиянием периферической импульсации, то перестройка прижизненно формирующихся психических функций является медленным и поэтапным процессом, включающим в себя экстериориза-

----------------------------------------------------------- 40 ----------------------------------------------------------

цию и развертывание функций, специфическую отработку нового звена, вводимого в ее структуру, и последующую ее интериоризацию. Иначе говоря, процесс этот происходит в порядке обучения и представляет собой его специальный «формальный» результат (в отличие от так называемого «материального» его результата, выражающегося в усвоении учебного материала в виде определенных знаний или навыков).

Возвратимся, однако, к поставленной более общей проблеме. Итак, психическое развитие человека на протяжении его общественной истории не вызывало морфологических изменений. Возникавшие психологические новообразования имели в качестве своих мозговых органов формирующиеся новые нервные «функциональные объединения, посредством особой проторенности», которые вновь и вновь воспроизводились у людей каждого последующего поколения в результате специфического процесса присвоения ими человеческой действительности, человеческого бытия. Так происходило изменение высшего выражения природы человека – его духовных способностей и сил.

«Природа наша делаема» – это более всего относится к духовной природе человека, к природе его психики.

Главный прогресс в развитии мозга, совершавшийся в период становления человека современного типа, по-видимому, заключался в том, что происходила постепенная кортикализация функции фиксации складывающихся динамических структур, т. е. передача коре – этому органу онтогенетического опыта – той роли, которую по отношению к накоплению видового биологического опыта играют подкорковые центры. Это и выражает физиологически то, что выше я описывал как свойственную человеку возможность прижизненно приобретать видовой опыт – опыт человеческих поколений.

Прогресс, о котором идет речь, был подготовлен всей предысторией человеческого мозга, в ходе которой функции его морфологически закрепленных и функциональных структур все более сближались между собой. И. П. Павлов говорил об этом как о точке зрения, «не очень распространенной», но которую он тем не менее «держит в голове». «Для меня, – продолжал Павлов, – конструкция и динамика вовсе не представляются такой противоположностью, как это обыкновенно думают. Я это очень сливаю, прямо отождествляю, для меня почти нет этой разницы... Поэтому я и понимаю: что раньше было динамическим, дальше делается конструктивным, потому что это одно и то же. Я стою на этой точке зрения и считаю, что разделение материи и функции условно и относительно. Анализ более глубокий совершенно уничтожит разницу между ними, и мне странно, когда кто-нибудь динамику строго противопоставляет конструкции» [51; 619].

Если на уровне животных речь должна идти прежде всего об образовании наследственно закрепляемых конструкций, то на уровне человека эти изменения воспроизводятся не путем биологического наследования, а в описанном выше процессе присвоения, который и составляет механизм социальной «наследственности».

Остается, наконец, еще один последний вопрос – это вопрос о принципиальном соотношении между собой развития физиологической динамики мозга и развития психических процессов. Если отвлечься от индивидуальных особенностей, которые существуют в динамике высшей нервной деятельности, то можно принять ее как существенно не изменяющуюся, во всяком случае на протяжении истории развития человека. Столь же неизменными остаются и ее наиболее общие законы, которые управляют деятельностью мозга независимо от того, какие при этом пункты коры связываются между собой и какие динамические узоры при этом образуются. «Узоры» эти зависят от содержания той деятельности субъекта, которая реализует его отношения к действительности, подчиняясь ее объективным свойствам. Развитие, изменчивость, много-

----------------------------------------------------------- 41 ----------------------------------------------------------

образие этой деятельности создает развитие, изменчивость, многообразие и этих узоров. Хотя они представляют собой системы, которые состоят из физиологических элементов, вступающих в связь друг с другом, и являются продуктом работы мозга, качественные особенности их функции тем не менее не могут быть выражены в физиологических понятиях. То, что они отражают, не воспроизводится в их структуре так, как, например, геометрическая форма воспроизводится в графическом изображении ее на бумаге. В своем специфическом качестве, т. е. как системы, осуществляющие отражение, они обнаруживают себя лишь актуализируясь, т. е. воспроизводя – в преобразованном виде – деятельность субъекта по отношению к отражаемой действительности, ибо именно деятельность является тем реальным процессом, в котором отражаемое переходит, «переводится» в идеальное, в отражение.

Итак, психика человека является функцией тех высших мозговых структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности по отношению к окружающему его человеческому миру; та сторона развития людей, которая физиологически выражается в воспроизведении, изменении и усложнении этих структур у сменяющих друг друга поколений, и представляет собой процесс исторического развития психики.

Экспериментальное изучение генезиса и строения психических способностей и функций людей, формирующихся в процессе овладения ими достижениями общественно-исторического развития человечества в связи с изучением генезиса и строения соответствующих мозговых механизмов, означает собой распространение исторического подхода также и на область пограничных, психофизиологических исследований.

Сейчас такое изучение делает лишь первые свои шаги. Но уже и сейчас опыт анализа системного строения таких способностей, как способности слуха, вызываемые к жизни объективным бытием созданной человечеством действительности музыкальных звуков и действительности звуковой речи, или способности специфически человеческого восприятия цвета, дает новое экспериментальное доказательство тому, что психические свойства человека как общие, так и специальные, представляют собой не выявление неких биологически заложенных в нем особых свойств, наличие или отсутствие которых может быть только констатировано, но что эти свойства формируются в процессе развития и воспитания.

Этот опыт также показывает, что знание законов процесса их формирования позволит сознательно управлять этим процессом и увереннее идти к цели – возможно более полному и разностороннему развитию способностей всех людей.

 

Литература

1. Анохин П. К. Проблемы высшей нервной деятельности. М., изд-во АМН СССР, 1949.

2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. Доклад на сессии Ин-та дефектологии АПН РСФСР, М., изд-во АПН РСФСР, 1958.

3. Аранович Г. и Хотин Б. Подражание у обезьян. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы, 1929, № 3.

4. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., Медгиз, 1947.

5. Блонский П. П. Очерк научной психологии. М.. 1921.

6. Боровский В. М. Поведение цыплят, выведенных в инкубаторе. Сб. «Рефлексы, инстинкты и навыки». М., Гос. соц.-эконом. изд-во, 1936.

7. Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии, т. II, М., 1913.

8. Валлон А. От действия к мысли. М., изд-во иностр. лит., 1956.

9. Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида. М., изд-во АМН СССР, 1948.

10. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. М., изд-во АН СССР, 1949.

11. Вундт В. Основы физиологической психологии, Спб., т. I.

----------------------------------------------------------- 42 ----------------------------------------------------------

12. Выготский Л. С. и Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М, ГИЗ, 1930.

13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

14. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации, Тезисы 1-го Всеукраинского психоневрологического съезда. Харьков, 1934.

15. Гальперин П. Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных. Канд. дисс. Харьков, 1936.

16. Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий. Доклады на совещании по вопросам психологии. М.. изд-во АПН РСФСР, 1954.

17. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. «Вопросы психологии», 1957, № 6.

18. Герд М. А. Анализ процесса дрессировки. Материалы совещания по психологии. М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

19. Гиппенрейтер Ю. Б., Леонтьев А. Н., Овчинникова О. В., Репкин В. В. и Репкина Г. В. Анализ системного строения восприятия. Сообщения I-VII. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4; 1958, № 1-4.

20. Гращенков Н. И. и А. Р. Лурия. О системной локализации функций в коре головного мозга. «Неврология и психиатрия», 1945, № 1.

21. Давыдов В. В. Образование начального понятия о количестве у детей. «Вопросы психологии», 1957, № 2.

22. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. Докт. дисс. 1958.

23. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

24. Каверина Е. К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М., Медгиз, 1950.

25. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М.. 1930.

26. Комаров В. Л. Учение о виде у растений. М., изд-во АН СССР, 1944.

27. Конникова Т. Е. Начальный этап в развитии детской речи. Канд. дисс. Л, 1947.

28. Корнилов К. Н. Современная психология и марксизм. Л, ГИЗ, 1924.

29. Корнилов К. Н. Психология и марксизм. Сб. «Психология и марксизм». М., ГИЗ, 19$5.

30. Корнилов К. Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. Л., 1926.

31. Кулагин Ю. А. Попытка экспериментального исследования восприятия направления звучащего предмета. «Вопросы психологии», 1956, № 6.

32. Ладыгина-Котс Н. Н. Приспособительные моторные навыки макака. М., 1929.

33. Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М., 1935.

34. Леонтьев А. Н. «Л. С. Выготский». «Советская психоневрология», 1934, № 6.

35. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. М.. 1948.

36. Леонтьев А. Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека. «Вопросы психологии», 1955, № 1.

37. Леонтьев А. Н. О системной природе психических функций. Юбилейная сессия, посвященная 200-летию университета. Тезисы докладов философского факультета, 1955.

38. Леонтьев А. Н. Обучение как проблема психологии. «Вопросы психологии», 1957, № 1.

39. Лехтман-Абрамович Р. Я. и Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949.

40. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М., изд-во АМН СССР, 1948.

41. Лурия А. Р. Психология и проблема перестройки мозговых функций. «Известия АН БССР», 1950, № 2.

42. Лысенко Т. Д. О наследственности и ее изменчивости. «Агробиология», М., Сельхозгиз, 1949.

43. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений. М., 1956.

44. Маркс К. Капитал, т. I, Госполитиздат, 1949.

45. Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство или критика «критической критики». К- Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. II, 1955.

46. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, 1955.

47. Нестурх М. Ф. Происхождение человека. М., 1958.

48. О философских вопросах психологии. «Вопросы философии», 1954, № 4.

49. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт. Полное собр. соч., т. III, кн. 1. М. – Л., изд-во АН СССР. 1951.

50. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Поли. собр. соч., т. IV. М. – Л., изд-во АН СССР, 1951.

51. Павловские клинические среды, т. I. M. – Л., изд-во АН СССР, 1954.

----------------------------------------------------------- 43 ----------------------------------------------------------

52. Пантина Н. С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании. «Вопросы психологии», 1957, № 4.

53. Рогинский Г. З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов. Л., 1948.

54. Рогинский Я. Я. и Левин М. Г. Основы антропологии. М., 1955.

55. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса. «Психотехника», 1934.

56. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М., Учпедгиз, 1935.

57. Рубинштейн С. Л. Мысли о психологии. «Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена», т. XXXIV, Л., 1940.

58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 194©

59. Рузская А. Г. Ориентировочно-исследовательская деятельность "в формировании элементарных обобщений у детей. Сб. «Проблемы ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательская деятельность». М., изд-во АПН РСФСР 1958.

60. Северцов А. Н. Этюды по теории эволюции. Собр. соч., т. Ill, M., изд-во АН СССР, 1947.

61. Северцов А. Н. Эволюция и психика. Собр. соч., т. III. M., изд-во АН СССР, 1947.

62. Сеченов И. М., Избранные философские и психологические произведения, М., 1947.

63. Слоним А. Д. Экологический принцип в физиологии и изучение инстинктивной деятельности животных. Материалы совещания по психологии. М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

64. Смирнов А. А. Советская психология за 40 лет. «Вопросы психологии», 1957, № 5.

65. Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс, 1958.

66. Спенсер Г. Основные начала. М., 1867.

67. Спенсер Г. Основы психологии. М., 1898.

68. Талызина Н. Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии, М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

69. Теплов Б. М. Советская психологическая наука за 30 лет. М-, 1947.

70. Тимирязев К. А. Исторический метод в биологии. Избр. соч., т. III. М„ 1949.

71. Тих Н. А. Онтогенез в поведении обезьян в свете проблемы антропогенеза. Материалы совещания но психологии. М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

72. Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1935.

73. Ухтомский А. А. Доминанта как фактор поведения. Собр. соч., т. I Л., 1950.

74. Фигурин Д. и Денисова А. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до года, 1949.

75. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Дисс. М., 1950.

76. Фрадкина Ф. И. Возникновение речи у ребенка. «Ученые записки Ленинградского педагогического института», т. XII, 1955.

77. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. «Вопросы психологии», 1956, № 5.

78. Buytendijk J. V. Psychologie des animaux, 1928.

79. Cruz e W. W. Maturation and Learning in Chicks. „Journal of Comparative Psychologie", 1935.

80. Dumas Q. Traite de psychologie. T. II, Paris, 1924.

81. Durkheim E. Les regies de methode sociologique, Paris, 1895.

82. Fajans S. Die Bedeutung der Entfernung fur die Starke eines Aufforderungs-charakters beim Saugling. „Psychologische Forschungen". B. 13, H. 3-4, 1933.

83. Frisсh, K. Bees. Cornell Univ. Press, 1950.

84. Guillaume P. Limitation chez l'enfant. Paris, 1925.

85. Guthrie E. R. The psychology of learning. N. Y. 1935.

86. Halbwachs M. Les cadres sociaux de la memoire. P. 1925.

87. Hilgard E. R. Theories of learning. N. Y. 1948.

88. Janet P. L'evolution de la memoire et de la notion du temps, 1928.

89. Janet P. L'evolution psycliologique de la personnalite, 1929.

90. Katz D. Animals and Men. London, 1953.

91. Leontiev A. L'individu et les oeuvres humaines. „Les etudes philosophiques, № 3, 1957.

92. Marx K., Engels F. Historisch-kritische Gesamtausgabe, B. 3, Berlin, 1932. 9i. Meyerson I. Themes nouveaux de psychologie ob-jective. „Journal de psychologie normale et pathologigue", 1954.

94. Meyerson I. Le travail, fonction psycliologique. „Le travail, les metiers, l'emploi", 19.W.

95. Molitor A. Neue Versuche und Beobachtungen an Grabwespen. I – IX. „Biologisches Zentralblatt", 1931-1938.

96. Murray H. A. (editor). Explorations in Personality, 1938.

97. Nuttin I. Tache, reussite et echec. Lonvain, 1953.

----------------------------------------------------------- 44 ----------------------------------------------------------

98. Piaget J. La formation du symbole chez l'enfant, 1945.

99. Piaget J. La psychologie de l'intelligence, 1947.

100. Piaget J. De la logique de l'enfant a la logique de l'adolescent, 1955.

101. Politzer J. Critique des fondements de la psychologie,; v. 1, 1928.

102. Politzer J. La crisede la psychologie contemporaine, 1947.

103. Rabaud E. La biologie des insectes et J. ц. Fabre. „Journal de psychologies 1924. № 2.

104. Shannon E. E. a. Me Саrthy, Automata Studies, Princeton Univ. Press, 1956.

105. Shepard F. and Breed F. Maturation and use in the development of an instrnct. „Journal of Animal Behavior", v. 3, 1913.

106. Skinner B. F. Verbal Behavior. N. Y. 1957.

107. Stevens S. S. Handbook of experimental psychology. N. Y. 1951.

108. Thorpe L. P. and Schmuller A. M. Contemporary theories of learning. N. Y., 1954.

109. Tilney F. The brain from ape to man. V. 2. N. Y. 1928.

110. Vygotski L. S. The problem of the cultural development of the child. «Journal of Genetic Psychology", 1929, № 3.

111. Wallon H. L'organique et le sociale chez l'homme. „Scientia", 1953.

112. Watson H Imitation in Monkeys, Psychol. Bull., 5. 1908.

113. Wolfe J. B. Effektiveness of Taken Rewards for Chimpanzees. Comparative Psycholog. Monographs", v. 13. 1936.

114. Yerkes R. and Yerkes A. The Great Apes, 1929.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

[ 1/2 ] Ананьев Б. Г. Вклад советской психологической науки в теорию ощущений
[ т. 1, с. 45-56 ]

 

Первоисточник:

Ананьев Б. Г. Вклад советской психологической науки в теорию ощущений // Психологическая наука в СССР. – Т. I. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – С. 45-56.

 

----------------------------------------------------------- 45 ----------------------------------------------------------

 

 

Вклад советской

Психологической науки

В теорию ощущений

Б. Г. Ананьев

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.215 с.)