Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть вторая. Логические формы мысли↑ Стр 1 из 96Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава первая (5). Суждение Глава вторая (6). Непосредственное умозаключение Глава третья (7). Конечное опосредственное умозаключение Глава четвертая (8). Понятие Глава пятая (9). Бесконечное умозаключение 1. Понятие бесконечного умозаключения 2. Правила умозаключения 3. Полнота логической формы мысли Часть третья. Доказательство Глава первая (10). Тождество диалектики, логики и гносеологии Глава вторая (11). 1. Методы доказательства 2. Пути решения проблемы индукции 3. Категориальные методы 4. Диалектический метод доказательства Глава третья (12). Начало доказательства
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящим трудом, я, в известном смысле, закончил работу, начатую в 1934 году, когда готовил кандидатскую диссертацию (защищена в 1938 году) на тему о редуктивных методах доказательства. Изучение обратных логических связей с точки зрения материалистической диалектики привело меня к понятию бесконечно-логического, бесконечного умозаключения, о котором я впервые сделал доклад в 1947 году на научной сессии Института философии АН ГССР (тезисы доклада были опубликованы на грузинском и русском языках). Этот доклад под заглавием «К проблеме умозаключения» был опубликован в 1949 году в первом томе трудов Института философии Академии наук Грузинской ССР. Именно здесь было впервые дано определение бесконечного логического: «бесконечное есть то, отрицание чего утверждает его же» (упомянутые «Труды», стр. 132). Понятие бесконечного умозаключения более полно было представлено в трудах: «К марксистско-ленинскому пониманию логического» (1952, глава II) и «О диалектической природе логической связи» (1956, глава вторая — «К определению логического»). Именно с точки зрения понятия бесконечного умозаключения и были сведены счеты с гегелевской идеалистической диалектической логикой в труде «Рациональное зерно в теории умозаключения Гегеля» (1959 г.). Понятие бесконечного умозаключения было представлено в более развитом виде в моей книге «Начало доказательства» (1963). Предлагаемая монография подытоживает и развивает всю эту работу; в ней сделана попытка создания системы диалектической логики именно на основе понятия бесконечного умозаключения. Эта книга является, вместе с тем, и программой дальнейшей разработки проблем диалектической логики, многие из которых — подобно проблеме начала доказательства, рассмотренной мною в отдельной работе, — требуют специальных монографических исследований. На их основе можно будет представить в полном виде то, чему посвящается данная книга. Проблема диалектической логики признается сегодня актуальнейшей проблемой логики не только в Советском Союзе, но и на буржуазном Западе. Об этом говорит, например, то, что Вуд[1] и Веркмейстер[2] изучают проблему «самоотрицающихся положений», Хайсс[3] и Гюнтер[4] рассматривают факты логической «двузначности» и рефлексии, анализируют трудности диалектико-логического; Хайсс требует создания «логики противоречий», а Гюнтер обещает объяснить факты диалектико-логического мышления особой многозначной логикой. По нашему мнению, факты диалектико-логического мышления могут и должны быть объяснены только в диалектической логике. По вопросам диалектической логики в Советском Союзе написано много работ (труды Розенталя, Алексеева и др.). Однако создание диалектической логики, именно как логики, остается задачей, так как вне внимания осталась основная проблема с ее трудностями, ответом на которую должна являться и является диалектическая логика; не выявлена логическая форма единства противоположностей, основная логическая форма, и поэтому не раскрыта природа диалектико-логического развития логических форм мысли. Ближе всех к решению проблемы подошел проф. Л. Гокиели в работе «О природе логического» (1958), в которой разработано учение о «коренных выводах». По нашему мнению, «коренной вывод» проф. Л. Гокиели есть лишь один момент — и то не полностью представленный — нашего «бесконечного умозаключения», поскольку «бесконечное умозаключение» есть логическое единство противоположностей, т. е. положительная диалектика, тогда как «коренной вывод» представляет собой отрицательную диалектику, именно необходимость противоположного в отрицательном аспекте (например, отрыв общего от частного вызывает регресс в бесконечность, что в отрицательном аспекте выявляет неразрывность общего и частного; но, вместе с тем, бесконечность регресса делает невозможным оформление противоречия). Диалектическая логика есть философская логика; поэтому здесь мы только мимоходом касаемся «математической логики», которая является специальной отраслью математики. Однако следует отметить и то, что центральное место в нашем труде занимает та главная трудность (трудность «двузначности», парадоксов или антиномий которых касаются труда Хайсса, Гюнтера и других), которая встает перед математической логикой и решение которой, по нашему мнению, возможно только в диалектической логике. Мы думаем, что логика не может не быть философской наукой, поскольку она одна и та же в отношении всякого научного знания, имеет универсальный характер. Как было отмечено, мы давно уже утверждаем, что диалектическая логика, — как логика единства противоположностей, реализованного в формах мысли, — является логикой бесконечного умозаключения. Но положение о бесконечном умозаключении, думается, окончательно оправдано тем, что мы смогли на его основе построить всю логику в виде настоящего труда. Вся диалектическая логика является развернутым бесконечным умозаключением, и, наоборот, бесконечное умозаключение есть сжатая — представленная в виде одной единой логической связи — логика. Новая программа нашей партии, как программа развернутого строительства коммунизма, и решения XXIII съезда КПСС прямо требуют усовершенствования методов научного познания и их практического применения. Логикой же научного познания является, в первую очередь, диалектическая логика. Она, как логика научного познания — знания используется как способ, метод познания, являясь одновременно и методом действия. Настоящий труд не только исследование — попытка создания диалектической логики; он является и курсом диалектической логики, который мы несколько, раз читали, студентам философского факультета Тбилисского государственного университета. Этим обусловлены многие характерные черты данного труда, в частности то, что он состоит из трех определенных частей. Данное в книге расположение материала оправдано с педагогической точки зрения, для диалектической логики как курса и для легкости освоения материала; Система диалектической логики, как система диалектико-логического развития форм мысли и осуществленная в ней необходимость, требует перегруппировки материала этого труда приблизительно так: 1) первая глава выполнит роль введения; 2) остальной материал должен разместиться в главах «суждение», «бесконечное умозаключение» и между ними, таким образом: а) глава «Природа общего» должна быть помещена перед главой «Понятие», б) «Категории логического» — между главами «Понятие» и «Бесконечное умозаключение», в) «Логические законы мысли» — в правилах бесконечного умозаключения — и этот раздел должен быть выделен отдельной главой, г) вопросы, рассмотренные в третьей части книги («Доказательство»), должны быть распределены в исследовании проблем бесконечного умозаключения. Такое распределение материала требует большей глубины исследования, чем осуществленное в настоящем труде. Для такого исследования будут излишними многие элементарные положения, необходимые для данного труда, как для курса. Перегруппировка материала с точки зрения диалектической логики, как определенного развития и осуществленной в нем необходимости, легко выполнима, поскольку в данном труде эта задача в основном уже решена в виде систематического рассмотрения развития логических форм мысли. Автор с благодарностью примет дельные замечания читателей, чтобы продвинуть вперед эту попытку создания диалектической логики, усовершенствовать работу и подготовить ее ко второму изданию.
АВТОР
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
С целью установления предмета диалектической логики, а также определения понятия этого предмета необходимо, в первую очередь, выяснение того, каково отношение вообще логики и, в частности, диалектической логики к другим философским и к некоторым нефилософским наукам (например, к таким, как психология и математическая логика). Выяснение отношений между логикой и гносеологией, логикой и онтологией, а также между диалектикой, логикой и теорией познания приведет нас к пониманию особенностей диалектической логики как науки. Для понимания природы предмета диалектической логики требуется характеристика тех категорий, применение которых для нее необходимо и которые, в то же время, непосредственно подразумеваются в ее предмете. Необходимо также исследование логических законов мысли, что даст возможность существенно определить характер диалектической логики как науки и ее предмет. Следовательно, предмет диалектической логики — логические категории (в особенности категория общего) и логические законы мысли — составляют то, что должно быть рассмотрено во «Введении в диалектическую логику».
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Для определения предмета диалектической логики необходимо выяснение отношения логики к психологии, к теории познания и к онтологии, а также — соотношения между формальной и диалектической логикой и отношения последней к математической логике. Необходимо также исследование того, в чем состоит объективность логического, что такое наука логики — философская она или частная наука — и что подразумевается в положении о тождестве логики, диалектики и теории познания. Диалектическая логика, как наука, должна быть создана на основе принципиальных положений, классиков марксизма-ленинизма, на основе материалистической диалектики.
Логика и психология
Как известно, по мнению некоторых логиков (Милль, Зигварт, Б. Эрдман, Липпс и др.), логика — психологическая наука, поскольку мышление — предмет логики — является психическим феноменом, входящим в состав предмета психологии. Если бы это действительно было так, то логика как наука и не существовала бы. Она была бы совершенно лишней, ее предмет изучался бы психологией и она потеряла бы независимость. Наука, у которой нет своего собственного предмета, невозможна. Поэтому вполне естественно существование противоположной точки зрения, которая считает логику независимой — в частности независимой от психологии — наукой, поскольку предмет, изучаемый логикой, не является предметом изучения других наук, в том числе и психологии. Предметом логики, как особой науки, является особая область, не входящая в состав предметов других наук, поэтому она нуждается в особой науке, именно логике, как совершенно самостоятельной научной дисциплине. Это обстоятельство требует доказательства; и действительно, существуют аргументы, доказывающие необходимость логики, как особой науки. Разберем некоторые из них. 1. Говорят, что предметом психологии являются наши переживания, чувство уверенности и вообще психика, как процесс, развернутый во времени, а предмет логики — нечто совершенно другое. Логика не изучает наших переживаний, того, что мы в чем-нибудь уверены; нет, она имеет дело с какой-то объективностью, которая совершенно не входит в предмет психологии. Объективными, как это мы увидим ниже, могут быть независимо от мышления существующие предметы, напр., стол, числа 5, 7 и др., но также и мысли, отражающие предмет. Существует объективное и в мысли, например понятие стола и понятия чисел 5 и 7. Предметом логики являются объективные содержания мысли и связи этих объективных содержаний. 5 + 7 = 12 есть связь чисел, изучаемая арифметикой. Но 5+7=12 может быть также и нашей мыслью, определенным психическим актом и сопровождаться уверенностью, что это действительно так; такие акты и состояния входят в предмет психологии. Но существует суждение 5+7=12, которое не является ни объективно существующим предметом, ни нашим психическим состоянием или актом, — оно есть содержащаяся в мысли объективность; логика имеет дело именно с такой объективностью. Логика изучает то объективное, которое имеется в мысли. Существуют в действительности тождественные вещи; в действительности имеется тождество, которое изучается не логикой, а другой наукой. Но тождество содержится также и в мысли. Мысль не может существовать без тождественного отношения к самой себе. Мышление должно соблюдать тождество. Закон тождества является законом мысли, логического мышления. Этот закон и тождество, имеющееся в объективности мысли, входят в предмет логики. Так понятые тождество и закон тождества не являются чем-то психическим, субъективным. Тождество — логическая категория, закон тождества является законом логики, поскольку предметом логики являются формы объективного содержания мысли, а не субъективные акты мышления. Часто говорят, что предмет логики не мышление, а мысль, поскольку мышление есть процесс, реализуемый во времени и постольку являющийся предметом психологии. Это мнение можно считать правильным, если допустим, что мысль объективна в указанном выше смысле, а мышление есть содержание психических актов. Но если существует логический процесс, тогда и мышление можно принять за таковое, и в таком случае оно будет тождественным «мысли». Как мы это увидим ниже, существует не только логический процесс мышления, но также и развитие мышления, которое называется логическим развитием. Следовательно, главное — объективность мысли или мышления, что и является предметом логики. С целью разграничения логики и психологии отмечают, что истина, различение истины и заблуждения, не есть предмет психологии. Психология изучает, наряду с другими явлениями, мышление как процесс, не обращая внимания на его истинность или неистинность; это различение не касается ее. А целью логики является именно истина; предмет логики есть тот путь, которым мысль достигает истины и не впадает в заблуждение. Предметом каждой науки является какая-нибудь закономерность. Психология изучает закономерность субъективного, психического, переживаний. Если бы такая закономерность не существовала, тогда не было бы и психологии как науки. Изучаемая логикой закономерность не является закономерностью субъективного, психического; она изучает объективные законы мысли, закономерность мысли, определяемую объективно существующим предметом, изучает законы объективных — созданных предметом — определенностей мысли. Закономерность объективного, существующего в мысли, и есть предмет логики. Но существует различное — как идеалистическое, так и материалистическое — понимание содержащейся в мысли объективности, ее закономерности, ее законов. По мнению некоторых логиков, логический закон мысли является нормой, которой должна подчиняться наша мысль, чтобы не впасть в ошибку; законы логики являются нормами мышления, логика есть нормативная, и поэтому практическая, а не теоретическая наука. По мнению других логиков (напр., Гуссерля), имеющееся в мысли объективное и ее закон являются идеальными; существует сфера идеального или идеально-реального, которая совершенно независима от временно-пространственной реальной сферы, и логика имеет дело именно с этим идеальным. По Гегелю, объективное, изучаемое логикой, есть сама действительность, именно мысль, которая действительна, и действительное, которое является мыслью; объективная мысль и есть сама действительность. Эти и подобные воззрения являются объективно-идеалистическими, ненаучными воззрениями. Как это выяснится в последующем, логический закон мысли есть совершенно определенная форма общности существенной и необходимой связи, наличествующей в содержательной мысли, и не представляет собою чистой нормы. Логические законы — это объективное в мысли. Они могут служить и нормами, поскольку для достижения истины мысль должна подчиняться своему закону. Но используемый, как норма логический закон мысли существует как объективная форма. Логические законы мысли не являются ни априорными, ни «идеальными»; они объективны не вследствие априорности или идеальности, но попросту потому, что являются законами мысли, определяемой объективно существующей действительностью. Мысль, если она имеет объективное содержание, представляет собою отражение действительности. Именно поэтому она и объективна. Если определенность мысли создана предметом, т.е. если она является определенностью знания предмета, тогда, ясно, она будет объективной. Такова, как известно, понятая в смысле истины, именно, объективной истины, объективность, с которой имеет дело наука логики. Предметом логики является не сама действительность (которая у Гегеля тождественна мысли), но то объективное, которое содержится в мысли и существует в форме мысли. Так как логический закон мысли является своеобразным объективным законом, поэтому его нельзя отождествлять с техническим правилом или способом, поскольку техническое правило можно заменить и оно может считаться субъективным, например, удобным правилом, логический же закон имеет объективный характер. Техническая сторона логического должна быть понята как сторона объективных законов, правил или форм мысли, имеющая именно объективное значение и характер. Если имеющееся в мысли объективное диалектично по своей природе, то и логическое будет таковым и вследствие этого станет возможной и необходимой диалектическая логика (но об этом у нас разговор будет дальше). 2. Для различения логики от психологии мы должны отличить психологическую очевидность от логической очевидности. Психологически очевидное есть субъективно очевидное. Невозможное и ложное само по себе может казаться психологически очевидным, психологически истинным и возможным. Мы можем ничего не знать о нечто, но несмотря на это, оно может казаться нам и очевидным и убедительным. Например, для верующего существование бога является и очевидным и убедительным, несмотря на то, что он не знает и не может знать о нем ничего, поскольку его нет. Логически очевидное есть нечто совершенно иное; оно есть не субъективно, а именно, объективно очевидное; психологическая очевидность не является объективной очевидностью. Переживание психологически всегда очевидно, оно не может не быть очевидным. Психологическая очевидность непосредственна как интуиция, несмотря на объективность или необъективность очевидно представленного. Но сама очевидность требует уяснения, необходимо уяснение понятия очевидности; нужен ответ на вопрос, что такое очевидность? Уяснение понятия очевидности уже не является непосредственным и, в этом смысле, очевидным; понятие очевидности требует объективной очевидности. Что может быть в мысли объективно, логически очевидным? Объективно, логически очевидным в мысли может быть только то, что не может быть иным не только для нас (таковым будет и переживание, поскольку возможно, что мы не в состоянии переживать иначе), но и само по себе — объективно. Но утверждение того, что нечто существует, так, а не иначе, уже является доказательством. Логическая очевидность является очевидностью доказательства — она есть правильность доказательства, которая и является логической истиной. Логическая очевидность есть очевидность всестороннего доказательства, которое психологически может быть и совершенно не очевидным. Точное доказательство какой-нибудь теоремы возможно психологически будет труднопредставляемым, но логически оно будет очевидным; психологически очевидное может совершенно не подчиняться логическому доказательству. В сновидении, даже бессмыслица может выглядеть психологически очевидной. Очевидность доказательства есть его аподиктичность. Аподиктичность доказательства то же самое, что и объективность мысли, логическая объективность. Предмет логики — именно это доказательство, являющееся установлением логической очевидности. Доказательство чего-нибудь есть демонстрация, установление его необходимости. Объективное в мысли то же самое, что и необходимое. Доказательство имеет природу логической необходимости. В мысли необходимое и объективное одно и то же (а субъективное является случайным). Если доказательство имеет диалектическую природу, то и логика будет диалектической (разговор об этом будет идти ниже). 3. Говорят, что психология изучает психическое, которое подвержено постоянному изменению во времени. Переживания непрерывно меняются во времени. В отличие от этого утверждают, что логика имеет дело не с психическим, постоянно изменяющимся во времени, а с неизменным. Логический процесс не является процессом во времени (посылки не предшествуют заключению во времени). Логика изучает те законы, которые неизменны во времени. Но на это могут возразить, что с такими законами имеет дело не только логика, но и каждая наука, в том числе и психология. Если бы психология не изучала неизменные законы изменяющихся явлений (неизменные по сравнению с последними), то она и не была бы наукой. И в самом деле, всеобщий закон изменения и развития сам должен быть неизменным. Если бы изменялся и этот закон, то для объяснения этого изменения потребовался бы другой закон и так до бесконечности, что представляет собою нелепость. Смысл положения о том, что все изменяется, сам не должен изменяться, в противном случае мы будем вынуждены признать то изменчивость, то неизменность, т.е. считать изменчивость чем-то случайным, а это не соответствует первому положению, исключает его. У изменчивых явлений имеются свои неизменные, сравнительно с ними, законы. Частные, неосновные законы могут изменяться соответственно изменению явлений, поскольку закон есть внутренняя, необходимая связь именно явлений, но основной закон должен быть идентичным в отношении всего изменения. В логике и само «явление» не изменяется во времени; например, какое-нибудь умозаключение, как процесс, не имеет временного характера. С таким неизменным и имеет дело логика. О возможности и необходимости логического изменения и развития у нас разговор пойдет ниже (мы в дальнейшем и взаимосвязь логических законов представим в виде развития), поэтому здесь мы удовлетворимся уже сказанным. Логическое есть объективное, необходимое, оно не является изменяющимся психическим процессом. Каждый акт или процесс мысли, протекающий во времени, заранее подразумевает логически объективное, на основании чего мы и понимаем характер временного процесса. Постольку психическое заранее подразумевает логическое, опирается на него. Поэтому логической основой психологии, как и других наук, является логика, но не наоборот. 4. Говорят, что психология имеет дело с релятивным, а логика — с абсолютным; если психологическая очевидность и уверенность изменчивы, то логическое — предмет логики — есть только абсолютное (Гуссерль и др.). В мысли содержится абсолютное, которое и изучается логикой. Это мнение правильно только отчасти, поскольку возможно и непсихологическое релятивное (как это мы увидим ниже); и логическое тоже может быть релятивным. Если логическое абсолютно, то его какой-либо момент будет релятивным, будет иметь смысл в отношении к абсолютному. Но невозможно признание только релятивного и отрицание абсолютного, поскольку признание чистой релятивности будет признанием релятивного за абсолютное, что является нелепостью. Также ошибочно признание только абсолютного и отрицание релятивного, поскольку абсолютное, взятое без релятивного, само есть релятивное; абсолютное имеет смысл только по отношению к релятивному. Поэтому абсолютное есть единство самого абсолютного и релятивного. Поэтому логика изучает абсолютное в релятивном. Но это абсолютное есть не вообще абсолютное — таковой была бы вся действительность, которая является предметом другой науки, а не логики; то абсолютное, с которым имеет дело логика, есть определенные действительностью содержание и форма мысли; это есть объективное в мысли. Здесь абсолютное совпадает с объективным (В. И. Ленин). Логическое, как предмет науки логики, в самом деле не является релятивным в том смысле, будто оно зависит от меня, от нас, вообще от нашего сознания или нашей организации. Объективное содержание мысли характеризуется всеобщностью. Логика изучает те законы мысли, которые действуют во все времена в мыслях представителя любого класса. Открытия в логике суть открытия того, что существует и действует в мысли. Невозможно логическое отрицание объективного содержания мысли, так как в таком случае мы должны были бы признать само это отрицание и объективным и абсолютным. Итак, логика имеет дело с существующим в мысли объективным — абсолютным, — стороны-моменты которого являются релятивными. Релятивное обосновывается абсолютным, абсолютное содержится в релятивном. Вся история логики является не чем иным, как историей открытия отмеченных здесь сторон-моментов. Чистый релятивизм представляет собой психологизм и субъективизм. Психологизм и релятивизм в логике являются отрицанием логики. Логика невозможна в том случае, если господствует «принцип терпимости» (Карнап), если нет «морали», если логическое правило и закон зависят от нас. Показанное выше отношение между абсолютным и релятивным является диалектическим отношением, поэтому можно сказать, что диалектика абсолютного и релятивного в мысли делает возможным и обосновывает диалектическую логику. Сказанного достаточно для вывода: психология и логика являются независимыми друг от друга науками, у каждой из них — свой собственный объект исследования. Логика и гносеология
Если мысль, как психический акт, нейтральна в отношении истины и заблуждения, то логическая мысль является истинной, обладающей объективностью истины. Такая мысль является отражением действительности, знанием, как определенным отражением (не всякое отражение есть знание). Целью мышления как познания является достижение истины. Истина есть то объективное содержание мысли, которое независимо от субъекта и от самой мысли; оно зависит от предмета, существующего независимо от мысли (согласно ленинской теории отражения). Если вышеприведенное верно, то логика должна иметь дело со знанием; она должна быть наукой о законах знания, именно истинного знания, поскольку только в знании возможно то объективное, которое имеется в мысли. Но о самом знании существуют различные мнения, не все одинаково понимают его сущность. С точки зрения некоторых, возможно только эмпирическое знание, получаемое путем индукции, и поскольку индукция, по их мнению, содержит в себе вероятность; постольку и сами познание и знание характеризуются вероятностью. Вероятное есть релятивное, оно отрицает абсолютное; поэтому такое понимание знания является психологистическим. Эта точка зрения ведет скорее к отрицанию логики, чем к ее обоснованию. Поэтому возможна и существует и такая точка зрения, согласно которой знание необходимо должно характеризоваться аподиктичностью, в противном случае знание как таковое было бы невозможно. В аподиктичности же оправдываются логические законы, имеющие объективный характер. Существует также точка зрения, согласно которой аподиктичность и индуктивность знания не исключают друг друга; напротив, логическое знание, логика является индуктивной наукой, дедуктивна же другая наука (Наторп, Коген); но это уже своеобразное понимание индукции, индуктивной и дедуктивной науки (об индукции ниже). Если истинность логического, логических законов мы постигаем индуктивно или дедуктивно, то это постижение мы осуществляем опосредствованным путем, и в таком случае сама логика и вообще наука признана сферой опосредствованного знания. Но существует и такая точка зрения, согласно которой, хотя истинное знание не непосредственно (не чувственно-непосредственно), но истинность логических, законов постигается непосредственно, нечувственно-непосредственным путем; аподиктическая очевидность состоит как раз в непосредственности, а не в ее отрицании; истинность логических законов мы постигаем только непосредственно; здесь то и есть аподиктичная очевидность, имеющая идеальную природу; истина непосредственно переживается в суждении; это переживание является актуальным объективным переживанием (это — точка зрения Гуссерля). Как это было сказано выше, по нашему мнению, логическая очевидность — это очевидность опосредствования или доказательства (как это мы выясним ниже); непосредственное является моментом опосредствования; непосредственность снимается ответом на вопрос: что такое непосредственное? только непосредственное, чистая непосредственность вообще невозможна, поскольку обособленная от опосредствованности непосредственность определяется именно опосредствованностью. Опосредствование (моментом которого является непосредственность) может быть и индуктивным и дедуктивным и диалектическим. Опосредствование, каким бы оно ни было, является доказательством, если, конечно, эта опосредствованность имеет место в логической области. Логическая или доказательная очевидность действует в области знания, в истинной мысли. Логическая истина — истина доказательства. Невозможно отрицание истинности доказательства, поскольку само это отрицание есть доказательство и поскольку само отрицание истины мы должны признать истинным, если действительно выполняем это отрицание. Невозможность отрицания истины уже указывает нам на необходимость истины, которая может быть только объективной. Эта объективность является предметом логики, но ведь она же является и предметом гносеологии? Логическое объективно, оно подчиняется объективному, но ведь такова же и истина, и знание вообще? Знание, познание должны быть объективными, иначе знание невозможно. Истиной называется объективность познания и знания. Истина может быть только объективной; объективность истины есть и ее абсолютность; отрицание истины невозможно. Абсурдно считать истиной отрицание истины. Отрицание истины и логически невозможно, поскольку, в таком случае, надо принять за истину хотя бы это отрицание; то обстоятельство, что отрицание истины заставляет нас каким то образом, принять истину, что этим обнаруживается необходимость истины, означает логическое доказательство абсолютности истины. Истинность относительной истины в том и состоит, что в ней содержится абсолютная истина, ее «зерно»; постольку относительная истина является одной стороной абсолютной истины; именно такие стороны и составляют абсолютную истину. Поэтому можно сказать, что невозможно несуществование относительных истин, поскольку существует объективная, абсолютная истина. Объективность мысли, которая и является истиной, есть предмет науки логики; «Логика = вопрос об истине»[5]. Но здесь обнаруживается следующее затруднение: если логическое отличается от психологического именно объективностью, т.е. если объективное, присущее мысли, и есть предмет логики, и если истиной называется объективность мысли, то не будет ли тогда логика и теория познания (гносеология) одной и той же наукой? Чем должна отличаться логика от гносеологии? Нет ли здесь отрицания логики и признания гносеологии, или наоборот, отрицания гносеологии и признания логики? Решение этой проблемы осуществляется по разному, — имелись в прошлом и имеются в настоящем различные попытки ее решения. Можно сказать, что основной проблемой гносеологии является проблема истины, проблемой же логики является проблема не истинности, а правильности мысли; логика изучает необходимость выведения мыслей друг из друга, а не то, как возможно соответствие мысли с действительностью и отражение действительности в мысли. Постольку должны быть две науки: 1) логика — наука о правильности мысли и 2) теория познания — наука об истинности мысли. И в самом деле, теория познания изучает то, каково отношение между бытием и мышлением, как возможны объективность и истинность мысли, а логика изучает только правила и законы мысли, именно объективной мысли; но разве не одно и то же объективность и истинность мысли? По мнению некоторых логиков, теория познания является основой логики, так как: 1) логика есть часть теории познания, поскольку правильность мысли есть одна сторона истины, 2) логика является гносеологической наукой, поскольку она имеет теоретико-познавательный характер, ведь она должна изучать законы объективного, истинного познания? По мнению других, логика является основой теории познания (а не наоборот), так как: 1) познание, знание опирается на определенные логические условия; знание возможно только на основе определенных логических условий; знание, кроме реальных условий, должно иметь и логическое основание; 2) всякое знание и наука употребляют одни и те же логические формы, законы и правила; научное знание существует только в определенных логических формах и подчиняется определенным логическим правилам и законам; 3) всякое научное знание должно быть логически обоснованным знанием и т.д. Согласно точке зрения других логиков, ни логика не есть основа гносеологии, ни гносеология не является основной логики; в действительности они представляют одну и ту же науку; логика и теория познания одно и то же, так как объективность логического и объективность знания одно и то же. Задачей теории познания является исследование того, каким образом имеет наше знание объективный характер, а логика изучает правила и законы уже имеющегося объективного знания, правила и законы связи мыслей, осуществленные в знании. Предметом логики является объективное содержание мысли, а не познавательные акты — временный, исторический и фактический процесс познания. Логика изучает путь мысли к истине, те законы и правила, посредством которых мы отличаем истину от лжи. В этом смысле истина определяет логическое; но путь доказательства истинной мысли является предметом только логики. Доказательство является объектом изучения логики, но доказательством называется необходимый вывод заключения из истинных посылок, поэтому выходит и то, что логика и гносеология одно и то же, и то, что они должны быть различными науками. Необходимо устранение этой двусмысленности. Логика не изучает живое созерцание — ощущения, восприятия и представления, которые необходимо должны предусматриваться теорией познания; логика не изучает процесс познания, историю познания, с которыми должна иметь дело теория познания. Логика не изучает отношения между относительной и абсолютной истиной, не выясняет критерия истины и т.п., для теории же познания решение этих вопросов имеет существенное значение. Правда, логика не изучает историю познания, но она не может не иметь дела с результатом истории познания, с «узловыми пунктами» истории познания. Узловыми пунктами истории познания являются категории (В. И. Ленин), понятия, которые как именно понятия, должны изучаться логикой, поскольку понятие представляет собою одну из логических форм мысли и оно необходимо входит в объект исследования логики. Логика изучает и должна изучать категории как понятия, законы и правила их взаимосвязи и то, что подчиняется им. В этом смысле, логика является сущностью теории познания и в сущности совпадает с ней. Логическое, как предмет науки логики, представляет собою сущность и всеобщую природу истории познания. Следовательно, в одном аспекте логика и теория познания совпадают д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.014 с.) |