Закономерности этнической истории.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности этнической истории.



 

Всё человечество можно рассматривать как антропосферу – одну из оболочек Земли, связанную с бытием человека. Человечество состоит из представителей разных народов. Эти народы мы назовём общим понятием «этносы». В рамках этносов и в контактах между ними творится история. Л. Н. Гумилёв ввёл в учение об этносе системный подход. Он предположил, что из всех общих признаков этноса: язык, культура, территория, общая экономика единственным устойчивым является общность поведенческих черт, передаваемых из поколения в поколение с помощью механизма условно-рефлекторной сигнальной наследственности. Эти черты и есть стереотип поведения, который образуется в результате адаптации людей к этнической и ландшафтной среде. Стереотип поведения создаёт неповторимый облик каждого этноса. Он воспринимается как единственно возможный нормальный образ жизни. Таким образом,этнос представляет собой устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, имеющий своеобразный стереотип поведения.

Члены этноса не тяготятся принятыми нормами поведения, хотя соседям он может показаться противоестественным или даже жестоким, вызвать удивление или насмешку. Отношения людей в этом случае определяются этническим полем. Подобно тому, как биологическое поле координирует поведение живых организмов в их системах, этническое поле создаёт феномен комплиментарности – подсознательного ощущения этнической близости или отчуждения. Этническое поле, подобно другим полям, имеет определённый ритм колебаний. Близость этих ритмов порождает чувство близости, а другой тип ритмов ведёт к отчуждению. У людей одного этнического поля возникает своеобразная ментальность – особенность психического склада, мироощущения, мировоззрения, подсознательная и сознательная реакция на окружающую действительность. Ментальность лежит в основе субэтноса – части этноса, имеющего специфические нормы поведения в рамках этноса. Этносы близкие друг другу, могут объединяться в суперэтносы.

Каждый этнос или скопление этносов, суперэтнос, возникает вследствие микромутации, изменяющей существующий стереотип поведения или мотивацию поступков на новый, жизнеспособный. Этнос проходит этапы: подъём, акматический, надлом, инерционный, обскурация, гомеостаз и, возможно, мемориальный за 1200 – 1500 лет, после чего распадается. Микромутация происходит вследствие пассионарного толчка – сообщения необходимого количества энергии определённым людям, вокруг которых складывается новый этнос. Пассионарность – это признак, образующий некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям. Любые усилия живого организма требуют энергии. Обычно у людей энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если человек способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то он создаёт вокруг себя отношения и связи, позволяющие применить эту энергию в любом из выбранных направлений. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление окружающими, они вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают новую этническую систему. Они руководствуются принципом: «Надо исправить мир, ибо он плох».

Помимо пассионариев в этническую систему входят гармоничные люди и субпассионарии. Гармоничные люди – это, как правило, эмоционально пассивные и трудолюбивые обыватели, стремящиеся к трудовому накоплению материального богатства. Они могут делать карьеру, превосходно выполняя свои обязанности, но ничего лишнего они не сделают, что выходило бы за рамки необходимого. У субпассионариев пассионарность очень мала. Они ни к чему не стремятся, кроме удовлетворения самых простых желаний. С ними совершенно невозможно предпринять какую-либо крупную акцию. На особенности каждого этапа в этногенезе влияет количество пассионариев, гармоничных людей и субпассионариев.

Первая фаза этногенеза – пассионарный подъём. Старые этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из субэтнических групп создаётся спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет географически близкие народы. Причём, с момента пассионарного толчка до момента осознания этносом своей оригинальности проходит примерно 150 лет. Этот период в фазе подъёма – инкубационный. Далее следуют ещё 150 лет, в течение которых вырабатывается принцип отношения общества к личности: «Будь тем, кем ты должен быть!» В этой иерархической системе, составляющей целостность, каждому человеку выделяется определённое место. И если человек не отвечал предъявленным требованиям, то его место занимал другой. В результате из коллектива с таким общественным императивом получалась весьма сплочённая этническая система, которая либо ломалась, либо развивалась дальше и переходила во вторую фазу – акматическую.

После определённого момента пассионарии ломают первоначальный императив поведения. Они перестают работать на общее дело и начинают бороться каждый сам за себя. Преобладает принцип: «Будь самим собой!» Каждый пассионарий теперь не подчиняется общим установлениям, а считается только с собственным желанием самоутвердиться. И так как таких людей оказывается достаточно много, то они начинают соперничать между собой. Обычно в истории эта фаза связана с многочисленными войнами – как внутренними, так и внешними. Хотя соперничество может проявляться в любой области человеческой деятельности. Акматическая фаза этногенеза длится не более 300 лет. Моменты соперничества (перегревы) сменяются временными спадами, когда правительствам удаётся навести кое-какой порядок. Но следующая вспышка пассионарности ломает установившиеся нормы, и регион событий опять становится ареной соперничества. Затем опять следует спад. Внешне он кажется прогрессом, так как успехи затемняют подлинное снижение энергетического уровня. Гармоничное и субпассионарное население начинает роптать «Мы устали от великих». Меняются стереотип поведения, нормы нравственности и идеалы. Наступает фаза надлома.

В фазе надлома обычно бывает короткий период депрессии – разгула субпассионариев. Происходят гражданские войны «всех против всех», сопровождающиеся взаимоисстреблением, доносительством, подлостью и коварством. Господствует императив: «Только не так как было». Длится она недолго, около 150 лет и кончается, как правило, кровопролитием.

В дальнейшем нарастает стремление к ограничению распрей и убийств. Этому способствует то обстоятельство, что пассионарии интенсивно истребляли друг друга. Процент их снижался. И тогда один из победителей несколько меняет принцип общежития, заявляя: «Будь таким как я». Восстанавливается видимое равновесие. Этнос начинает жить «по инерции». Наступаетинерционная фаза, имеющая общезначимый идеал. В некоторых случаях – это личность, а чаще – отвлечённый идеал человека, на которого следует равняться и которому надо подражать. Любое уклонение от идеала рассматривается как что-то нехорошее. Человек должен всё время стремиться к достижению идеала. Но он не должен стремиться быть лучше идеала, потому что тогда он претендует на большее, чем ему положено. Главное– это порядок, который обеспечивает возможность спокойно жить, не претендуя на достижение решающего успеха. И даже лучше вообще не стремиться к слишком большому успеху. Этот императив является естественной реакцией на те кровавые излишества, на те ужасы, которые люди пережили в предыдущую эпоху. Поэтому он встречает большое одобрение основной массы населения. Подавляющее большинство предпочитает любую регламентацию, позволяющую надеяться на защиту от произвола сильных. Отличительной чертой инерционной фазы является сокращение активного пассионарного элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого обывателя. Преобладают теории, утверждающие, что всякому человеку надо дать возможность жить, ему надо помочь, накормить, напоить, если он не умеет работать – надо научить, а если не хочет учиться, значит, плохо учим. В это мягкое время существует относительное материальное изобилие. Идёт взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных ценностей. Всё это продолжается не менее 300 лет.

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится слишком мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. Они говорят: «Будь таким как мы». Ценятся не способности людей, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость во мнениях, а беспринципность. Этот период в жизни этноса может занимать до 150 лет. А когда субпассионарии проедят и пропьют всё ценное, сохранившееся от героических времён, наступает последняя фаза этногенеза –гомеостаз.

Гомеостаз означает равновесие с природой. Люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Они всем довольны. Пассионарности в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.

Впрочем, возможна ещё мемориальная фаза. Люди считают, что не всё ещё погибло, вспоминая о прошлых прекрасных, по их мнению, временах. Но развития уже нет, потому что этнос исчерпал всю энергию. Начинается вырождение под лозунгом: «А нам ничего не надо!»

Новое развитие может вызвать лишь очередной пассионарный толчок, при котором возникает новый этнос.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.009 с.)