Философия истории и закономерности исторического процесса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия истории и закономерности исторического процесса.



 

История – это наука, изучающая прошлое. Она создаёт коллективную память о том, что происходило раньше, помогает сохранять целостным во времени самосознание народов и человеческого рода как единства. Из истории люди извлекают уроки, и, таким образом, она служит настоящему и будущему людей, давая возможность осмыслить ошибки прошлого. Но это осмысление невозможно без осознания закономерностей развития истории общества. Такое осознание даёт философия. Философия истории изучает закономерности протекания исторического процесса в его целостности, его направленность и движущие силы.

История изучает деятельность людей в прошлом. Она описывает исторические факты, представляющие собой реальные события прошлого, и на основании этих фактов философия истории выводит закономерности развития общества. Существует пять видов исторических фактов.

1. Экзистенциальные факты позволяют судить о существовании события.

2. Квалифицированные факты описывают происходившее событие.

3. Количественные факты дают точные данные о количественной стороне происходившего события.

4. Пространственные факты дают сведения о месте и времени происходившего события.

5. Факты мотива и следствия дают возможность установить причины и следствия события.

Для изучения исторических фактов используют исторические источники, а для анализа источников пользуются определённой методологией. Источники могут быть: письменными, археологическими, устными свидетельствами участников, собраниями этнографических материалов и т. д. Для верной интерпретации собранных материалов применяется научная методология, имеющая некоторые отличительные черты. При исследовании общественных явлений:

- изучается мир человека, имеющий субъективное измерение;

- учитывается человеческое, культурное значение определённых явлений действительности;

- обращается первоочередное внимание на качественную сторону события;

- в незначительной степени используется техническое оборудование;

- в исключительной мере используется мышление, его формы, принципы и методы.

Но многие исторические факты невозможно установить с достаточной степенью достоверности. Порой невозможно доказать, существовало ли событие или человек. Описание событий может быть тенденциозным. Бывает невозможно узнать точное количество в отношении происшедшего события, сомнительным может быть место и время события. И очень возможно ошибиться в оценке причин и последствий события. Это происходит потому, что письменные источники очень часто противоречат друг другу, а, порой умалчивают об очень важных событиях. Археологические источники могут быть очень неполными и спорно трактуемыми. Свидетельства участников, как правило, бывают субъективными, а собрания этнографических материалов не всегда имеют достаточно необходимой информации о каком-то событии, даже если они, верно, понимаются исследователем.

Таким образом, получается, что многое зависит от исследователя, насколько верно он сможет интерпретировать изучаемое явление. Действительно, изучать историческое явление можно по-разному. Важно понимать, какое место в истории человечества занимает это явление. Для изучения глобальных процессов истории человечества необходим всеобщий взгляд, охватывающий весь исторический процесс от первобытности до наших дней. Естественно, в этом случае, мы не станем обращать внимание на особенности какого-то одного, небольшого участка исторического времени. При исследовании отдельных цивилизаций, мы непременно обратим внимание на особенности развития культуры данного народа и его контакты с другими народами. При изучении конкретной эпохи, на фоне социальных противоречий будут действовать отдельные люди как субъекты исторического процесса. И тогда нам необходимо будет изучить характеры и судьбы этих конкретных людей. Очень часто недоразумения при изучении исторических событий происходят именно из-за неверного подхода. Конечно, если при изучении культуры какого-либо народа применять биографический жанр, то суть исторической культуры так и не будет раскрыта.

 Но искажение истории может быть и по другой причине. При исследовании общества объект и субъект познания совпадают. Объект познания – люди и результаты их деятельности, субъект познания – также люди. В обществе ничто не делается без того, чтобы не затронуть чьих-нибудь интересов. И это, как правило, интересы власти. Очень часто искажение и замалчивание исторических фактов происходит при прямом участии государства, заинтересованного в определённой интерпретации событий истории.

На самом деле правильное познание истории возможно. Когда в одной точке сходятся объективные вещественные свидетельства, письменные источники, освещающие событие с разных сторон и созданные разными людьми, устные впечатления, разнообразные косвенные данные, то формируется общезначимая картина, с которой согласны учёные, владеющие историческими методиками и обычные люди, бывшие участниками или свидетелями события. В этом случае историческая истина полагается объективной, соответствующей действительности. Но для этого необходима научная дисциплинированность, гражданское самосознание и человеческая порядочность исследователя.

Имея на руках доказанные исторические факты, можно эти факты обобщить, применив понятие исторического закона. Законы развития общества – это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Специфика общественных законов состоит в том, что они возникли вместе с обществом. Они делаются людьми и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. История не развивается вне деятельности человека. Люди своими совокупными усилиями творят историю.

Разнообразная деятельность людей, их труд составляет сущность субъективного фактора, раскрывающего деятельность субъекта истории, которым являются народные массы, социальные группы, партии и отдельные люди. Их деятельность направлена на сохранение, развитие или изменение существующего общества. Содержание субъективного фактора раскрывает механизм воздействия людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния социально-политических отношений на экономический строй общества. Всё это говорит об относительной самостоятельности субъективного фактора, о его активной силе воздействия на ход истории. Субъективный фактор очень динамичен, подвижен и подвержен различным колебаниям. Он может служить мощным фактором созидания и разрушения, ускорения и тормоза общественного развития.

Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли. Они определяют, в основном, характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относятся: орудия и средства труда, навыки общественного производства, традиции, обычаи, система общественных отношений, социальные институты, формы власти – то есть определённый уровень развития материального производства и общественных отношений. Всё это выступает для каждого поколения как реальная основа того, что составляет отправной момент его жизнедеятельности. Таким образом, объективный фактор в истории – это, прежде всего, формы общественных отношений, в значительной мере зависящие от предшествующей деятельности людей.

История представляет собой переплетение и взаимодействие субъективного и объективного фактора. В своей повседневной жизни люди действуют, как правило, сознательно, преследуя определённые цели, и, так или иначе, предвидя последствия своих действий. Но в масштабах общества, истории, совокупность их деятельности не всегда ведёт к сознаваемым ими самими результатам. Может получиться общий результат, о котором никто не помышлял. Дело делается сознательно, но далеко не все результаты его оказываются предвидимыми. В данном случае мы можем говорить о стихийности исторического процесса. Люди зачастую не осознают объективно складывающихся общественных последствий своей деятельности. Следовательно, сознательной деятельностью в истории является такая, которая строится на соответствии индивидуальных целей участвующих в ней людей, общим целям всей социальной группы или всего общества.

Итак, общество в своём развитии проходит качественно определённые этапы. На каждом из них действуют общие законы, характеризующие повторяющееся, устойчивое в истории, и специфическое, проявляющееся только в ограниченном историческом времени и пространстве. Законы развития общества определяются деятельностью людей, их взаимодействием с окружающей средой, с естественными условиями своего существования. Поэтому важно обратить внимание на проявление этих законов в историческом времени. И тогда будет ясен механизм действия истории, что позволит правильно интерпретировать исторические факты и даже, в определённой степени, прогнозировать тенденции развития общества.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.012 с.)