Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подчиненный характер законов формальной логикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Законы мышления» формальной логики показывают, какой не должна быть логическая связь, когда она невозможна, а не то, какой она должна быть и как она положительно возможна или осуществлена. Для существования логической связи необходимо ненарушение тождества, недопущение противоречия, упразднения самого себя, исключение третьего для противоречия и т.п. Поэтому, как было сказано, для «законов мышления», как отрицательных положений, требуется объясняющее основание; они не первичного характера и должны подчиняться положительному, основному, более существенному и более внутреннему. Постольку они более внешни и поверхностны по сравнению с теми положительными и необходимыми и достаточными для логической связи условиями, которым они подчиняются и должны подчиняться. Как было сказано, еще Фихте указал на то, что закон тождества — «А есть А» подчиняется «Я есмь» как самополаганию. «А есть А» то же самое, что и «если есть А, то есть А», где нет указания, что же такое А; это только форма, как условное полагание, подчиняющееся самополаганию, которое является не только формой, или только содержанием, а содержательной формой. Для Гегеля закон тождества есть закон рассудка, который необходим, но недостаточен для логической связи; тождество переходит в свое противоречие, в отрицание (отрицательная диалектика) согласно своей природе, но составляет момент спекулятивного (положительной диалектики). Для Когена первым или основным законом является не закон тождества, а суждение первоначала (Ursprung)[76] и т.п. Одним словом, закон тождества должен подчиняться другому закону. Тождество есть момент единства, невозможность противоречия есть момент противоречия, а положение исключенного третьего само содержит и опирается на третье. Как это было отмечено выше, — не закон единства противоположностей подчиняется законам невозможности противоречия и исключенного третьего, а наоборот, они подчиняются ему. Эти законы обосновывает закон единства противоречия как свои собственные стороны — моменты. Можно больше сказать о «законах мышления» в математической логике. Закон тождества — А→А тоже самое, что и ĀvA, т.е. он равняется закону исключенного третьего — AvĀ. И закон невозможности противоречия А·Ā имеет тот же смысл, что и закон исключенного третьего; но разделительность этого закона в основном неисключающая, поэтому она непригодна для необходимости умозаключения (если умозаключение не сведено к исчислению). «Законы мышления» в математической логике не являются законами логического отношения основания-следствия[77], они — законы определенного функционального отношения — законы функции истинности, тогда как логическая связь есть связь основания-следствия. Таким образом, «законы мышления» формальной логики (три закона Аристотеля) имеют подчиненный характер. Поэтому, формальная логика представляет собой низшую, подчиненную, а диалектическая — «высшую логику». Связь логических законов
Если рассмотрение логических законов мы начнем с закона тождества, то надо сказать, что согласно этим законам тождество, подразумевающееся законом тождества, есть нечто наипростейшее — оно настолько просто и абстрактно, что не отделяет истину от лжи, правильность от неправильности, в том смысле, что не только истинное и правильное тождественны себе, но и ложное и неправильное. Если бы ложное или неправильное не были тождественны себе, то они и не были бы таковыми, а истинными или правильными. Несмотря на это, тождество необходимо для всего, в частности для истины и правильности. Закон тождества с необходимостью связывается с законом невозможности противоречия, так как положение о невозможности противоречия есть отрицательное выражение положения тождества (если не примем во внимание один момент — момент синтеза вположении о невозможности противоречия, о котором речь шла выше). Это уже означает, что для формы положительности логически необходима форма отрицательности (затруднение, указанное Фихте). Игнорирование этой необходимости со стороны логики есть измена по отношению к себе; а ее полагание есть определенный переход от формы положительности кформе отрицательности; это уже необходимость противоречия, которая положительно предусмотрена в моменте синтетичности, подразумевающемся в положении о невозможности противоречия (в приписывании чему-либо отличного отчего признака). Вместе с тем, как было сказано, невозможность противоречия заранее подразумевает противоречие, что, со своей стороны, исключает третье, поскольку противоречие состоит только из двух полных конечных сторон; этим уже реализован переход в сферу положения исключенного третьего. Так с необходимостью связывается закон исключенного третьего с законами тождества и невозможности противоречия (эта связь имеет характер некоторого развития, который в последующем станет более ясным). Невозможность третьего и исключение противоречащего есть уже полагание нечто, которое «больше» тождества. В этом смысл закона полагания. Этим осуществляется переход к закону полагания. Но это полагание переходит в отрицание, так как полагание чего-либо есть в то же время отрицание другого. Этим мы перешли (перешло «дело») к закону отрицания, выяснилась необходимость перехода к этому закону, закон полагания связался с предшествующими ему законами. Исключение-отрицание другого возможно на основе различия или разности, посредством применения категории различия; поэтому и существует закон, соответствующий этой категории — закон различия. Все это означает, что необходим и существует закон необходимости тождества и различия. Из этого с необходимостью вытекает, что существует и действует закон необходимого второго. (или же закон получения нового), который соответствует одному основному закону диалектики; закон перехода количества в качество и обратно — закон перехода одного качества в другое новое качество действует в логическом как закон необходимого второго. Необходимость различия для тождества есть необходимость для одного второго (другого). Тождество и различие являются противоположными друг другу понятиями, поэтому должен существовать и существует закон необходимости противоположностей (не их единства, а только необходимости). Это есть, например, необходимость конечного для бесконечного, необходимость общего для частного и т.п. Этим мы получаем отрицательную диалектику в логическом (в смысле антиномий Канта). Но противоположность в категориях то же самое, что и противоречие; поэтому существует не только закон необходимости противоположностей, но и закон необходимости (не единства) противоречия (полностью представленная отрицательная диалектика). Так реализуется переход в сферу этого нового закона. Если существует противоречие и его необходимость, то, ясно, должно существовать какое-то определенное «третье», необходимое для противоречия (например, само противоречие). Следовательно, существует и закон необходимого третьего. Но противоречием исключается определенное третье, поэтому существует и основание противоречия, в противном случае оно было бы невозможным, т.е. существует необходимое, первое для противоречия. Таким образом, получаем закон необходимого первого — переходим в сферу этого закона. Необходимой стороной противоречия является взаимоисключение. Поэтому и существует взаимоисключение и соответствующий ему закон (взаимоисключения). Но противоречие означает и то, что полаганием одного исключается (не только другое, но и) противоречащее; таким образом, получаем новый закон, который мы выше назвали законом отрицания полаганием. Противоречие есть не только отрицание полаганием, но и полагание отрицанием, поэтому существует и действует и закон полагания отрицанием. Но противоречие есть не только взаимоотрицание (таковое, как было сказано, было бы невозможным), но и взаимополагание. Таким образом, у нас есть полное основание сказать, что в логическом действует и закон взаимополагания. А этим мы уже подошли (само «дело» привело) к тому положительному, которое в логическом является результатом отрицания отрицания. Существует и логический закон отрицания отрицания. Каждая из противоречащих сторон есть отрицание отрицания, поскольку каждая из них представляет и положительность. Поэтому противоречие есть двустороннее или двойное отрицание отрицания, результатом которого является единство. Поэтому, в логическом существует и действует закон единства. Это единство есть определенное основание, которое оправдывает всякое другое основание и придает смысл всякому другому логическому основанию. Таким образом, в логическом действует и закон основания. Для противоречия необходимо определенное единство, как его основание. Противоречие возможно на основании единства. Следовательно, в логическом существует закон единства противоречия, логический закон единства противоречия. Все вышерассмотренные законы представляют собой односторонности закона единства противоречия, как закона логического. Вышерассмотренная связь между законами является развивающейся связью, логическим переходом-развитием. В единстве противоречия снимаются и сохраняются все его стороны, как необходимые для него моменты. Такова, вкратце, связь логических законов, их субординация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.009 с.) |