Этическая, политическая и правовая культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этическая, политическая и правовая культура.



 

Одной из исторически первых духовных потребностей людей была потребность любить и ненавидеть, различать добро и зло, иметь представления о справедливости и долге, свободе и совести. Её называют этической потребностью. Она определяется тем, что человек представляет собой общественное существо. Он живёт среди людей и становится человеком благодаря ним, воспроизводя в себе мир общественных отношений. Этические отношения между людьми в обществе оформляются через мораль. Мораль представляет собой отражение общепринятых нормативов человеческой деятельности в обществе и общественную оценку этой деятельности. Это система таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей.

Механизм действия морали выражается через нравственные категории: честь, совесть, долг, чувство собственного достоинства, свобода воли. Честь – это нравственная основа личности человека. Для настоящего Человека утрата чести означает утрату всего самого важного, при этом даже собственная жизнь теряет прежнюю ценность. Совесть – это моральное осознание и самосознание человека, выполняющее функцию оценки его поступков с точки зрения их общественной значимости. Долг – это обязанности человека перед другими людьми или всем обществом. Чувство собственного достоинства – это осознание личностью своего значения и права на уважение окружающими. Свобода воли – это возможность сознательного выбора человеком линии своего поведения и ответственность за него. Область нравственного выбора не абсолютна, потому что на человека влияют объективные условия его общественного бытия. Эти условия менялись по мере изменения общества.

Мораль развивается исторически. Происходят коренные изменения в нравственных принципах жизни общества, связанные с появлением новых социальных сил. В первобытном обществе вековые обычаи и традиции поддерживались силой общественного мнения. В античности происходит резкая поляризация морали раба и господина. Например, свободнорожденный должен не заниматься физическим трудом, а не способный испытывать эстетического наслаждения, не выполняет своего нравственного долга. В средние века возникает учение о «подобающем месте каждого», предназначенном ему происхождением. Это нравственное оправдание социального неравенства. В то время нравственность выражалась в религиозной форме. Религия воплощала в себе универсальные принципы нравственности. Главной нравственной категорией была честь как моральный критерий для осознания личностью своего места в обществе, нравственный императив, принуждавший человека к бездумному исполнению своих сословных обязанностей. В новое время преобладает понимание собственной значимости личности, предприимчивость, жёсткость, инициативность, творчество, идеал активной, настойчивой личности. Принцип купли-продажи переносится на мораль: «ты – мне, я – тебе» – высшее выражение справедливости. Смысл жизни – богатство. Утрата богатства равносильна утрате достоинства личности. Сущность честности – сохранение деловой репутации. Понятие долга – исполнение обязанностей перед обществом. Преобладает отношение к человеку как к средству. Тем не менее, в нравственном сознании человечества всегда оставались общечеловеческие принципы, имеющие значение для любого этапа развития общества в любой точке Земли.

Общечеловеческое в морали воплощено в единой тенденции становления и развития общества. Общество движется в направлении создания таких социальных структур, которые всё в более полной степени способствуют воплощению человеческого в человеке. Общий прогресс сознания человечества неотделим от прогресса нравственности.

Помимо морали есть ещё две, тесно связанные между собой сферы духовной культуры, которые регулируют социальные отношения, но другим способом. Это политика и право. Они регулируют человеческие отношения со стороны институтов власти. Разумеется, они возникают только тогда, когда формируются властные структуры, прежде всего государство. Государство возникает в том обществе, где есть деление на социальные группы с различными, а порой даже противоположными интересами. Для урегулирования этих интересов и возникает политика и право как законодательная система. Но эти сферы духовной культуры, хоть и необходимы в современном обществе, существовали не всегда. Они не могут быть всеобщим регулятором человеческих отношений, которым остаётся именно мораль.

 

 

Эстетическая культура.

 

Наряду с этической потребностью у человека ещё на ранних этапах развития общества формируется эстетическая потребность – освоение мира по законам красоты. Эстетическое включает в себя две составные – гармоничное и возвышенное. Осваивая мир эстетически, человек вносит в него гармонию, соразмерность, которые в конечном итоге связаны с закономерностью. Тем самым человек воспроизводит и развивает в себе через прекрасное способность познавать мир. Но эстетическая деятельность, в то же время, возвышает человека над условиями своего существования и приближает его к нравственному. Таким образом, эстетическое является важнейшим средством, инструментом становления и совершенствования человеческого в человеке. Оно питает человеческую духовность. Истина и Добро сливаются в Красоте. Эстетическое имеет место в любом виде человеческой деятельности. Человек оценивает с эстетических позиций всё, что вовлекается в сферу его опыта. При этом, естественно, необходимым условием для эстетической ценности является существование людей, общества. Но эстетические категории объективны, так как они отражают объективную действительность. Эстетическое не связано с категорией пользы. Оно ценно само по себе. В эстетическом отношении человек созерцает себя в созданном им мире. Исторически формирование способности к эстетическому восприятию связано с усовершенствованием форм предметной и социальной деятельности человека. Высшим видом эстетической деятельности является искусство.

Искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором всё является эстетическим созданием человека. Искусство – это выражение внутренней сущности человека в её цельности. Эстетическое переживание произведения искусства включает в себя высшие познавательные ценности, этическое переживание и эмоциональное напряжение. В искусстве отражаются не просто художественные образы, а символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему видоизменяя их. Предметом искусства являются отношения человека и мира и сам человек в социальном, нравственном, бытовом смысле.

Необходимо отметить специфические свойства искусства.

1. Особый язык, предполагающий установку на образность в отличие от обобщённых категорий науки и философии. Художественный образ имеет ценность как художественная идея.

2. Особый способ обобщения – общее осмысливается через индивидуальное. Для искусства характерно мышление единичными категориями, за которыми ощущается символическая художественная обобщённость.

3. Использование художественного вымысла. Вымысел необходим как один из достаточно действенных эстетических приёмов.

4. Личностный способ выражения, предполагающий личностную позицию автора.

5. Повышенное значение формы в любом произведении искусства. Именно через форму реализуется содержание произведения, где форма может существенно влиять на восприятие самого содержания.

6. Использование скрытых свойств человеческого сознания. По силе воздействия на человека среди многообразия видов духовной деятельности нет равного искусству. Отсюда – запрещение некоторых произведений искусства и даже отдельных жанров, стремление к политизации искусства.

Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Поэтому важно посмотреть, как изменялась эстетическая культура человечества в ходе исторического развития общества, хотя бы в самых общих чертах. В античности вся духовная культура выражалась в эстетической форме. Считалось, что красота и гармония носит разумный характер. Учение о красоте не отделялось от учения о бытии. В средние века понятие красоты постепенно заменяется религиозной и философской истиной, которая заменяется научной истиной в эпоху Возрождения. Тогда же эстетика возвращается в состав философского знания. В современном понимании искусство представляет собой результат творческой деятельности человека. При этом люди понимают, что отражённый в искусстве мир изменяется, и человечество никогда не сможет посмотреть на него глазами прошлого.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.006 с.)