Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон полагания отрицанием (15)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Известно, что отрицание истинности какого-нибудь положения, т.е. его ложность, полагает истинность противоречащего ему положения и наоборот. Если частноотрицательное суждение ложно, то истинно общеположительное и наоборот. Несомненно, возможно и применяется такое отрицание, которое не полагает иного, но для логической связи является существенным и более основным утверждение другого (или самого себя) посредством отрицания чего-либо. Нечто есть это, а не другое вследствие того, что оно именно не есть другое; что нечто не есть другое, именно вследствие этого оно есть это. Роза имеет красный цвет вследствие того, что она не имеет другого цвета; если роза не имеет никакого цвета, кроме красного, то, ясно, она красного цвета. Формально-логическое бесконечное суждение, т.е. отрицание предикатов, полагает нечто положительное; это полагание осуществится, если предикаты конечны; если имеется бесконечное множество Предикатов, тогда положительное приписывание предиката остается целью, но такое приписывание и придает смысл отрицательному предикату. Но в определенной сфере достаточно и одного отрицательного предиката для приписывания положительного; например, если нечто не есть общее, то оно частное; если нечто, не конечно, то оно бесконечно, и наоборот. В таком случае вопрос по существу решается. Таким случаям подчиняется смысл бесконечного суждения с бесконечным множеством отрицательных предикатов, поскольку множество отрицательных в сущности есть одна отрицательность. А есть А вследствие того, что оно не есть не-А; вследствие не-А есть А именно А. Понятие А с необходимостью подразумевает признак противоречащего ему, как определенного отрицания. Также, не-А с необходимостью подразумевает А, оно ведь есть именно не-А. Это обстоятельство полностью реализуется в противоположных категориях: нечастное есть общее, необщее есть частное и т.д. Как известно, для материалистической диалектики вполне приемлемо положение, что каждое определение есть отрицание (omnis determinatio est negatio). Определение или определенность нечто создается содержащимся в нем отрицанием. Это есть это вследствие того, что оно не есть другое, и это другое содержится в нем. Это есть это вследствие того, что в нем есть отрицание, которое определяет его; в жизни есть момент смерти, в капитализме находится его могильщик, в относительном — неотносительное (относительная истина содержит абсолютную) и т.д. Полагание отрицанием полностью осуществляется в категориях, именно во взаимосвязи противоположных категорий. Как было сказано, если нечто не есть конечное, то оно бесконечное; если нечто не является частным, то оно общее и т.д. Но конечное таково именно тем, что содержит бесконечное как свое отрицание; понятие конечного с необходимостью подразумевает понятие бесконечного. Понятие частного содержит и признак понятия общего в том смысле, что частное есть частное именно вследствие общности. Если бы в частном не подразумевалось общее, то оно не было бы частным; частное имеет смысл его противоположным, его отрицающим; частное полагается его отрицанием — общим, а общее его отрицанием — частным. Относительное есть относительное именно через абсолютное. Относительная истина не будет истиной, если она только относительна и вместе с тем не является и абсолютной — отрицающей относительную. Таким образом, если полагание отрицает, то отрицание полагает. Закон взаимополагания (16)
В формальной логике доказано, как производится полагание одним положительным второго положительного; посылки положительного заключения должны быть положительными; положительное основание дает положительное следствие; полагание основания с необходимостью вызывает полагание следствия. Так же для отрицательного следствия, как говорил Аристотель, необходимы и положительное и отрицательное. Если посылки только положительны, то отрицательное заключение невозможно. Это тоже есть полагание следствия путем полагания основания. Но для формальной логики обращение указанного здесь положения неприемлемо, положительно-регрессивный модус считается ошибочным; признается невозможным и ошибочным полагание основания через полагание следствия, так как положение может быть доказано на основании различных положений, из которых ни одно не необходимо. Поэтому-то в формальной логике путь доказательства от тезиса к основанию лишен логической необходимости; нет необходимого следования от тезиса к основанию, иначе мы имели бы дело вновь со следованием от основания к следствию (тезис был бы принят за основание). Следовательно, в пределах формальной логики взаимополагание не осуществляется еще и потому, что полагание чем-либо другого, и наоборот — полагание этим другим первого, одно и то же, а именно полагание следствия путем полагания основания (все равно, какое положение будет взято за основание и какое за следствие, но для этого, ясно, необходимо, чтобы они могли быть взяты за таковые). Для диалектической логики, конечно, приемлемо все это, а именно приемлемо: 1) полагание следствия путем полагания основания и 2) отрицание основания отрицанием следствия; но диалектическая логика, расширяя сферу логики, доказывает и то, что возможно взаимополагание, одним моментом которого являются вышеотмеченные положения, рассмотренные в формальной логике. Взаимополагание может быть выполнено посредством отрицания. Именно это и является главным для взаимополагания. Взаимополагание является образцом диалектически-логического. Оно полностью реализуется в категориях, где непосредственно действует единство противоречия, где одна сторона противоречия не только отрицает другую, но и полагает ее, где взаимополагание осуществляется взаимоотрицанием. Если полагание одного нечто есть отрицание другого и отрицание первого — полагание второго, то они полагают друг друга посредством этого отрицания. Например, частное и общее находятся в необходимом единстве; необходимое единство частного и общего является единством противоположностей, где частное отрицает общее и наоборот (без этого не было бы противоположности), но общее, отрицающее частное, само есть частное и наоборот (как это было выяснено выше); поэтому, отрицание частного есть общее, которым полагается частное. Частное отрицает общее и наоборот, но этим отрицанием они и полагают друг друга; они полагают самих себя тем, что для них противоположно. Частное и общее отрицанием друг друга полагают друг друга. То же можно сказать о взаимополагании конечного и бесконечного и о других категориях. Основание полагает следствие, но и следствие полагает основание, поскольку следствие является с необходимостью именно следствием основания, так же как и основание является основанием следствия. Если общее получается на основании частного, то возможно и получение частного на основании общего. Отрицание частного, как было сказано, дает общее и наоборот. Обращение здесь производится посредством отрицания. Обращение основания и следствия неприемлемо для формальной логики; но нужно отметить и то, что формально-логическая индукция, как переход от частного к общему, является переходом к основанию, поскольку здесь основанием частного выступает общее. Поэтому, редукция прямо требует перехода от следствия к основанию и т.д. (Редукцию часто понимают, как оправдание следствия в основании; вместе с тем, редукция, как это мы выясним в последующем, с необходимостью требует получения его основания способом умозаключения, т.е. оправдания индукции, как логического метода). Итак, закон взаимополагания является одним из законов логического.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.009 с.) |