Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика и «математическая логика»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как было сказано, не может быть более одной логики. Но выражение «математическая» логика указывает на то, что возможна еще и другая логика. Выражения «математическая», «формальная», «диалектическая» указывают на необходимость многих логик, что невозможно. Поэтому следует употреблять слово «логика» без всякого добавления. Мы добавляем к логике выражение «диалектическая» только с целью различения ее от логики «формальной», но на самом деле лучше употреблять просто выражение «логика». Логика не может быть «математической», поскольку математические методы не являются существенными и всеобщими для всех наук, в противном случае, все науки в конечном счете превратились бы в математику. Правда, все предметы имеют количественную сторону, поэтому математическое и может быть общим для многих, но, вместе с тем, ведь и качество является общим для многих предметов; сведение качества к количеству невозможно, поскольку признание только количества является признанием качества Количества. Определенное бытие количества уже есть его качество; таковы мера, сущность и другие категории. Предмет определяет метод, а не наоборот; предмет логики определен ее методом. Математические методы являются соответствующими предмету математики методами. Об отношении логики и «математической логики» здесь мы в общих чертах укажем на то, что в последующем будет рассмотрено более подробно. Логика есть и должна быть наукой о категориях логики — наипервейших, наиболее общих основаниях и средствах мышления и знания вообще, а математическая логика опирается на сосуществование и последовательность; в ней имеют существенное значение временные и пространственные отношения, математические отношения предметов[8]. Именно поэтому и говорят, что аксиоматический метод основывается на философской установке Канта о том, что логическое основано на нелогическом — на чувственной интуиции[9], т.е. на «транцендентальной эстетике» (учение о времени и пространстве) Канта. Поэтому и подчеркивают, что математическая логика имеет эстетический характер и представляет собой применение некоторых положений логики как «канона»[10]. Конструктивная математическая логика тоже непосредственно опирается на нелогическую природу времени и пространства, на интуицию времени и пространства. Именно математический предмет и определяет основные методы и понятия математической логики, например, аксиоматический метод и понятия функции и переменного. Необходимость функционального отношения является специфической для математики, она не есть необходимость отношения основания-следствия, т.е. логическая необходимость. Для логического не характерно также и понятие переменного. Понятие переменного есть специфическое и основное понятие математики (как это и выяснится ниже). Именно понятие переменного и дает возможность для применения такого математико-механического метода, каковым является правило подстановки, применение чего в математической логике придает доказательству характер механического процесса (например, при решении проблемы разрешимости). Именно математический предмет и определяет математическую логику, как символическую логику. В математической логике, вместо всеобщности, применяются условные знаки и схемы, тогда как в логике, развитую форму которой представляет диалектическая логика, наиболее общими понятиями и связями являются категории логического и их взаимосвязи. Применение в математической логике modus ponens в виде металогического правила означает, что здесь заранее подразумевается логика, как таковая; это обстоятельство подтверждается и тем, что модусы первой фигуры категорического силлогизма принимаются за аксиомы и содержание логики сводят к редукции других модусов к этим аксиомам (Лукасевич). Это значит, что математическая логика есть применение логики в определенной, а именно, в математической сфере; математическая логика — прикладная логика, где основные понятия логики (понятие, суждение, умозаключение, доказательство) принимают совершенно своеобразный характер (об этом ниже); вместо отношения основания и следствия берутся импликации, вместо суждения — предложения, вместо понятия — пропозициональные функции; доказательство понимается как последовательность формул, которая строится в соответствии с металогическими правилами и не является внутренним следованием. Из природы аксиом, без метаправил, ничего не выводится; а применение правил подстановки и modus ponens придает последовательности формул характер механического процесса. Математическая логика не занимается исследованием понятия, суждения и умозаключения как форм мышления; для нее это непонятно[11]. Она в основном изучает временные и пространственные отношения, например, отношение симметричности, что якобы было непонятно для старой логики[12]. В действительности симметричностью характеризуются сами предметы, которые не изучаются логикой. Поэтому она будет оставаться «непонятной» для логики. Провозглашение предметом логики предметных отношений не только не расширяет сферу логики, как это думают представители математической логики, а наоборот, в конечном счете, упраздняет ее. Как это будет выяснено в последующем, невозможна формализация философской логики. Математическая логика, как аксиоматическая и формализованная наука, представляет специальную, именно, математическую науку; аксиомы, как недоказуемые положения (здесь подразумеваются как аксиомы, так и метаправила математической логики; обе группы положений являются недоказуемыми и в общем логическом смысле аксиомами) непригодны в качестве исходных положений философской логики. Ввести в доказательство недоказанное или базировать доказательство на недоказанном, разумеется, логически неоправданно и несостоятельно. В строгом смысле, в математической логике изучается не общий логический метод, а «логистический метод»[13] (об этом ниже). Но главное, что характерно как для традиционной (начиная с Аристотеля), так и для математической логики, состоит в том, что как первая, так и вторая признают только однозначность понятий и не понимают двузначности, например, того, что отрицательное имеет и положительное значение и т.д.[14]. То, что было непреодолимым в старой логике, преодолено и решено в диалектической логике. Наука, которая пользуется недоказанным, может быть только частной дисциплиной, поскольку ее основания должны быть рассмотрены в другой науке, именно в философии. Все частные науки применяют такие категории и законы, которые изучаются только в философии. Такова и математическая логика, как специальная математическая наука, которая имеет колоссальное техническое применение (философия имеет очень большое практическое, но не техническое применение. Техническое не тождественно с практическим). «Математическая логика» опирается на законы общей логики, но природа этих законов не изучается в ней. Можно сказать еще больше; Лукасевич поставил перед собой задачу аксиоматизации аристотелевской логики; он принял модусы первой фигуры категорического силлогизма за аксиомы, тогда как главным для Аристотеля было именно выяснение природы этих модусов. В «математической логике» (как и в других специальных науках) не рассматривается ни одна философская категория, тогда как без применения философских категорий она (как и другие частные науки) теряет всякий смысл. То, что математическая логика — специальная, нефилософская наука, признают и специалисты этой науки. Повод для обоснования логики посредством аксиом дал Аристотель, но «Органон» самого Аристотеля (в особенности «Вторая аналитика») представляет собой неформализуемую теорию знания (поэтому и необходимо развитие ее в этом направлении). Математическая логика, как было сказано, опирается ца философские категории (например, на категории существования, общего и т.п.), но эти категории остаются за ее пределами, тогда как диалектическая логика, первым долгом, является логикой категорий. Невозможно ввести категории в математическую логику, поскольку, как известно, невозможна формализация категорий. Невозможна формализация и аксиоматизация логики, поскольку невозможно, чтобы логика имела выходящие за ее пределы логические предпосылки. Всякая логическая предпосылка возможна только внутри самой логики; она должна находиться в ней с необходимостью, в противном случае, разрушилась бы единая логика, т.е. именно логика как таковая (ниже специально будет рассмотрена невозможность аксиоматизации логики). Сведение логики к исчислению, что имеет место в математической логике, является заблуждением, поскольку исчисление имеет механический характер, а логическое имеет совершенно другую природу. Гегель справедливо указывал на то, что в логике машинное мышление так же, как и мышление невежды, является несчастьем. Сведение логики к исчислению упраздняет логическое, упраздняет природу понятия. Ошибку в исчислении нельзя отождествлять с логической ошибкой. Символы имеют смысл только тогда, когда мы понимаем то, что обозначается этими символами и когда мы понимаем сами символы; поэтому символ только нечто вторичное и он не может заменить существенного — первичного. Следовательно, «математическая логика» не является логикой, которая представляет собой философскую науку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.011 с.) |