Наука как сфера культурной деятельности человечества.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как сфера культурной деятельности человечества.



 

Одной из важнейших человеческих духовных потребностей человечества, начиная с самых ранних этапов его развития, была потребность в знании. Человек представляет собой деятельное социально-природное существо. Знания позволяют успешнее осуществлять практическую деятельность человека. Познание многообразно по формам и способам, и, в сущности, каждая сфера духовной культуры даёт человеку знания о мире и о нём самом. Но почти для всех сфер культуры знание не является главной целью. Исключение составляет наука, для которой объективное познание действительности является самоцелью.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем, она разделяется на множество отраслей знания, которые различаются изучением различных сторон действительности: естественные науки, общественные науки, технические науки, математика. В свою очередь, каждая группа наук делится на составляющие отрасли знания.

Наука обладает некоторыми специфическими признаками, которые отличают её от других сфер культурной деятельности человечества.

1. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности, отсюда и ориентация исследования на общие, существенные свойства предмета.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощённой в практике.

4. Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы и инструменты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчинённое значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных чувственному познанию и выражающих внутренние отношения. Характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно на свой объект.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента. Чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчинённым аспектом познавательного процесса. Он отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов их существования, составляющих основное содержание теорий.

Наука не может существовать вне общества. Развитие науки происходит под влиянием потребностей материального производства и это всё приводит к общественному развитию.

В античности наука существует как результат разделения умственного и физического труда, но она пока ещё слабо влияет на производство. В средние века при натуральном хозяйстве наука оказывала незначительное влияние на общественную жизнь. В дальнейшем буржуазии для развития промышленности нужна была наука. Она становится духовным содержанием производительных сил. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Происходит разрыв между наукой и нравственно-эстетическим сознанием.

В современном мире произошла автоматизация производства, замена человека компьютером. Были достигнуты большие результаты в материальном производстве. Совершенствуется управление экономикой, что приводит к возрастанию мощи производства. Общественным назначением науки становится облегчение труда людей. В современном мире основной задачей науки является решение глобальных проблем человечества. Она должна чётко сказать, в чём состоит ответственность человечества при применении научных достижений, добиваться, чтобы научные знания были доступны всем людям, показать степень возможных последствий при политическом применении научных достижений.

В современном обществе научные знания часто оцениваются как главный критерий развития людей. Но это не так. Наука лишь косвенно формирует в человеке человеческую сущность. Знания не добры и не злы, они выражают степень объективного развития общества в овладении природой. Но развитие науки приводит к научным и мировоззренческим проблемам при стремлении определять, что именно будет истиной в последней инстанции. Поэтому необходим комплексный подход в познании, не только совмещающий данные различных наук, но и использующий различные сферы культурной деятельности.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.007 с.)