Для средних специальных учебных заведений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для средних специальных учебных заведений



Основы философии

Учебное пособие

Для средних специальных учебных заведений

Острогожск 2011

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

 

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ.

1. Условия возникновения философии………………………………...5

2. Особенности философии как мировоззрения………………………6

3. Основной вопрос философии………………………………………..8

4. Основные философские законы и категории……………………….9

5. Содержание философских знаний………………………………….12

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

1. Древнеиндийская философия………………………………………14

2. Древнекитайская философия……………………………………….16

3. Античная философия………………………………………………..18

4. Средневековая философия………………………………………….22

5. Философия эпохи Возрождения……………………………………25

6. Философия XVII века……………………………………………….26

7. Философия эпохи Просвещения……………………………………28

8. Немецкая классическая философия………………………………...30

9. Западная философия XIX – начала XX века ……………………....33

10. Русская философия XVIII – начала XX века………..…………...34

11. Современная философия…………………………………………..39

 

ГЛАВА 3. КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.

1. Философское понятие бытия и свойства материи………………...41

2. Особенности строения и развития Вселенной…………………….44

3. Особенности формирования Солнечной системы………………...48

4. Происхождение жизни на Земле……………………………………49

5. Проблемы происхождения человека……………………………… 52

 

ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ.

1. Сознание как форма отражения…………………………………….54

2. Физиологические основы сознания………………………………..55

3. Общественная природа сознания…………………………………...56

4. Свойства сознания…………………………………………………...57

 

ГЛАВА 5. ПОЗНАНИЕ.

1. Теория познания и предмет её изучения…………………………..59

2. Структура познания…………………………………………………60

3. Истина………………………………………………………………..63

4. Познание и практика………………………………………………...64

5. Многообразие форм знания и познавательной деятельности…….65

 

 

ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.

1. Образы человека в истории философской мысли…………………67

2. Сущность человека…………………………………………………..68

3. Человек как личность………………………………………………..71

4. Нравственные основы человеческого существования…………….72

 

ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.

1. Личность и общество в процессе исторического развития……….75

2. Социальный выбор личности: свобода и ответственность……….76

3. Проблема предназначения человека………………………………..78

4. Человек как космический феномен………………………………...80

 

ГЛАВА 8. КУЛЬТУРА.

1. Сущность культуры и её функции………………………………….84

2. Развитие культуры…………………………………………………..86

3. Типология культур…………………………………………………..88

4. Наука как сфера культурной деятельности человечества………...91

5. Этическая, политическая и правовая культура……………………93

6. Эстетическая культура………………………………………………94

7. Мировоззренческая культура……………………………………….96

 

ГЛАВА 9. ОБЩЕСТВО И ЕГО ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ.

1. Философия истории и закономерности исторического развития...99

2. Закономерности этнической истории……………………………..102

3. Способ производства и исторические типы общества…………..105

4. Историческая эпоха и цивилизация……………………………….106

 

ГЛАВА 10. ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

1. Древние цивилизации……………………………………………...108

2. Средневековые цивилизации……………………………………...113

3. Цивилизации Нового времени……………...……………………..116

4. Цивилизации Новейшего времени………………………………...119

 

ГЛАВА 11. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА………………………………………………………..122

1. Экологическая проблема………………………………..................123

2. Энергетическая проблема………………………………………….124

3. Демографическая проблема и продовольственная безопасность.126

4. Проблема ядерной войны и новые вызовы……………………….128

5. Перспективы будущего…………………………………………….131

 

ИСТОЧНИКИ………………………………………………………………..134

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….135

Введение.

 

Человечество в начале XXI века выходит на совершенно новый уровень осмысления мира и самого человека. Это требует несколько иного качественно подхода к пониманию места человека в мире. За всю историю общества создано огромное количество философских изысканий по решению актуальных проблем, которые вставали перед человечеством. Всё богатство философской мысли должно помочь найти ответы на важные мировоззренческие вопросы, от решения которых зависит будущее человеческой цивилизации. Как ни странно эти ответы прозвучали уже довольно давно, но люди, к сожалению, многое забывают, и, поэтому вынуждены искать их вновь и вновь. В настоящее время возникает потребность обобщить имеющиеся знания различного характера, критически подойти к возможным несоответствиям или искажениям и попытаться дать цельную картину жизни природы, общества и человека на планете Земля, существующей во Вселенной.

Данное учебное пособие является скромным опытом обобщения и систематизации уже имеющегося материала философских трактатов, научных теорий, религиозных учений, нравственных установок и эстетических идей прошлого и современности. Преобладающей точкой зрения в данном пособии, как и в современном мире, является научная точка зрения, откуда следует исключительно рациональный подход при объяснении явлений действительности. По глубокому убеждению автора в мире не существует принципиально необъяснимых явлений. Естественно, человечество не может объяснить абсолютно всё происходящее во Вселенной, но возможно объяснение на уровне логических обобщений, классификация всех, даже непознанных явлений. Наука и другие сферы познания в будущем непременно смогут предложить варианты различных гипотез или же сами ответы в качестве объективной истины. Таким образом, познание выйдет на новый качественный уровень с одновременным расширением объёма неизвестного, требующего объяснения.

Данное пособие, как и вся философия в принципе не претендует на истину в последней инстанции. Очевидно, что вопросов, возникающих перед человечеством гораздо больше, чем возможных вариантов ответов. Гораздо важнее методология, подход, дающий возможность построить цельную систему мировоззрения. При этом необходимо использовать не только данные науки, но и опыт эстетического освоения мира, необходимые элементы религиозного мировоззрения и этические принципы, что позволит существенно дополнить картину мира и обогатить содержание философского знания.

 

 

Основной вопрос философии.

 

Философские искания лучше всего начинать с самого главного, основного вопроса. Он уже известен, хотя не все философские системы считают его таковым. Но, скорее всего, для человека не искушенного в философских изысканиях он может показаться слишком надуманным, абстрактным и абсолютно не важным для практических нужд людей. Посмотрим, так ли это. Начнем рассуждения с обычного, обыденного примера проблемы.

Перед всяким человеком во все времена вставала проблема добывания средств существования. Для того чтобы их добыть, надо трудиться. Человек может рассуждать следующим образом: «Чтобы питаться, надо работать. Питаться надо, чтобы жить. А для чего жить, если человек смертен? Чтобы продолжить себя в других поколениях. Но ведь они тоже умрут! Может быть, в жизни есть какой-то высший смысл? Человек живет в своем селении. Селение находится в стране, а страна на Земле. Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система входит в галактику Млечный путь, которая относится к системе галактик, а все это находится во Вселенной. Откуда она взялась, и есть ли во всем этом смысл? Как связан этот смысл со смыслом жизни одного человека?» Можно, конечно над этим всем и не задумываться, но тогда человеческая жизнь мало, чем будет отличаться от жизни животного или растения. При этом надо учитывать, что ход рассуждений может быть и другим, также неоднозначными могут быть и выводы.

В истории философской мысли встречались самые разнообразные интерпретации основного вопроса философии. Так в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики, смысла жизни, отношения сознания и бытия, сущность мира. Очевидно, что основной вопрос философии был связан с насущными проблемами существования определенной культуры в определенном историческом времени. А если это так, то актуальность этого вопроса может и должна меняться в зависимости от степени информированности людей, их потребностей, общего уровня культуры, ценностей человеческой жизни.

В XIX веке Энгельсом был сформулирован: «…основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Можно сказать и по-другому «что первично, материя или сознание» или « в чём сущность мира»? В решении этого вопроса философы могут делиться на материалистов, полагающих, что первична материя, а сознание – производное от материи или вообще материально, и на идеалистов, полагающих, что сознание или идея первична, творит мир, который материален. Иными словами материалисты говорят «Сущность мира в нём самом», а идеалисты – «Сущность мира в чём-то другом». Могут быть ещё вульгарные материалисты, утверждающие, что сознание материально; диалектические материалисты, утверждающие, что сознание творит высокоорганизованная материя – человеческий мозг. Также и идеалисты могут быть субъективными, выводя мир из сознания одного человека; и объективными, считая, что мир создается надмировым всеобщим сознанием, мировой идеей или богом.

Выделяют еще и вторую сторону основного вопроса философии – о познаваемости мира. Её можно сформулировать примерно так: « Есть ли у человека возможность истинного познания каких-либо объектов или явлений в действительности»? В принципе вариантов ответа может быть только два: « человек может правильно познать какое-либо явление или объект» и «мир не познаваем в принципе».

Постановка этих вопросов отражает современный уровень развития науки и философии. Ответы на эти вопросы могут быть, иначе не было бы многочисленных сторонников каждой из версий. Но окончательное доказательство правоты одной из сторон пока ещё, а, скорее всего никогда, не может быть принято бесспорным.

Выведенные в качестве основных вопросы философии современности и варианты их решения не исчерпывают всего богатства, и разнообразия философской мысли. Истории философии мы уделим достаточно внимания в дальнейшем. И тогда обнаружится, что деление философов на материалистов и идеалистов достаточно условно, особенно если мы будем говорить о далёком прошлом. Мы обнаружим, что их можно разделить на монистов – признающих одно начало в основе мира и дуалистов – признающих два начала в основе мира. Кроме того, существуют оптимисты, верящие в прогресс мира и общества и пессимисты, отрицающие прогресс и будущие перспективы человечества. Ну и, конечно же, есть диалектики, исходящие из постоянной изменчивости мира и его всеобщей связи и метафизики, отрицающие развитие и взаимосвязь явлений.

 

 

Единичное и общее.

Единичное – объект во всей совокупности присущих ему признаков, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную качественную и количественную определённость.

Общее – существенно сходные свойства предметов или процессов, объединяющиеся в определённое множество. Общее содержит закономерность единичных явлений. Общее и единичное дополняют друг друга и не могут существовать раздельно.

Содержание и форма.

Содержание – совокупность существенных свойств и внутренних процессов, составляющих основу предмета или явления. Форма– внутренняя организация, делающая возможным существование предмета или явления как чего-то качественно определённого. Форма и содержание – различные полюсы одного и того же. Содержание всегда существует в определённой форме и определяет ее. Диалектика формы и содержания выражает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, но когда она перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие, то возникает конфликт между старой формой и новым содержанием. Старая форма уничтожается и возникает новая. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствуя его развитию, вследствие чего происходит изменение структуры. Структура, являясь способом связи элементов содержания, приобретает характер закона.

Сущность и явление.

Сущность – главное, основное, определяющее в содержании предмета, заключенное в нем основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Явление – внешнее выражение сущности, форма её проявления. Любой закон – существенная связь между предметами и явлениями. Сущность находится в глубине предметов или явлений. При этом существует несколько уровней сущности. Явление обнаруживается на поверхности вещи. Сущность является, а явление существенно.

Причина и следствие.

Причина – явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующие другим и вызывающие их. Следствие – явление, которое вызывается действием причины. Причина активна и первична по отношению к следствию. Следствие необходимо, закономерно связано с причиной. Естественный ход вещей подчинен объективной причинности или закономерности. Бесконечная цепь причинно-следственных связей не одностороннее действие, а взаимодействие. Причинность охватывает только часть общего взаимодействия, которое включает в себя многообразие причин и следствий, их связей и соподчинённости, их способность меняться в общем движении мира.

Часть и целое.

Они отражают отношение между сторонами отдельного предмета. Любой предмет состоит из частей, но любые попытки понять особенность предмета или явления на основе анализа частей и последующего суммирования частей свойств, качеств, признаков будут неудачными. Анализируя части, мы узнаём только о частях, а целое не сводится к сумме его частей. Целое включает в себя и способ соединения частей, взаимосвязи этих частей, их взаимообусловленность. Целое подразумевает особую систему связи элементов внутри себя и систему связи себя как целого с внешней средой. Целое – это то, что составлено из частей, а не то, что разделено на части. Часть – это элемент недостаточный для объяснения целого, но необходимый для его существования. Понятия «целое» и «часть» связаны с понятиями «система», «структура», «элемент». Система – это внутренняя совокупность на основе единства дополняющих элементов. Структура – это совокупность устойчивых связей объекта и его тождественность самому себе.Элемент – это понятие, которое означает первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых система складывается.

Содержание философского знания.

 

В общем курсе философии, помимо необходимого введения и рассмотрения основных философских понятий, которые необходимы для уяснения закономерностей развития мира, существуют и другие разделы, рассматривающие конкретные стороны действительности.

Прежде всего, это история самой философии, которая знакомит со всеми основными направлениями развития философской мысли, творчеством философов, представлявших эти направления. При этом надо заметить, что особенности этих направлений зависели от специфики общественного уклада.

Другое подразделение философского знания – это онтология, или теория бытия. Для обозначения источника существования вещей и явлений объективного мира вводится понятие «бытие». Таким образом, онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности, того фундамента, на котором строится окружающая действительность.

Важным разделом философии является теория сознания и теория познания или гносеология. Теория сознания рассматривает сознание как особую действительность, обладающую специфическими законами существования и развития. Теория сознания тесно связана с гносеологией, потому что в основе познавательной деятельности человека обязательно лежит сознание. Теория познания изучает важную проблему познаваемости мира, которая выносилась в качестве основного вопроса философии рядом философских направлений.

Изучение предыдущих разделов подводит нас к проблеме человека. Так условно можно назвать проблемы человеческого существования или экзистенциальные проблемы философии и теорию ценностей, которая лежат в основе жизни и деятельности человека, называемая аксиологией. Проблемы человеческого существования включают в себя вопросы судьбы и свободы, надежды и ответственности, любви, счастья, творчества, смерти и смысла жизни. Изучение этих проблем становится возможным после уяснения процесса происхождения человека, его сущности. Из всего этого проистекает теория ценностей, где даётся оценка явлений человеческой жизни, исходя из основных принципов человеческого существования.

Проблема человека в философии выводит на рассмотрение взаимоотношения человека и общества, а также на изучение проявлений человеческой деятельности, которые в обществе носят название «культура». В данном случае культура исследуется в широком, философском смысле. Особое внимание уделяется рассмотрению различных видов духовной культуры: науки, этики, эстетики и религии.

Довольно большим и важным разделом философии является философия истории, изучающая закономерности общественно-исторического развития. Она рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, отношения, возникающие между социальными группами, роль и место личности в социальной структуре. Философия истории изучает проблему движущих сил истории, соотношение субъективного и объективного фактора в историческом процессе и все факторы, влияющие на развитие общества. На основе знания законов развития общества можно дать характеристики отдельным этапам его развития и представить некоторые прогнозы будущего.

Разумеется, этот перечень не исчерпывает все проблемы бытия природы, человека и общества. Эти проблемы труднообозримы, настолько глубоки и одновременно широки, что для их исследования нужна вся человеческая мудрость, накопленная веками, да и этого, верно, не достаточно. Все проблемы решить невозможно, нельзя ответить на все вопросы, потому что ответы приведут к ещё большему количеству вопросов и так до бесконечности. Поэтому главной задачей философии является побуждение к исследованию неизведанного, сомнение в правильности познанного. Философия больше ставит вопросов, чем даёт на них ответы.

 

 

Глава 2. История философии.

 

Древнеиндийская философия.

 

Во II тысячелетии до н.э. на территории Северной Индии появляются индоарийские племена. Они обладали довольно высоким уровнем материальной культуры, что способствовало быстрому и успешному их утверждению в долине Ганга. Поэтому индоарийские религиозно-мировоззренческие идеи на долгие тысячелетия определили особенности индийской культуры и философии.

Древнеарийская культура уделяла большое внимание религиозной символике и мифологии, культам и жертвоприношениям. Ведущую роль в обществе играли жрецы (брахманы). Они выступали толкователями священных текстов – самхит или вед, которые представляли собой сборники гимнов в честь богов. Эти толкования или комментарии были оформлены в виде религиозно-философских трактатов – брахманов, араньяков и упанишад. Все ведические тексты считались священным откровением, и только брахманы могли быть истинными знатоками и толкователями ведической мудрости. В этом проявилась особенность социального строения древней Индии. Брахманы и управленческая верхушка (кшатрии) составляли привилегированную часть общества в противоположность третьему, основному социальному слою общинников - производителей (вайшьи) и самому низшему слою неимущих и неполноправных (шудр). Таким образом, раннефилософская система брахманизма вытекала из общественного устройства древнеиндийского общества.

Брахманы вели активные религиозные исследования вед, на основе которых возникали сложные философские построения. Это особенно проявилось в упанишадах («сидеть около ног учителя»), где обсуждались проблемы бытия и небытия, жизни и смерти, первопричины мира. Но авторитет брахманов постепенно ослабевал. Появлялись новые религиозно-философские направления.

Первыми поставили под сомнение авторитет брахманов аскеты-проповедники (шраманы). Они доходили даже до отрицания святости вед, чем расшатывали устоявшуюся социальную структуру древней Индии. Но шраманы существенно расходились между собой в понимании религиозно-философского идеала. Одни из них проповедовали аскетический образ жизни, другие видели его в покорности судьбе – фатализме, а третьи настойчиво искали пути спасения. К сторонникам поисков путей спасения относятся буддисты, последователи учения Будды.

«Будда» (просветлённый) – более позднее название человека по имени Сиддхартха, происходившего из царского рода Гаутамы племени шакья. В возрасте 29 лет он ушел из родительского дома, чтобы найти путь избавления от страданий для себя и всего человечества. Около семи лет он пробыл странствующим проповедником под прозвищем Шакьямуни, после чего нашел истинный путь к спасению и стал называться Буддой.

Учение Будды появилось в VI веке до н.э. и первоначально было очень простым. Его суть состояла в том, что человеческие желания при неудовлетворённости порождают страдания. Для того чтобы избавиться от страданий, надо ничего не желать. Смерть, также как и в ведических представлениях, ведёт к новым воплощениям, а значит к новым страданиям. Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы после смерти не возродиться в другом существе. Идеал буддизма – нирвана. Это одновременно и существование, и несуществование. Попасть в нирвану – это значит прервать цепь перерождений вечно двигающегося мира (сансары) и обрести вечный покой.

По учению о карме, согласно древнеиндийским представлениям, причиной возрождения человека в другом существе после смерти, являются поступки человека. Буддизм учит, что поступки человека являются следствием его желаний. Для того чтобы достичь нирваны, нужно отказаться от желаний, от мира и от всех привязанностей в жизни. Отсюда вытекает относительность, и даже отрицание реальности всего существующего. В буддизме нет ответа на вопрос: «Как устроен мир?» Буддийская логика использует только понятие «дхарма». Дхарма – это элемент закономерных причинно-следственных связей мира. Дхармы, сталкиваясь, образуют сканды, которые, собираясь вместе, образуют душу человека. Если человек ведет праведную жизнь, избегая желаний, а значит и страдания, то сканды тесно привязаны друг к другу, и у человека появляется шанс попасть в нирвану. Если праведного существования не получается, то душа разваливается на составные части и теряет индивидуальность.

Такая установка логики поведения устраивала кшатриев, потому что отрицала необходимость брахманов и их культа. Кшатрии использовали буддизм в своей борьбе за власть против жреческой верхушки общества и впоследствии поддерживали распространение буддизма за его пассивную социальную позицию.

В дальнейшем, буддизм, как вероучение чрезвычайно усложняется. С одной стороны, в монашеских общинах шло углубленное изучение и развитие буддизма, а с другой – приспособление учения к местным традициям и верованиям народов разных стран. В I веке н.э. буддизм распался на два направления: хинаяну и махаяну. Сторонники хинаяны строго соблюдали заповеди Будды, даже в усиленном варианте. Идеалом для них была монашеская община, избиравшая «узкий путь» спасения. Сторонники махаяны или «широкого пути» спасения, напротив, стремились приспособить вероучение буддизма к особенностям жизни широких масс людей, что неизбежно привело к обожествлению личности Будды и допущению мирян в нирвану.

Буддизм превратился в мировую религиозно-философскую систему, но в самой Индии его влияние уменьшалось. Местные религии, объединив положения брахманизма и буддизма, дали начало индуизму, отражавшему новый, кастовый строй жизни индийского общества. Каста – это замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определённой сфере деятельности. Они имели четкую внутреннюю организацию и закрепляли навсегда положение человека в обществе, который должен был оставаться в своей касте всю жизнь и воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Индуизм явился религиозно-идеологическим обоснованием кастовой системы.

Основой индуизма стали шесть философских систем (даршан): веданта, йога, миманса, вайшешика, ньяя и санкхья. Все эти системы должны помочь верующим найти путь к спасению, которое заключалось в освобождении души от телесной оболочки и слиянии с верховным божеством. Боги Вишну, Шива и Брахма олицетворяют три основные функции всемогущего божества: созидательную, охранительную и разрушительную. Кроме них существует огромное многообразие богов, позволяющее выбрать для поклонения наиболее близкого в соответствии с кастой верующего. Для каждой касты устанавливается определённый порядок жизни (дхарма). Выполняя установленный порядок, человек укрепляет свою карму – духовную судьбу, которая служит основой последующих перерождений человека. При соблюдении дхармы душа может воплотиться в тело представителя более высокой касты или в нирвану, а при несоблюдении дхармы – воплощается в тело представителя низшей касты, животное или растение.

Для древней индийской философии, в целом, была характерна широта кругозора и глубина мысли. Она признавала вечность мира, непрерывность его развития, происходящего по циклам, зависящим от божественной воли. Она оказала глубокое влияние на развитие философских взглядов у многих народов древности.

 

 

Древнекитайская философия.

 

Во многом похожим было становление и древнекитайской философии. Ломка традиционных общинных отношений, рост научных знаний в области астрономии, математики и медицины, создали благоприятную почву для духовных перемен. Натуралистический настрой древнекитайской философии препятствовал развитию формальной логики и диалектики. Китайские философы не использовали понятие «противоречие», но зато широко оперировали понятием «противоположность».

Переходя к осмыслению причинности мира, человек должен был по-новому увидеть и своё место в этом мире. Он по-прежнему ощущал себя в неразрывной связи с природой, но уже задумывался о существовании первопричины, первоосновы бытия. В этом отразилась особенность общественного уклада древнекитайского общества. Его основу составлял централизованный деспотизм, основанный на государственном владении землёй и сельская община. Безграничная власть правителя отражалась в сознании как всемогущество единого божества. Обожествлённое единое выступало как сила, подавляющая человека, регулирующая все его действия и тем самым лишающая его какой-либо свободы выбора. В то же время централизованный деспотизм сочетался с самостоятельностью земледельческих общин. Община прочно сплачивала людей воедино общей собственностью на землю, но одновременно оставляла дом в индивидуальном владении семьи. Двойственность общественной организации влияла на философские учения.

Древние китайцы обоготворили силы природы, в основу которых поставили Великое Небо. Но их религиозная система существенно отличалась от древнеиндийской. Для неё были характерны умеренность и рационализм, минимум мифологии, а главное – первенство этики перед мистикой. В Китае сознательно подчинялось религиозно-мифологическое начало требованиям общественной этики и политики. В одних руках объединялись функции чиновников и жрецов. Религиозные системы не имели эмоциональной окраски, что восполнялось культом легендарных героев и мудрецов древности, вознаграждаемой добродетели.

Отдельные философские идеи можно обнаружить в древних памятниках культуры: «Ши цзин» («Канон стихов»), «И цзин» (Книга перемен»), «Шу цзин» (Книга истории»). Эти книги заложили основу древнекитайской мысли, определили нормы жизни общества.

В классической китайской философии понятие «бытие» отсутствует. Внимание первых китайских философов было сосредоточено не столько на анализе основы мира, сколько на нравственных проблемах. При этом они применили понятие « противоположность», разделив мир на два начала: «инь» (земля) и «янь» (небо). Взаимодействие этих начал – основа развития мира.

В VI веке до н.э. в Китае появляется авторская философия. Первой и наиболее важной для Китая системой взглядов стало конфуцианство. Конфуций (Кун-цзы) выдвинул в качестве идеала человека безупречной морали, готового на всё во имя истины, обладающего чувством высокого долга, гуманности, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и почитающего мудрость старших. Конфуций предложил начать моральное совершенствование с самого себя, наладить отношения в семье. Он считал, что государство – та же семья, и, поэтому нужно распространить такие же принципы на государственную политику для разумного управления и создания нравственно безупречного и гармоничного общества. Каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. Конфуцианцы отстаивали неизменность общественных отношений и уважительное отношение к предкам. Таким образом, конфуцианство учит соблюдать свой долг по отношению к родственникам, общине и государству. Но учение Конфуция встречало непонимание у правителей из-за своей назидательности по отношению к ним и преобладающей роли родственников и общины перед государством. Хотя последователям Конфуция удалось распространить это учение даже за пределами Китая.

Другим направлением, не похожим на конфуцианство был моизм. Мо-цзы явился основателем учения, которое отказывалось от прежних общинных связей и привилегий. Его идеалом было всеобщее братство с одновременным отказом от всех личностных связей и привязанностей, с беспрекословным подчинением правителям. Но моизм с его пренебрежением к традициям и отказом от обрядов, к которым привыкли люди не получил поддержки среди широких масс населения.

Ещё одним из учений, вышедшим на сцену идейной жизни Китая в IV веке до н. э. явился даосизм. Основателем этого учения считается Лао-цзы, живший в VI – V веках до н.э., одновременно с Конфуцием. В основе даосизма лежит понятие «дао». Дао – это то, что существует, и, одновременно, не существует. Оно представляет собой бесконечную Вселенную, которая периодически сокращается до очень маленького объёма. А потом опять расширяется. Все существа и люди проходят через ряд перерождений, исчезают при сокращении Вселенной, а потом при новом расширении, возникают заново. Дао (путь) понимается как высший Абсолют, сверхбытие, великое единое, предельная реальность. Дао – вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в движении.

Учение даосов сводилось к призывам следовать дао, сливаться с природой и избегать всего искусственного. Одним из важных принципов даосов было недеяние («у-вэй») – умение в соответствии с ходом вещей налаживать жизнь таким образом, чтобы всё шло должным путём, но без активного вмешательства человека. Методом «у-вэй» надо руководствоваться во всех случаях жизни: по отношению к природе, людям и государству. Уход от мира к природе связывался с возможностью обретения долгих лет жизни, и даже бессмертия. Впоследствии это развилось в религиозное направление. Другое направление – натурфилософское – разрабатывало идею взаимодействия начал «янь» и «инь». Но даосизм не стал учением, обладающим широким общественным признанием.

Наиболее политически влиятельным учением Китая стал легизм, где преобладал культ закона, административных распоряжений правителя. Средствами поддержания авторитета власти являлись чёткие предписания, выполнение которых хорошо вознаграждается, а невнимание к ним сурово наказывается. Легисты видели противника сильной центральной власти не только в национальной знати, но и в частных собственниках, строгое контролирование деятельности которых было главной задачей правительства. Легизм явился тем учением, которое наиболее последовательно выразило интересы централизованного государства. Хотя легизм в его чистом виде оказался чересчур жёстким для Китая учением, сама имперская идея на два с лишним тысячелетия определила будущее страны. 

 

 

Античная философия.

 

Античная философия зародилась в VI веке до н.э. и просуществовала до VI века н.э. Этот период соответствует рабовладельческим социально-экономическим отношениям, где раб является собственностью рабовладельца. Используя труд рабов, эллины, а в последствии латины, получили огромные возможности для занятия политикой, наукой, искусством и философией. В результате в Элладе происходит грандиозный культурный подъём, названный «греческое чудо».

Перемены в общественной жизни эллинов, увеличивающийся поток информации о природе и о жизни других народов требовал объяснения уже на более высоком, не мифологическом уровне. Появляются наука и философия. Кроме того, полисный характер общественной жизни требовал от каждого гражданина непосредственного участия в управлении государством. Как следствие развивалось мышление людей, вырабатывался самостоятельный взгляд на окружающий мир. При этом эллинов не особенно волновал вопрос «как жить?», составляющий основу этического учения восточной философии. Для них нравственный выбор был личным делом. Эллины уделяли большее внимание вопросу «как устроен мир?».

В начале философы пытались вывести многообразие природных явлений из какого-нибудь одного природного вещества. Фалес считал, что это вода, Анаксимен, что – воздух, Анаксагор – эфир, а Анаксимандр видел первоначало мира не в каком-то конкретном веществе, а в первовеществе – «апейроне», что означает «беспредельное». Этот период развития античной философии получил название «натурфилософия». Все вышеназванные представители ионийской философии большое внимание уделяли природе, называя её «космос». Космос – это не только природа, но и человеческий мир, но в отличие от человека вечный.

Гераклит Эфесский подошел к проблеме с другой стороны. Он предположил, что нет никаких вещей. Все, что мы видим - это обман чувств. На самом деле есть только процессы. Всё существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: «всё течет, всё изменяется», «никто не может вступить дважды в один и тот же поток», «к смертной сущности никто не прикоснется дважды». Таким образом, Гераклита можно считать осно



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.018 с.)