Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенность философии как мировоззрения.

Поиск

 

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Но дословный перевод мало что скажет, если мы не разберёмся в сущности названных слов и в том, что в них хотели вложить.

Философия, в отличие от религии, которая уделяла значительное внимание человеческим надеждам, тревогам и вере, выводит на первое место попытку осознать мир и место человека в этом мире, прежде всего, с позиций разума. В этом смысле и нужно понимать слово «мудрость» как разумное отношение к человеческому существованию и миру в целом. Но при этом философия и не наука, потому что, используя знание, она оценивает этическую и эстетическую сторону этого знания. Философия является теоретической и методологической основой любой науки, обладая исходным абстрактным знанием об основах мироздания, человека и общества. Она даёт возможность определить, как познать мир, человека и общество. Философия – это форма общественного сознания, дающая возможность осознать основные законы развития мира, человека, мышления и общества. Она даёт мировоззренческие ориентации, помогает осознать смысл жизни и цели человеческой активности, углубляя историческую память человечества, накапливая духовный опыт людей. Поэтому философию можно определить как систематизированное мировоззрение.

Неосознанное отношение человека к окружающему миру называется мироощущением. То есть, человек живёт, не задумываясь о причинах происходящих явлений, не извлекает уроков из происходящего, не понимая, к чему приведут его действия. Более сложным понятием является мировосприятие. В этом случае человек уже может составить более-менее цельную картину происходящего вокруг него, оценивая её с обыденной точки зрения. Мировоззрение осмысливает на высшем уровне весь уклад человеческой жизни, систему ценностей и основу существования мира. Это познание сущности, самого главного, основного в мире и человеческой жизни.

Философия исследует вечные вопросы устройства мира и человеческого общественного бытия. Можно подумать, что эти вопросы могут быть объяснены раз и навсегда, и потом людям остаётся руководствоваться этими открытыми всеобщими положениями. Но это не так. Философские истины существуют, и их можно познать, но они не носят абсолютного характера и до конца не могут быть познаны. Всякое познание относительно. Круг познанного, горизонт познания постоянно расширяется. При этом возникает значительно больше вопросов, чем было до какого-либо открытия. Философское познание постоянно расширяется, и, соответственно, возникает больше возможности постановки новых философских проблем. Учитывая то, что окончательную сущность мира познать, не удалось, и, скорее всего, не удастся, нельзя судить о конечной причине всех явлений в мире. Но что же тогда изучает философия? Зачем и как это происходит?

Научные знания, в отличие от мифологии и религии основываются только на достоверных, доказанных фактах. Основное внимание науки направлено на земную жизнь людей. Наука призвана облегчить существование человека, создать условия для роста процесса производства, охраны здоровья человека и обеспечения его безопасности. Первичные научные знания человечества были весьма несовершенны и неразвиты. Теоретическое обоснование фактов действительности и формирование абстрактных понятий происходило на довольно примитивном, часто ошибочном уровне. Но все это заложило развитие человеческого знания далее, в процессе движения истории.

Та часть человеческого знания, которая, используя абстрактные понятия, позволяет судить об основе существования, и развития мира и человека получила название философии. Таким образом, возникновение философии было подготовлено всем предшествующим ходом человеческой истории. Духовными предпосылками возникновения философии послужили первоначальные мифологические, религиозные, этические, эстетические и научные идеи. Материальной предпосылкой стал научно – технический прогресс: совершенствование орудий труда и производство избыточного продукта, за счет чего стало возможным выделение умственного труда, его отделение от физического. Все это дало возможность на высшем теоретическом уровне осмыслить окружающий человека мир, самого человека и его место в этом мире, то есть сформировать мировоззрение как совокупность, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, человека и его сознания.

 

 

Основной вопрос философии.

 

Философские искания лучше всего начинать с самого главного, основного вопроса. Он уже известен, хотя не все философские системы считают его таковым. Но, скорее всего, для человека не искушенного в философских изысканиях он может показаться слишком надуманным, абстрактным и абсолютно не важным для практических нужд людей. Посмотрим, так ли это. Начнем рассуждения с обычного, обыденного примера проблемы.

Перед всяким человеком во все времена вставала проблема добывания средств существования. Для того чтобы их добыть, надо трудиться. Человек может рассуждать следующим образом: «Чтобы питаться, надо работать. Питаться надо, чтобы жить. А для чего жить, если человек смертен? Чтобы продолжить себя в других поколениях. Но ведь они тоже умрут! Может быть, в жизни есть какой-то высший смысл? Человек живет в своем селении. Селение находится в стране, а страна на Земле. Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система входит в галактику Млечный путь, которая относится к системе галактик, а все это находится во Вселенной. Откуда она взялась, и есть ли во всем этом смысл? Как связан этот смысл со смыслом жизни одного человека?» Можно, конечно над этим всем и не задумываться, но тогда человеческая жизнь мало, чем будет отличаться от жизни животного или растения. При этом надо учитывать, что ход рассуждений может быть и другим, также неоднозначными могут быть и выводы.

В истории философской мысли встречались самые разнообразные интерпретации основного вопроса философии. Так в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики, смысла жизни, отношения сознания и бытия, сущность мира. Очевидно, что основной вопрос философии был связан с насущными проблемами существования определенной культуры в определенном историческом времени. А если это так, то актуальность этого вопроса может и должна меняться в зависимости от степени информированности людей, их потребностей, общего уровня культуры, ценностей человеческой жизни.

В XIX веке Энгельсом был сформулирован: «…основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Можно сказать и по-другому «что первично, материя или сознание» или «в чём сущность мира»? В решении этого вопроса философы могут делиться на материалистов, полагающих, что первична материя, а сознание – производное от материи или вообще материально, и на идеалистов, полагающих, что сознание или идея первична, творит мир, который материален. Иными словами материалисты говорят «Сущность мира в нём самом», а идеалисты – «Сущность мира в чём-то другом». Могут быть ещё вульгарные материалисты, утверждающие, что сознание материально; диалектические материалисты, утверждающие, что сознание творит высокоорганизованная материя – человеческий мозг. Также и идеалисты могут быть субъективными, выводя мир из сознания одного человека; и объективными, считая, что мир создается надмировым всеобщим сознанием, мировой идеей или богом.

Выделяют еще и вторую сторону основного вопроса философии – о познаваемости мира. Её можно сформулировать примерно так: «Есть ли у человека возможность истинного познания каких-либо объектов или явлений в действительности»? В принципе вариантов ответа может быть только два: «человек может правильно познать какое-либо явление или объект» и «мир не познаваем в принципе».

Постановка этих вопросов отражает современный уровень развития науки и философии. Ответы на эти вопросы могут быть, иначе не было бы многочисленных сторонников каждой из версий. Но окончательное доказательство правоты одной из сторон пока ещё, а, скорее всего никогда, не может быть принято бесспорным.

Выведенные в качестве основных вопросы философии современности и варианты их решения не исчерпывают всего богатства, и разнообразия философской мысли. Истории философии мы уделим достаточно внимания в дальнейшем. И тогда обнаружится, что деление философов на материалистов и идеалистов достаточно условно, особенно если мы будем говорить о далёком прошлом. Мы обнаружим, что их можно разделить на монистов – признающих одно начало в основе мира и дуалистов – признающих два начала в основе мира. Кроме того, существуют оптимисты, верящие в прогресс мира и общества и пессимисты, отрицающие прогресс и будущие перспективы человечества. Ну и, конечно же, есть диалектики, исходящие из постоянной изменчивости мира и его всеобщей связи и метафизики, отрицающие развитие и взаимосвязь явлений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.011 с.)