Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия эпохи Просвещения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпоха Просвещения – это XVIII век. Она называется так, потому что основным философским убеждением было то, что знание играет решающую роль в развитии общества. Для того чтобы сделать людей счастливыми, их надо просветить. В целом это была рационалистическая философия, сохранившая еще с XVII века веру в возможности разума. Просветители считали, что законы природы и есть законы разума, а мир развивается в соответствии с законами классической механики. Если природа построена на законах разума, то и её познание тоже может быть только разумным. У человека от природы есть естественные, данные природой права, но люди могут неверно понимать эти права. Из-за этого неверного понимания своих прав людьми, происходят бедствия и несчастья. Находясь в заблуждении и невежестве, люди попадают под власть деспотизма, царившего в средневековье. Отсюда, естественно, отрицание католической церкви, а иногда даже религии, как основы мировоззрения. Но большинство просветителей, всё же не были атеистами. Они отстаивали позиции деизма, то есть считали, что бог сотворил мир и больше не вмешивается в его развитие. Особенно ярко идеи Просвещения проявили себя во Франции, идеологически подготовив Великую французскую буржуазную революцию. Представитель французского Просвещения Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), в основу мира закладывает материю, которая обладает внутренней активностью. Но он при этом оставался деистом. Вольтер считал, что человек стремится избежать страданий и быть счастливым. Для этого он должен занимать активную жизненную позицию. В центре мира стоит не бог, а человек. Человек должен трудиться для того, чтобы улучшить условия своей жизни. Поэтому практическая деятельность должна строиться на знании. В основе всех видов познания лежит опыт. Вольтер уделял большое внимание общественному устройству. Общество должно быть устроено на принципах политического и юридического равенства. Но при этом он не проповедовал имущественное и социальное равенство. Напротив, неравенство в состояниях является предпосылкой общественного равновесия и нормального развития общества. Имущественное неравенство основывается на частной собственности. В противоположность Вольтеру, с требованием социального и имущественного равенства выступал другой представитель французского Просвещения Ж.Ж. Руссо. Он считал, что изначально у человека формируется потребность в самосохранении и благосостоянии. Отсюда возникают сочувствие и сострадание к другим людям, лежащие в основе самопознания, что и есть свобода. Руссо был убежден, что естественное состояние человека выше цивилизованного. Люди не равны физически от природы. Но политическое и имущественное неравенство – общественное порождение, вследствие существования частной собственности. Необходима справедливая реорганизация частной собственности или её отчуждение. В дополнение ко всему у людей много пороков, порождённых обществом. Чтобы их исправить необходимо воспитание, имеющее естественную направленность. Общество в целом развивается прогрессивно, но этот прогресс носит противоречивый характер из-за того, что развитие культуры создает искусственные потребности. Великим творением французских просветителей была «Энциклопедия», в которой была дана оценка всему известному в истории человечества. В её создании принимали участие все просветители, во главе с Д. Дидро и Ж. Де Аламбером. Дидро считал, что природа существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхприродном начале. В основе природы лежит материя, которая имеет молекулярное строение. Она вечна, активна, постоянно находится в движении. Таким образом, Дидро был атеистом, отрицая существование бога. Его коллега, Де Аламбер по мировоззрению был скорее деистом. Принявшие участие в написании «Энциклопедии» Ж. Ламетри, К. Гельвеций и П. Гольбах также разделяли мировоззренческие идеи Дидро. Гельвеций говорил об атомном строении материи. Все они считали человека частью природы. Ламетри учил, что человек добр от природы. Злым его делают несовершенные общественные отношения. Их нужно исправлять с помощью просвещения. Гельвеций различает естественные и искусственные страсти, эмоции, устремления к покою, наслаждению и желание счастья. Искусственные страсти формируются обществом, и, поэтому, носят социальный характер. Именно здесь необходимо благотворное воздействие культуры на человека посредством воспитания. Таким образом, произойдет слияние личных и общественных интересов. Справедливое общественное устройство предполагает равномерное распределение общественных благ. Являясь атеистом, Гельвеций выступал против католической церкви, как очага мракобесия. Ещё более ярко критика католической церкви и религии звучала в устах его соотечественника Гольбаха. Он выступал за полное изживание религии. За это его называли «личный врач бога». С критикой религии против католицизма выступал также Ш.-Л. Монтескьё. Он много внимания уделял общественному устройству, которое выводил из географической среды и её особенностей. Для того чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую среду. Философия эпохи Просвещения явилась свидетельством резкого обострения конфликта между феодальным, средневековым мировоззрением и мировоззрением нового, зарождающегося класса буржуазии, содержание которого составило идеологию Нового времени. Последующее развитие идей Нового времени, хоть и проходило под влиянием идей просветителей, но явилось качественно новой эпохой в философии, науке и идеологии. Идеи Просвещения оказали серьезное влияние на развитие философии не только во Франции, но и в других европейских странах: Англии, Германии, Италии и даже России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.008 с.) |