Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образы человека в истории философской мысли.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема человека в философии является самой важной. Это так потому, что сама философия является человеческим творением. Вполне естественно, поэтому все явления, связанные с существованием человека, оказываются в поле зрения философии. Прежде чем перейти собственно к проблемам человека и его существования, обратимся к истории взглядов на человека и его место в мире, которые выражались философами различных эпох. В античности преобладало представление о мире как о театральной сцене. Люди – это актёры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Они приходят с неба. Их приход представляет собой эманацию космоса. И уходят они туда же, растворяясь в космическом эфире. А на земле сам космос сочиняет драмы и комедии, которые исполняют люди. Античный образ человека космоцентричен. Это образ человека, который всё ещё сохраняет привычки первобытного человека, потому что живёт вещами и существует лишь в космосе физических тел. Основа всего существующего видится в чём-то вещественном. Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда эллины не только вырабатывают идеи, но и создают сложные теории их происхождения к сущности, они не идут в их понимании дальше уподобления внешним вещам. Они открывают «душу», но понимают под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее её в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное и растение. Но уже в античности люди стали чувствовать, что эта система слишком далека от личности и в этом смысле слишком пустынна. Это дало возможность, потом на развалинах античности появиться новой культуре, основанной на личности, взятой с абсолютной позиции. В период средневековья, в христианской религии личность была осознана как целостное самостоятельное образование. Её мировоззрение было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование души, воспитание чувства покорности и любви к богу. Бог – это высшая инстанция, олицетворявшая собой космос, но в персонифицированном принципе. Средневековый образ человека теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в бога, в потусторонний мир. Человеческий мир и сам человек рассматриваются не такими, какими они есть в действительности, а лишь как момент движения человека к богу. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи ущемления тела. Огромное значение придаётся божьему промыслу, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире. Человек не может самостоятельно добыть знание. Истина открывается ему только в откровении бога. А человек не может преодолеть свою греховную природу без божьей благодати.
Возрождение ставит человеческую личность в центр мира, и даже более того, проповедует титанизм. Это значит, что человек является распорядителем своей собственной судьбы, он наделён свободой выбора. Но при этом личность возводится в абсолют. Личности, обладающие выдающимися способностями, могут решать судьбы мира. Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни, и человек отрывается от него. Он теперь верит только в себя. На место бога он ставит «человекобога». Главной сферой человеческой деятельности становится познание, а главным методом познания – рефлексия. Миром управляют разумные законы. Каким-то образом они соответствуют законам человеческого разума. Любой, самый утопический социальный проект, который можно построить в человеческой голове, имеет шанс быть воплощенным в действительности. Способом реализации социальных проектов является воспитание и просвещение. Внедрение в сознание людей идей переустройства общества на разумных началах – это и есть их реализация в жизнь. Отношения человека с природой представляют собой отношения господства и подчинения. В настоящее время господствует убеждение в том, что человек представляет собой целостную систему нераздельного единства тела и духа. Он так же является моментом движения общественной системы, а общество представляет собой момент движения человека. То, что возникает из глубокого единства человека с природой в ходе исторического развития, оказывается тем, что выделяет и глубоко отличает человека от его природных предков. Таким образом, человек в качестве субъекта есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в определённых, заранее данных, наработанных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях.
Сущность человека.
Социально-нравственное единство первобытно-родовой общины было той формой коллективности, внутри которой впервые стала возможной и получила достаточный простор для развития производственно-хозяйственная деятельность людей. В общине совместный процесс труда оказывался непосредственно обозримым. Предмет, средства труда и способы, какими соединялись индивидуальные усилия, находились в поле зрения каждого члена коллектива. Это приводило к осмысленной дисциплине, рабской покорности и преданности своей общине. С утверждением общинно-родового устройства, труд выступает, как прямой созидатель специфически человеческих качеств. Начинается история человеческого рода. В процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение. Росло многообразие отношений к окружающей природе и друг к другу. Выразительным свидетельством этого многопланового развития явилась «неолитическая революция» – переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению. В течение нескольких тысячелетий люди: овладели огнем, приручили животных, изобрели колесо, освоили строительную технику и перешли от кочевого образа жизни к оседлому. Сложились крупные племенные объединения; начались обширные переселения. Первобытно-родовая община во многих районах земного шара сменилась земледельческой общиной, построенной по территориальному признаку. Появились первые государства, с возникновением которых начинается история древних цивилизаций. Одним из важнейших факторов становления человека и общества было развитие языка, который представлял собой всю систему культуры. Посредством культуры устанавливаются межчеловеческие связи. Она играет решающую роль в определении человеческих поступков и является исходным отличительным признаком человеческого общества. Есть доказательства, что производство простейших орудий труда началось гораздо раньше, чем появились речь и человеческое мышление. Таким образом, изготовление орудий труда ещё не привело к образованию общества и человека как общественного существа. И только с помощью языка материальные условия существования подразделяются на различные категории. Оформляется предметно-практическая деятельность. В становлении общественных отношений существенную роль играло коллективно регулируемое произведение потомства. В животном стаде потомство воспроизводится, прежде всего, близко родственными связями. В человеческой общине исключаются близкородственные брачные контакты для установления внутриобщинного мира. Для того чтобы предотвратить вооружённую брачную конкуренцию внутри общины, надо было наложить запрет на все брачные связи в общине. И с этого момента и навсегда люди обрекли себя на то, чтобы родниться с другими общинами, преодолевая их чуждость, познавая их культуру, учась взаимопониманию, терпимости и доверию. С момента «неолитической революции» человек обладает уже всеми основными характеристиками как общественно-историческое существо. 1. Человек изначально деятелен, все его специфические свойства формируются в ходе развития предметной деятельности, исторически. 2. Человек, отделённый от других людей, от человеческих орудий, знаний и навыков, оказывается беззащитным перед силами природы.
3. Особое значение, которое люди получают внутри общества, определяется их местом в сложной и многообразной системе отношений, складывающихся по поводу производства. Все особые роли и достоинства, отличающие одного человека от других, в сущности, являются общественными отношениями. 4. Родовое, общественное бытие людей первично относительно бытия отдельного человека. Все характеристики человека применимы к любым культурно-историческим разновидностям человеческого общества, начиная с эпохи «неолитической революции». Ещё в первобытном обществе закладывается повсеместный, общепланетарный фундамент человечности. Он древнее и основательнее всех социальных и культурных различий и заключается в том, что люди: - умеют изготавливать орудия при помощи орудий и использовать их как средство производства материальных благ; - знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла; - обладают потребностями и умственными навыками, развившимися исторически; - не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества; - признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства являются общественно значимыми и зависят от определённого типа общественных отношений; - их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности. Итак, сущность человека состоит в совокупности общественных отношений, он существо социальное. Но вместе с тем человек – часть природы. Люди принадлежат к высшим млекопитающим и образуют особый вид Homo sapiens. Следовательно, человек является и биологическим существом. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определённой совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах. На это могут влиять и социальные процессы. Например, биологическая продолжительность жизни человека в среднем может достигать 80 – 90 лет. Но в древности средняя продолжительность жизни составляла 20 – 22 года, в XVIII веке – 30 лет, в начале XX века в Западной Европе – 56 лет, а в начале XXI века достигла 77 лет. Вид Homo sapiens имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются понятием «раса». Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических и физиологических признаков.
Каждый из когда-либо живших или живущих человеческих индивидов является уникальным, единственным. Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Признание бесконечного многообразия человеческого рода, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, является одним из основополагающих принципов гуманизма. Включённость человека сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает проблемы, касающиеся существования людей и связанные с объяснением самой природы человека. Одна из проблем заключается в том, какое из начал – биологическое или социальное является определяющим в формировании способностей, чувств, поведения человека, и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Не менее важным является вопрос: какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? Признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни, всё же группируют людей по различным признакам, из которых одни определяются биологически, другие – социально, а некоторые – совокупным воздействием биологического и социального. Например, передаются по наследству анатомические и физиологические особенности. Генетически задан первоначальный уровень развития некоторых клеток головного мозга. Этим объясняются некоторые задатки и предрасположенности. Но степень реализации биологических предрасположенностей в значительной степени зависит от особенностей социального окружения. В зависимости от социальных условий, генетически предрасположенные задатки могут быть, как подавлены, так и развиты. Поэтому роль социальной среды огромна, а во многих случаях может быть решающей. В конечном итоге, можно сделать вывод о том, что именно социальный признак определяет сущность человека. В обществе людей каждый становится человеком в том случае, если приобщается к общественным ценностям. И чем в большей степени он проникается важностью этих ценностей, тем в большей степени он человек. А чем большая доля в поведении обусловлена животными инстинктами, тем ближе он к животному миру.
Человек как личность.
Человек становится личностью в процессе деятельности и общения. Понимание особенности своей личности позволяет человеку отличить себя от остальных людей. Это понимание, как правило, возникает у человека в возрасте 3 – 5 лет. Личность формируется у конкретного человека, представляющего собой биологический организм. Поэтому элементом структуры личности являются биогенетические задатки, передаваемые по наследству. Но на человека воздействует общество. Следовательно, личность формируется и под воздействием социальных факторов. В результате, оформляется психосоциальное ядро личности, представляющее собой внутреннюю оценку человека самим себя. У него формируется образ своего «я», который он не путает ни с каким другим. Это сущностный элемент структуры личности. Он определяет характер личности, мотивы её деятельности, направленность, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций и мировоззрения. На этой основе формируются социальные чувства человека: чувство собственного достоинства, долг, ответственность, совесть, нравственные и эстетические принципы. И это же служит основой внутренней самооценки, представления человека о себе в настоящем и будущем.
Таким образом, личностные качества человека – это производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность – всегда общественно развитый человек. Процесс формирования и развития личности требует от человека постоянной корректировки своих действий, что вызывает необходимость развития способности самооценки через самосознание. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность создают неповторимый личностный опыт. Всё это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности, одним из важнейших свойств которой является мировоззрение. Только выработав мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с мировоззрением складывается и характер личности – психологическая основа человека, определяющая его социальные формы активности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придаёт ему действенную силу. Без воли невозможны нравственность, гражданственность и общественное самоутверждение личности. Личность представляет собой меру цельности человека. Эта цельность и есть индивидуальность. Индивидуальность – это органическое единство всех сторон личности, которое неразложимо на составные части. Индивидуальность не обладает полной и окончательной завершённостью, что является условием её постоянного развития. Но в то же время она является самой устойчивой частью личностной структуры человека. Она меняется на протяжении жизни человека, но в то же самое время, её сущность остаётся неизменной в течение всей жизни человека. Исходя из вышесказанного, можно дать определение понятия «личность». Личность – это человек, обладающий достаточной внутренней свободой говорить и поступать так, как он считает нужным, неся при этом нравственную, ни с кем не разделённую ответственность. Главное в этом определении – автономия личности, независимость по отношению к чему-либо и «самозаконность». Понятие автономии подразумевает определённое правило поведения, которое человек задаёт себе сам раз и навсегда, ставит его выше своих меняющихся желаний, потребностей, пристрастий и преходящих обстоятельств. Это правило поведения определяется общезначимыми нормами, действительными для всех времён. Это простейшие требования нравственности: «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Именно их человек должен, прежде всего, возвести в своё собственное безусловное правило поведения. На этой нравственной основе может утвердиться личностная независимость человека, развиться его умение властвовать собой, строить свою жизнь осмысленно и независимо.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.015 с.) |