Немецкая классическая философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия.



 

В конце XVIII века развитие философии и науки закономерно привело к высшему проявлению рационального мировоззрения. Идеи господствовавшего тогда разума получили законченное воплощение в логических построениях немецкой классической философии. Главной особенностью этой философской системы явилось обоснование доказательств на основе формальной логики и диалектического метода.

Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Он, прежде всего, занимался исследованием проблемы возможности человеческого познания, ставя вопрос: «Что я могу знать?» Кант полагал, что возможности человеческого познания ограничены. Человек может познать не сущность вещей, а то, как они ему являются. Это значит, что он познает связь человеческого опыта и мира. Человеку дано априорное (доопытное) знание. Оно даётся ему непосредственно и изначально. Основными проявлениями этого знания считаются идеи пространства, времени и бога. Благодаря этим идеям чувственный опыт человека оформляется в законченном абстрактном виде. На этой основе возможно познание. Таким образом, абстрактные понятия являются результатом априорного знания. При этом необходим познавательный принцип, заключающийся в диалектическом взгляде на явления и процессы. Но диалектика субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.

Этическое учение Канта является ответом на вопрос: «Что я должен делать?» Оно тоже строится на принципах разума. Люди являются слабыми и порочными существами, но они на основе разума придерживаются нравственных законов. Нравственные законы представлены императивами (правила, содержащие побуждения к поступку). Нравственный закон не зависит от внешних обстоятельств. Человек свободен и разумен, и поэтому должен отвечать за свои поступки, не взирая на условия при которых это произошло. Свободная воля человека представляет собой волю, подчиненную нравственному закону. Основу этого закона представляет категорический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Нравственным является поведение, соответствующее этому императиву. Следуя императиву, человек исполняет долг, источником которого является разум.

Из разума Кант объяснял веру в бога, который представляет собой нравственный закон. Человек верит в бога из-за требований нравственности. Если нравственность строится на разуме, то и бог представляет собой разумное основание человеческой жизни. Поэтому ответом на вопрос: «На что я могу надеяться?» по Канту является: «На бога в нравственном смысле, то есть на самого себя, а точнее на нравственный закон, который должен быть в каждом человеке».

Таким образом, философия Канта основывается на вере в человеческий разум, в то, что на основе разума люди могут установить нравственный и правовой порядок, который станет основой вечного мира. Человек должен жить в соответствии с нравственным законом в гармонии с природой.

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась Фихте и Шеллингом. Они стремились обосновать познавательную активность в некотором едином принципе. Шеллинг дал тонкий анализ категорий диалектики.

Выдающимся достижением немецкой классической философии явилась философская система Г.В. Гегеля. Гегель считал, что бытием и сознанием управляют одни и те же законы. Значит, достаточно изучить человеческие мысли о бытии для того, чтобы понять, что оно из себя представляет. Гегель анализировал не конкретные предметы, а мысли. Для их анализа он применил диалектический метод, диалектическую логику, которая отражала процесс познания в развитии.

Гегель вводит понятие чистого бытия, которое лишено конкретного содержания и представляет собой абстрактное понятие. Это бытие всё равно, что ничто. Мысль о бытии настолько бессодержательна и неопределённа, что равно мысли о небытии. При слиянии бытия и ничто возникает развитие. Всё в мире находится в процессе перехода в другое состояние, что представляет собой развитие.

Гегель открыл и сформулировал основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. В основе развития лежат противоположности в составе системы. На основе противоположностей возникает противоречие, потому что развитие всегда приводит к появлению нового качества, которое входит в противоречие со старым качеством. Новое качество возникает в то время, когда накопившиеся количественные изменения превысили определенную меру. До тех пор, пока существует единство количества и качества, объект или явление остается самим собой. Нарушение этого единства приводит к возникновению нового качества, отрицающее старое качество с удержанием положительного момента в развитии. Этот положительный момент и есть сущность предмета, сохраняющаяся в новом качестве. Это и есть диалектическое отрицание.

Гегель считал, что в основе всего лежит Мировой дух. Он самостоятельно развивается сначала в виде понятий, а затем в виде отчуждения духа, где природа выступает как отрицание понятия. Синтез природы и понятия представляет собой философию духа, где Мировой дух приходит к высшему самопознанию.

Данная философская система вполне логична и закончена. Но диалектический метод предполагает развитие. Развитие системы Гегеля в принципе не возможно. Поэтому получается противоречие между системой и методом. Философия Гегеля не позволяет разрешить это противоречие. Но, тем не менее, она дала способ, при помощи которого можно было познать мир в развитии. Диалектическая логика в философии Гегеля получила наивысшее развитие.

Л. Фейербах, другой представитель немецкой классической философии критиковал и оспаривал идеалистическую систему Гегеля. Фейербах – материалист, он утверждает первичность материи. Сознание, по его мнению, является продуктом развития самого человека. Бога нет, потому что не может быть сверхчеловеческого разума. Бога выдумали люди, обобщив собственную сущность. Человек является частью природы и от природы он наделен мышлением, но при этом мысль идеальна, хоть и имеет материальную природу.

Своё дальнейшее развитие немецкая классическая философия нашла в марксизме. К. Маркс, опираясь на диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, обосновал собственную философскую систему, главной идеей которой стало материалистическое понимание истории. По Марксу бытие определяет сознание, роль народных масс преобладает в общественном развитии, материальное производство определяет развитие общества. Маркс, сформулировал теорию общественно-экономических формаций, по которой способ производства в ходе истории человечества меняется закономерно. При этом общество не может миновать ни одну из фаз своего развития. Он, также показал путь строительства нового общества – через классовую борьбу, революцию и диктатуру пролетариата. Возникновение этой теории произошло под влиянием острых противоречий, существовавших в середине XIX века в европейском обществе. Марксизм сыграл не только теоретическую, но и практическую роль в жизни человеческого общества, явившись идеологической основой социалистических революций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.007 с.)