Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон необходимости противоречия (10)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это не закон единства противоречащих (или противоположностей), являющийся наиосновным законом положительной диалектики, а закон отрицательной диалектики, которая составляет момент положительной. Он выражает только то, что противоречащие стороны необходимы друг для друга (ничего иного в этом законе не подразумевается). Как мы знаем, стороны различия и противоположности имеют конечную природу, поскольку здесь отрицание не доводится до конца; стороны же противоречия представляют полноту конечных, поскольку здесь отрицание доходит до конца; взаимоотрицание, противоречие исчерпывает природу конечного (третье исключено). Поэтому, надо сказать, что необходимость сторон противоречия друг для друга основывается на необходимости бесконечного для конечного и наоборот. Полные конечные (таких может быть только два) наполняют бесконечность, наполняют именно то, что называется единством противоречия — противоречащих сторон. Таким образом, проблему необходимости противоречия решает необходимость бесконечного для конечного. Противоположность и противоречие различаются друг от друга также, и тем, что в противоположности «не-А» неопределенно, так как подразумеваемое в нем множество не исчерпано. Например, противоположность белого есть черное, как одно из многих, из множества цветов; в противоречии же исчерпана сущность или понятие, поскольку не-А взято целиком и, что главное, оно взято как одно определенное нечто. Такая определенность «не-А» реализуется в категориях; противоположность частного есть только общее, и обратно противоположность конечного есть только бесконечное, и обратно и т.д. Вследствие этого, в сфере категорий (именно, в категориях, отражающих сущность) противоположность и противоречие не различаются друг от друга, они одно и то же, поскольку как в одном, так и в другом случае имеются только две определенные стороны. Поэтому приведенные выше примеры необходимости противоположностей могут служить и примерами необходимости противоречия; например, частное и общее, конечное и бесконечное и т.д. Необходимость друг для друга двух взаимопротиворечащих сторон есть, прежде всего, отрицательная диалектика. Что представляет собой отрицательная диалектика? Содержание ответа на этот вопрос исчерпывает природу закона необходимости противоречия. Отрицательную диалектику Гегель называл диалектикой; по его мнению, отрицательно-диалектическое есть диалектическое, отличающееся от спекулятивного — от положительной диалектики. Гегель считал, что понятие отрицательной диалектики ясно представил Кант в своих «антиномиях», где он показал именно возможность необходимости противоречия, дал учение о нем (согласно Гегелю, диалектика Платона тоже было отрицательной диалектикой, замечательные образцы отрицательной диалектики дают апории Зенона и т.д.). Действительно, Кант в своих «антиномиях» показал необходимость противоречия, а именно, необходимость бесконечного для конечного, и наоборот. Например, Кант пытается доказать, что мир конечен, но в конце доказательства (этого положения с необходимостью получается, что мир не является конечным, что необходима его бесконечность. С другой стороны, он пытается доказать, что мир является бесконечным, но в конце доказательства этого с необходимостью получается невозможность бесконечности мира и необходимость его конечности. Точнее: при доказательстве тезиса первой антиномии (мир конечен) Кант исходит из допущения бесконечности мира и доказывает, что эта бесконечность невозможна, поэтому мир конечен и наоборот, невозможностью конечности мира доказывают его бесконечность. Так решает он и другие антиномии. Из невозможности сложного он выводит необходимость простого и наоборот, из невозможности существования только необходимости выводит «свободную причинность» (Kausalität durch Freiheit) и наоборот, и т.д. Кант доказывает противоречащие друг другу положения, так что при доказательстве одного видна необходимость второго и наоборот. Значит, доказательство не сводится к аналогическому пути, для которого главное — невозможность противоречащего; нет, для Канта главное отрицательная диалектика — необходимость противоречащего, его неизбежность при доказательстве нечто, неизбежность (unvermeidlich) противоречащего для нечто. Кант доказывал как-раз то, что «существует естественная и неизбежная диалектика чистого разума» ("Es gibt also eine natürliche und unvermeidliche Dialektik der reinen vernunft")[57]. Если в нечто обнаружено внутреннее противоречие, то невозможностью его одной стороны, как отрицанием самого себя, полагается противоположное, полагается отрицательно, как неизбежное; как то, от чего нельзя избавиться; в этом смысле осуществляется необходимость противоположного и необходимый переход в него. Например, количество содержит в себе противоречие или противоположность прерывности и непрерывности, так как оно является их единством; для прерывности неизбежна непрерывность, и обратно (в этом и заключается содержание второй антиномии Канта). Отрицательная диалектика заключается в неизбежности противоречащего, в том, что нечто по своей природе требует противоречащего; например, отрицание частного, как признание общего, с необходимостью требует частное. Точнее: при отрицании частного неизбежно частное; при отрицании общего неизбежно общее (как это было рассмотрено выше). Отрицательная диалектика состоит в невозможности отрицания нечто, в его неизбежности. Необходимость противоречия, которая представляет собой отрицательную диалектику, состоит в неизбежности противоречащих сторон друг для друга. Здесь отрицание полагает невозможность отрицания нечто. Логическое отрицание мысли не может избавиться от мысли, поскольку само это отрицание является мыслью и т.д. Если нечто переходит в свое противоречие, это значит, что нечто отрицает само себя и полагает противоречащее себе, как необходимое для него. Это обстоятельство имеет место не только в логическом, но и в явлениях действительности. Как говорят, доведенное до крайности право есть несправедливость, деспотизм переходит в анархию и наоборот, слишком острое оружие быстро тупеет, за большой радостью следуют слезы, большая печаль переходит в смех, настоящее лицо комического видно на фона трагического и т.д. Надо отличать отрицательную диалектику, как необходимость противоречия, от скептицизма и софистики. Софистика заключается в смешении противоречащих, она, по выражению Гегеля, останавливается на крайностях, она не переводит нечто по своей природе в противоречащее ему. Сказать, что конечное то же самое, что и бесконечное, частное то же самое, что и общее, значит впасть в скептицизм и софистику. Отрицательная же диалектика заключается в полагании необходимости противоречащих сторон, их необходимой друг для друга связи. Вместе с тем, надо сказать, что скептицизм не упраздняется в диалектике, а является ее моментом. Диалектика содержит момент скептицизма, но не совпадает с ним[58]. Часто неправильно критикуют диалектику, отождествляя ее с ее моментом — скептицизмом. Этот скептицизм состоит в том, что отрицательная диалектика дает отрицательный результат, одним моментом которого является самоотрицание. Например, отрицание частного невозможно для общего и наоборот, это есть невозможность отрицания противоречащего, но, что отрицание частного дает частное же, здесь есть момент, который можно выразить так: частное не есть, частное, или отрицание общего дает упразднение общего именно общим; бесконечное представляется как конечное, конечное как бесконечное и т.д. Этот момент отрицательной диалектики, взятый отдельно, представляет собой ошибку (Schein Канта), голое противоречие; упразднение самого себя есть, конечно, невозможность и ошибка. Но необходимость-бесконечного для конечного, необходимость общего для частного не есть только самоупразднение; здесь не только отрицание, а полагание отрицанием противоречащего, его необходимость. Отрицательная диалектика имеет смысл потому, что она является моментом положительной диалектики. Без отрицательной диалектики невозможна положительная, но она не совпадает с ней. Без отрицательной диалектики, как необходимости противоречащей, стороны, невозможно понимание природы суждения, характера умозаключения (об этом после), переходов категорий и т.д. Закон необходимости противоречия является одним из общих законов синтетически-логического.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.011 с.) |