Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон единства противоречия, как логический законСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В марксистско-ленинской философии, как известно, основным законом онтологии является закон единства противоречия. В диалектической логике, которая представляет собой онтологическую логику, роль основного закона выполняет именно закон единства противоречия. «Логика вещей» определяет логику мыслей. Закон противоречия существует в логическом в своеобразном, специфическом виде. Об единстве противоречия, как логическом законе, было сказано достаточно; здесь для нас важно подчеркнуть, чем доказывается своеобразность этого закона как именно логического закона и в чем состоит его логический характер. Противоречие и единство противоречащих, как было сказано, абсолютно и логически. Логическая абсолютность единства противоречия выражается в том, что его отрицание (так же, как и отрицание противоречия) невозможно и, что самое главное, его отрицание утверждает его же. В этом смысле абсолютны и такие моменты единства противоречия, как отрицание и противоречие. Отрицание отрицания есть именно отрицание. Отрицание противоречия само создает противоречие; отрицание, как сущность противоречия, по существу есть противоречие. Отрицание целиком единства противоречия полагает его же, поскольку при таком отрицании, как это выяснилось выше, оно представляется как односторонность, которая становится необходимой для односторонности, полученной в результате ее отрицания, т.е. возникает необходимость нового единства противоречия и т.д. Эта нелепость уже является полаганием необходимости единства противоречия. Поэтому мы и говорим, что невозможно отрицание противоречия и что это отрицание, вследствие здесь указанного, полагает его же. Эта логическая рефлексивность единства противоречия доказывает его абсолютность в логическом. Закон единства противоречия является и логическим законом, поскольку он действует в логических формах, как основной, существенный. Единство противоречия с необходимостью действует в логическом, поскольку логическая связь, как выяснилось, есть синтетическая связь, с необходимостью содержащая аналитичность; она есть единство аналитичности и синтетичности, т.е. единство противоречащих. Логическое по своей природе диалектично. В дальнейшем (при рассмотрении природы доказательства) будет подробно выяснено, каким образом синтез-анализ есть единство противоположностей. Специально будет выяснено (в теории умозаключения) и то, что в логическом единство противоречия реализуется непосредственно, прямо и полностью только в бесконечном умозаключении, которое является сущностью доказательства. А здесь, на основании уже выясненного материала, можно сказать, что единство противоречащих является логическим в том смысле, что оно имеет природу категории логического. Как это было отмечено выше, закон единства противоречия может иметь в логике и другое название. Единство противоречия в логическом есть самополагание, осуществляемое посредством внутреннего отрицания, поэтому этот закон может быть назван законом самополагания, если самополагание понимается как самополагание внутренним отрицанием, а не самоутверждение в тавтологическом смысле (что часто так и понимают). В синтетически-логическом имеется необходимое единство различных. Различие содержит внутреннее отрицание. Оно полностью представлено в противоположности-противоречии, именно тогда, когда мы имеем дело с логической связью категорий, которая действует по существу в каждом суждении и умозаключении. Суждение «частное есть общее» необходимо содержит отрицание, противоположность-противоречие, что высказывается отрицательным суждением так: «частное не есть общее». То положительное, которое с необходимостью содержит противоречие, есть единство противоречащих, осуществленное как самоутверждение. В логике то, что содержит внутреннее отрицание, является самополагающимся самополаганием, которое действует в суждениях, умозаключениях, переходе суждения в умозаключение, в определенных умозаключениях и является сущностью доказательства, логическим началом доказательства (это обстоятельство в последующем будет рассмотрено специально. Оно обосновано в нашем труде «Начало доказательства», 1963 г.). Таким образом, в логике закон единства противоречия является законом самополагания.
Логический закон и правило
В логике по сей день точно не установлено, что называется законом и что правилом. Правда, то или иное употребление слов «закон» и «правило» зависит и от соглашения, но всё-таки нужно внести ясность в этот вопрос. Логическим законом должен быть принцип, который действует в каждой форме логического, несмотря на то, будет ли этот закон основным или неосновным законом односторонности или сущности логического. Логическим правилом называется положение, которое действует только в какой-нибудь форме мысли. Надо сказать, что логический закон можно назвать правилом, но не наоборот, не каждое правило есть закон, поскольку законом может быть только такое правило, которое является общим для всех логических форм. Как это мы увидим в последующем, существует такое умозаключение, которое вместе с тем является и доказательством. Поэтому не будет разницы между его законом и правилом; ему подчиняются также и составные части умозаключения-суждения. Такой закон, или правило есть закон и правило категории логического или бесконечного умозаключения. Слова «закон» и «правило» имеют совершенно другой смысл в математической логике. Логическим законом называется тавтологичное или всегда истинное положение, т.е. такое предложение, которое является истинным несмотря на истинность или ложность его составных частей, функцию истинности которых оно представляет. Логическое правило в математической логике в действительности есть не логическое, а металогическое правило, как напр., способ подстановки, применение которого носит механический характер. Функциональное отношение также не является логическим отношением (понятие функции есть основное понятие математики, а не логики) и механический процесс не имеет характера логической необходимости. Поэтому в логике логический закон и правило, мы должны понимать так, как это было сказана выше.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ (5)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.006 с.) |