Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность культуры и её функции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «культура» осознано людьми ещё в древности. По латыни culture означает возделывание, обработка, уход, улучшение. Изначально это обозначало обработку почвы, возделывание земли. Но уже практически в то же время термин «культура» применяется для характеристики всей деятельности человека, и особенно духовной. С течением времени в обыденном сознании появляются многочисленные стереотипы, сузившие понимание культуры до эстетической деятельности некоторых проявлений поведения человека. В научном обороте существует не одна сотня определений культуры, отражающих различные подходы к этому понятию. Нас будет интересовать общефилософский, мировоззренческий подход в определении культуры. Причём, желательно в нём отразить не столько признаки и функции этого понятия, сколько его сущность. Мы знаем, что культура предполагает деятельность человека. В процессе деятельности человек что-то создает, и это, как правило, необходимо для удовлетворения его потребностей. Деятельность реализуется всегда в материальной форме, которая неизбежно имеет духовное содержание, идущее от человека. Духовное содержание существует как идеальная составляющая языка, а если точнее различных знаковых систем. Таким образом, культура есть совокупность знаковых систем, выработанных человечеством. Таких знаковых систем, существует огромное множество. Это и системы национальных языков, условные обозначения на картах, дорожные знаки, азбука «Морзе» и т.д. Все эти знаковые системы выполняют конкретные функции в процессе человеческой деятельности. Они несут в себе модель человеческой деятельности: сохраняют, накапливают и передают суть человека от поколения к поколению, и существуют в процессе опредмечивания и распредмечивания. Модель человеческой деятельности предполагает определённые правила, отобранные и закреплённые обществом для оптимального протекания человеческого взаимодействия, наиболее продуктивной жизнедеятельности. Человек, овладевая конкретной культурой, знает, как ему поступить в той или иной ситуации, чтобы его действия воспринимались как нормальные, не выходящие за рамки общественных установлений. Человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества это результат усвоения им знаковой системы. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Механизм культуры способен сохранять в себе человеческую сущность вне человека. Это происходит посредством исторической памяти, которая сохраняет производственные, научные, художественные, религиозные, философские и другие достижения. Но культура не только сохраняет, но и накапливает эти достижения, что создаёт необходимые предпосылки изменений в жизни общества. При этом культура, включаясь в жизнь людей, передаёт накопленные достижения человеческой деятельности от поколения к поколению. Но достижения передаются не механически все без разбора, а диалектически, учитывая ценность этих достижений для настоящего и будущего. При этом могут забываться и отбрасываться ненужные для данного исторического этапа элементы культуры. Это происходит с приращением новых элементов, которые органично заменяют старые. При всей значимости нового в культуре, она содержит в себе общечеловеческую основу, обусловленную логикой становления человечества. Но вне человека она не способна к развитию и не нужна сама по себе. Культура обретает необходимость только в контексте человеческой деятельности. Люди своей деятельностью реализуют свою сущность. Они существуют в системе общественной культуры, опредмеченой духовности, то есть идей человека, воплощённых в конкретных предметах. Человек становится личностью распредмечивая эту культуру в собственном сознании. Духовность каждого человека представляет собой распредмеченную духовность общества. Это значит, что человек переводит из внешнего, предметного состояния культуру общества в форму внутренних чувств и мыслей, но делает это уникально, неповторимо, с личностных позиций. Таким образом, он интерпретирует культуру, пытается осмыслить её с точки зрения собственных ценностей. Выделяют две формы культуры: материальную и духовную. Материальная культура охватывает сферу материальной деятельности и получаемые в процессе этой деятельности результаты. Духовная культура – это сфера духовной деятельности и сознания, в том числе общественного сознания. К материальной культуре относятся продукты материального производства: продукты питания, одежда, обувь, жилища, необходимая бытовая и производственная техника. К духовной культуре мы отнесём этику, науку, искусство и религию. Но такое деление грубо-механическое, свойственное обыденному сознанию и не учитывающее диалектическую сторону такого явления как культура. Для того чтобы, разобраться в существе вопроса, необходимо осмыслить культуру, как единство материального и духовного. Культура всегда существует в материальной форме, в форме вещей. Это касается и продуктов питания и искусства, в частности музыки, потому что для извлечения звуков музыки необходимы музыкальные инструменты, имеющие материальную форму, да и сама музыка материальна, поскольку представляет собой колебания воздуха с определенной частотой. Примеры можно приводить из любой области человеческой деятельности. В то же время, культура идеально, духовно воплощает в себе сущность человека, отражая материальную сторону бытия. Всё материальное в культуре несёт в себе духовную информацию. Хотя, для того, чтобы произвести самую примитивную материальную вещь необходимо обладать знаниями, которые представляют собой элемент духовной культуры. Все окружающие нас материальные объекты, произведенные человеком или испытавшие воздействие человека, неизбежно несут в себе его духовную частицу. Таким образом, культура, существуя в материальной форме, идеально, духовно воплощает в себе сущность человека и человечества. Культура всегда является материально-духовным образованием, при этом духовность представляет собой важнейшую составляющую культуры. В том случае, когда культуру всё-таки делят на материальную и духовную, то критерием такого разделения будет являться цель человеческой деятельности, которая, как правило, субъективна. Значит, можно сказать, что разделение культуры на материальную и духовную функционально, и связано с применением произведения культуры в жизни конкретного человека и общества.
Развитие культуры.
В основе культуры лежат ценности, представляющие собой устойчивые общественные образования, носящие безусловный характер, принимаемые обществом без обсуждения. Их, как правило, немного, и их знают все в данном обществе. На ценностях строятся принципы, как правила, стереотипы мышления и поведения. Принципы могут быть разнообразными, и даже один и тот же принцип может по-разному трактоваться различными личностями. Они могут признаваться и не признаваться, выполняться, отвергаться и подвергаться сомнению, но большинство общества всё же с ними согласно. Ценности и принципы реализуются в материальных действиях, которые называются «ритуалы». Ритуалы могут выполняться и не выполняться, но их выполнение как раз и отражает нормальное состояние культуры общества, не выпадение личности из системы общественных отношений. Это и есть та деятельность, которая даёт внешнее содержание культуры. Все названные элементы содержания понятия «культура» образуют культурную традицию – устойчивую сторону данного явления. Культура не может существовать без традиции, без ценностей, служащих ориентиром в безбрежном море знаковых систем. Благодаря ней происходит накопление и передача человеческого опыта в истории. Каждое поколение людей может развить этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданные культурные традиции предшествующими поколениями. На основе усвоенной человеком культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в неё что-то новое. Человек творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность. Развитие культуры, приращение культурного богатства происходит в процессе творчества. Творческий процесс имеет объективные предпосылки, то есть он несёт в себе всеобщее содержание, общественную значимость. Но осуществляется творческий процесс субъектом творческой деятельности, которым может быть отдельный человек или группа людей. Именно это делает творческий процесс уникальным и неповторимым. Человек действует под влиянием своих внутренних побуждений, но эти его побуждения, являются, как правило, производными от социальных отношений, преломлённых определённым образом в личности человека. Это значит, что процесс творчества происходит в определённых общественных условиях и отвечает определённым общественным потребностям, которые в свою очередь зависят от материальных отношений людей, отвечающих данному уровню взаимодействия человека и природы. Культура существует через постоянное усилие, в котором ведущую роль играет сознание. Чтобы человеческая культура существовала, она должна непрерывно воспроизводиться. Как только сознательное усилие по созданию культуры прекращается, она тут же начинает погибать. Культура включается в движение человеческой истории разнообразными способами и формами. Они выражают способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности общества. Художественное, научное, техническое и социальное творчество даёт результаты, которые включаются в исторический процесс, вносят в него новые элементы. При этом из массы человеческих творений отбирается только какая-то часть, подходящая к особенностям данного общества и конкретной эпохи. В каждом конкретном случае люди действуют сознательно, но суммарный итог их действий, показывающий, что именно включается в дальнейший ход общественного развития, оказывается объективным. Поэтому возникает проблема соотнесения воплощённого в культуре деятельного творческого начала, ставящего перед обществом новые проблемы и открывающего новые возможности, с объективными условиями и законами общественного развития. Развитие культуры на каждом отдельном этапе истории имело некоторые особенности. На ранних этапах общественного развития человек являлся частичкой исторической общности и не представлял себя без неё. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. Социальные и культурные стороны общества почти не разделялись. Социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры в первобытном обществе. Первобытной социальности был присущ «естественный» характер. Родоплеменные, внутриобщинные и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к новому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации. Для цивилизации характерно общественное разделение труда, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, социальное деление общества, появление государства, права, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования: человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, и совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих её существование и продолжение. Таким образом, цивилизация представляет собой социокультурное образование и характеризует социальное бытие культуры. Общественные отношения, в свою очередь, накладывают отпечаток на характер цивилизации и порождают глубокие противоречия в развитии культуры.
Типология культур.
В процессе развития общества сложились две крупные культурные совокупности, внутри которых есть мелкие культурные традиции в рамках целостного культурно-исторического типа. Это Западная и Восточная культуры. В Восточной культуре все сферы человеческой деятельности настолько тесно связаны между собой, что трудно вообразить их в отдельности друг от друга. Эта тесная взаимосвязь лишает самостоятельности каждую сферу человеческой деятельности. Поэтому на Востоке нет особенного различия между государством, церковью и обществом. Духовная и светская власть, как правило, объединяются, а в сознании обывателя каждый человек является частью государства. Традиционный Восток проповедует «недеяние», согласно которому существующее положение дел в земной жизни установлено богом. Поэтому человек не должен стремиться к социальным преобразованиям. Восток ставит рациональное познание ниже интуитивного, что предполагает преобладание разнообразных иррациональных форм познавательной деятельности. Искусство и в целом художественное творчество подчинено некоторой всеобщей идее, и, поэтому не может развиваться самостоятельно. Эту идею обобщённо можно назвать «коллективизм». Она является обобщённым выражением массового сознания восточного общества, где существует убеждённость в ценности коллективных форм жизнедеятельности, противостоящих индивидуальным формам. Историческая предопределённость подавляющей центральной власти в обществе, выраженной в государственной форме, была перенесена на все сферы человеческой жизнедеятельности. Западная культура имеет прямо противоположный характер Восточной культуре. Для неё характерно быстрое и непрерывное развитие, самостоятельность и исключительное самоутверждение всех частных форм и индивидуальных элементов. Каждая сфера деятельности, каждая форма жизни на Западе, обособившись и отделившись от всех других, стремится получить абсолютное значение, исключить всё остальное, и, поэтому, приходит к своей изолированности. Христианская Европа обожествила абсолютную личность творца мира, и тем самым и человека как его образ и подобие. Европа провозгласила активное социальное действие, вследствие чего она получила многочисленные социальные группы, часто враждовавшие друг с другом. Логическим итогом стало деление на конечные элементы – отдельные лица общества. Таким образом, на современном Западе происходит чрезмерное развитие индивидуализма. В области знания на Западе абсолютизм теологии сменился абсолютизмом философии, которая, в свою очередь, уступила место науке. По отношению к возможностям разума Запад уделял большее внимание рациональному и прагматическому познанию, видя в нём высшую ценность. В общественном сознании существует чёткое разделение на государство, общество, церковь, искусство и науку. Каждому из этих понятий отводится отдельное место в обществе. Они самодостаточны, существуя, в то же время, в цельной общественной системе. Мелкими культурными традициями в рамках целостного культурно-исторического типа являются национальные культуры. Специфика национальных культур во многом связывается с территориально-климатической и этнической ситуацией народа, с составом тех ценностей, которые складываются исторически в результате производственной и социально-преобразующей деятельности, и передаются от поколения к поколению. Каждая нация является сонаследником мирового духовного богатства. Каждая национальная культура – это субкультура, один из вариантов культурного типа. Национальные различия становятся несущественными, если сравнивать Западную и Восточную культуру. Расширяющееся политическое и экономическое взаимодействие наций ставит под угрозу своеобразие малых наций и национальных меньшинств. Возникает проблема сохранения культурного богатства отдельных наций. Она существует в рамках глобальной проблемы взаимодействия национального и всемирного. В каждом конкретном обществе существует проблема, связанная с засильем массовой культуры, которая представляет собой особенный культурный тип в рамках каждой национальной культуры. Под влиянием средств массовой информации люди в обществе обречены, смотреть, слушать и читать одно и то же. Это объясняет, почему люди и чувствуют и думают одинаково. Массовая культура сближает вкусы и пристрастия людей в даже очень отдалённых друг от друга районах страны, но, только не возвышая публику до уровня подлинной культуры, а, наоборот, нисходя к её слабостям, пробуждая в ней далеко не лучшие инстинкты. Массовая культура приобщает к культуре широкие массы народа, но часто не им предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры, а, напротив, сама «культура», подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоёв населения, опускается, упрощаясь и деформируясь до примитивного уровня. Массовая культура – это, по сути, раздача стереотипных эмоций. В этом её соблазн и сила, но в этом и её слабость. Каждое из произведений массовой культуры – это, своего рода, художественный наименьший общий знаменатель человеческого существования. Она извлекает то общее, что есть в каждом человеке. Стили массовой культуры недолговечны. Одни из них исчезают бесследно, другие могут оставлять некоторые элементы в составе новой культуры. Иногда происходит возврат к, казалось бы, давно пройденному культурному типу. Массовая культура пестра и бесконечно многообразна в своих проявлениях. Противоположностью массовой культуры является элитарная культура, представляющая собой шедевры, отражающие интересы очень узкой категории людей. Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства». Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура – культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка – массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе. Элитарная культура создается не всем народом, а образованной частью общества – писателями, художниками, философами, учёными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нём пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки – 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают своё время. Деление на более мелкие культурные типы имеет смысл только в рамках специального исследования. Мы же ограничимся только некоторыми примерами. Это: молодёжная культура, культура отдельных профессий, социальных групп и отдельных территорий. Они представляют собой часть общей национальной культуры, своеобразные субкультуры, имеющие свой язык, особенные стереотипы поведения, специфические ценности и ритуалы. Раньше культуры отличались большой замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся всё более открытыми для всевозможных влияний. Происходит процесс взаимодействия культур, и жизнь вырабатывает всё более гибкие механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъёму всех культур на более высокий уровень. Взаимодействие культур является основой происходящего процесса формирования общечеловеческой цивилизации при сохранении индивидуальности каждой культуры. При этом, несмотря на всю свою уникальность и своеобразие каждой данной культуры, различные типы культур принципиально сопоставимы. Культура в её индивидуальном и социально-психологическом выражении характеризуется и способом усвоения других культур, и отношением к ним. Недооценка и неприязнь к уникальности «не своих» культурных ценностей – показатель низкого уровня развития собственной культуры. В настоящее время наблюдается тенденция к расцвету национальных культур. Необходим синтез культур, ориентированный на гуманистические идеалы, принципы социальной справедливости и гармоничное развитие личности. В процессе своего развития общество сформировало и продолжает развивать семь сфер духовной жизни со своей культурой: этика, эстетика, религия, философия, наука, политика и право. Они накапливают и развивают каждая свою сторону культуры общества. Нашей задачей теперь становится их последовательная характеристика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.01 с.) |