Мировоззренческая культура: религия и философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззренческая культура: религия и философия.



 

Каждый человек имеет потребность в мировоззрении. То есть у него, в конечном итоге, складывается система определённых взглядов на мир и место человека в нём. Как это происходит, и какова в здесь роль философии, мы рассматривали в первой главе. А теперь обратим своё внимание на особенности религиозного мировоззрения и на роль религии в жизни общества.

Религия – это вера в существование духовного мира, источником и центром которого является бог – могучий созидательный дух, определяющий судьбы людей и мира. Бог является центральной идеей любой религии. По своей сути, религия является одной из форм иррационального мышления, находящегося за пределами разума, которое противостоит научному мышлению. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого сознания, когда возникают элементы теоретического мышления и возможность абстрактно мыслить. Человеческая духовность в процессе деятельности переносилась на предметы, с которыми сталкивался человек. Отсюда представления об одушевлённости природы и наличии какого-то самостоятельного духовного начала за пределами человеческого общества. Возникают религиозные представления, в фантастической форме отражающие действительную жизнь людей. Появляется религия как вера в сверхъестественное существо – бога, который на самом деле является отражением человеческой духовной сущности. Человек сотворил бога по своему образу и подобию, отождествив собственную духовную сущность, воплощённую в освоенном окружающем мире, с божественным началом.

На протяжении истории человечества существовало огромное количество различных религиозных систем, каждая из которых по-своему понимала и называла бога, определяла свои обряды, толкования священного писания и догматы. Концентрированным выражением любой религиозной идеологии является теология или богословие. Усилия теологии направлены на то, чтобы привести в систему и обобщить все элементы религиозного комплекса. Большинство теологических систем содержат: доказательства бытия бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности догматики, бытовых, нравственных и ритуальных предписаний данной религии. Всё это должно соответствовать религиозной психологии, которая не оформлена в стройную систему верований и допускает значительные отклонения по степени систематизированности входящих в неё элементов. Религиозная психология формируется под влиянием непосредственных условий жизни. Обыденные религиозные представления верующих отличаются динамичностью, активностью и непримиримостью к другим верованиям. Это происходит потому, что в мире не существует единой, универсальной религиозной системы представлений. Противоречия, обнаруживаемые на уровне богословия, выливались в межрелигиозные противоречия на уровне обыденного сознания. Они, как раз, и носят наиболее непримиримый характер.

Религия в принципе ортодоксальна и основывается на традиционном принципе, ярко выраженном Тертуллианом: «Верую – ибо абсурдно!», то есть нелогично, не поддаётся осмыслению разумом. Хотя в истории человечества были попытки логически доказать бытие бога. В средние века это сделал Фома Аквинский. Для этого он, использовал формальную логику Аристотеля, на основе которой утверждал, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к мысли о необходимости существования бога как верховной причины всех явлений и процессов. И. Кант отверг рациональные доказательства бытия бога и создал своё собственное нравственное доказательство. Он утверждал, что человек верит в бога потому, что этого требует мораль.

Из всего многообразия религий, существовавших в истории человечества, в настоящее время основными мировыми религиями остаются буддизм, христианство и ислам. Каждая из них имеет по нескольку разновидностей. Основными из них в буддизме являются хинаяна и махаяна, в христианстве - католичество, протестантство и православие, в исламе - суннизм и шиизм. Несмотря на это многообразие, во всех современных религиях можно выделить два основных течения сообразно их отношению к светским ценностям нашей эпохи и процессам, идущим в мире. Одно из них называется модернизмом. Оно тесно связывает религиозные представления с нормами, ценностями и идеалами, присущими внерелигиозной жизни, с теми взглядами, которые характерны для общепринятой повседневной морали современного общества. Религиозный модернизм, сохраняя основные идеи и образы вероучения, меняет, модернизирует давно сложившиеся религиозные представления, чтобы они были близки и понятны современному человеку, не вызывали у него отторжения. Другое течение в религиозной жизни современного общества – фундаментализм. Он стремится сохранить религиозную веру и культ именно такими, какими они были раньше. Фундаменталисты считают, что в богооткровенной истине нельзя трогать ни одной детали, ни одной мелочи, потому что мелочей здесь на самом деле нет, и всякое прикосновение к священным ритуалам и текстам немедленно искажает их подлинный смысл. Таким образом, современные религии заняты не только потусторонним, но и проблемами обыденности, повседневности. И это закономерно, потому что они – часть нашей общей духовной жизни и выражают всю сложность человеческих проблем.

До недавнего времени, религиозное сознание рассматривалось в нашей стране, исключительно, как чужеродное культурное образование. Считалось, что его можно преодолеть в кратчайшие сроки. Но если бы религия была временным заблуждением человеческого ума, то она вряд ли смогла бы в течение тысячелетий занимать центральное место в структуре общественного сознания, и исчезла бы сразу, как только наука и философия противопоставили ей свои решения основных вопросов бытия. Религиозное сознание соответствует потребностям человеческого ума, и, поэтому, до тех пор, пока эти потребности не удовлетворены полностью другими сферами духовной культуры, религия будет продолжать оставаться источником нравственных ценностей, психологическим утешением, поддержкой и гарантией справедливости.

Философское мировоззрение основано на знании. Философия существует как мировоззрение очень малой части людей. В основном мировоззрение очень многих людей не вышло за пределы обыденного сознания. Да и сама философия, занявшись абстрактными проблемами, не способствовала своему распространению в обществе. Философское мировоззрение до сих пор сводится к науке, хотя научность – всего лишь способ осмысленного ответа на актуальные вопросы. Она должна использовать все сферы духовного освоения действительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.006 с.)