Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный выбор личности: свобода и ответственность.

Поиск

 

До определённого момента своей истории люди долго ещё находятся за чертой, где свобода в принципе не существует. Это абсолютная несвобода. Человек не свободен, прежде всего, физически, поскольку его организм не располагает достаточными силами, чтобы самому, без посторонней помощи, обеспечить себя пищей и жильём, защитить от болезней и врагов. Он абсолютно не свободен даже духовно, так как его сознание не обладает ещё достаточными способностями, чтобы осваивать мир. Человек абсолютно не свободен в то время и социально, поскольку ни на уровне своего бытия, ни на уровне своего сознания, не выделился из окружающей его общественной среды.

Для свободы необходимо своё «я», а также, чтобы возникли какие-то возможности для его выражения, воплощения в определённых действиях. Важно, чтобы человек обладал собственными потребностями, интересами, ценностями, также как и возникающими на их основе представлениями, желаниями, стремлениями. Он должен осознавать себя самостоятельной, отличной от других людей личностью, способной к активному социальному действию.

Намерение личности реализовать себя может входить в противоречие с такими же намерениями других личностей, может наталкиваться на огромное количество препятствий. В таком случае, свобода сталкивается с несвободой, в результате чего её осуществление оказывается возможным лишь в борьбе с многочисленными враждебными обстоятельствами: противостоящими человеку силами природы и общества, неразвитостью интеллекта, нехваткой воли и силы духа.

Таким образом, мы можем сказать, что свобода возможна, но свобода не абсолютная, а относительная. Эта относительность проявляется в том, что:

- свобода одних социальных субъектов в описываемых условиях взаимодействует с несвободой других;

- один и тот же субъект оказывается свободным в одних действиях и несвободным в других;

- даже полностью свободный ни один субъект не имеет твёрдых социальных гарантий сохранения этой свободы, и потому должен постоянно бороться за неё.

Поскольку во всех этих аспектах свобода относительна, то все формы реализации свободы связаны с борьбой, а, следовательно, с огромной важности проблемой цены, выплачиваемой в определённом случае за свободу. В итоге оказывается, что свободы у людей тем больше, чем больше в их распоряжении разнообразных средств, которые они могут использовать для реализации своей личности, и чем шире и гибче многочисленные обстоятельства, в которых им приходится осуществлять этот процесс. И, напротив, у них свободы тем меньше, чем беднее, малочисленнее эти средства, и чем сильнее, жёстче разного рода запреты и регламентации, ограничивающие их свободную деятельность. Собственно свободными следует признать, прежде всего, те способы жизнедеятельности человека, которые диктуются не нуждой, не внешней целесообразностью, не стремлением сохранить и воспроизвести свою жизнь, а единственно желанием личности раскрыть свои подлинные сущностные силы, удовлетворить внутренние потребности и интересы, формирующиеся в структуре самой личности. Необходимая для свободы независимость достигается лишь тогда, когда внутренние потребности и интересы выражают главное, что есть в человеке – его творческую натуру.

Добровольно возлагая на себя определённые обязанности, личность становится убеждённым исполнителем той или иной общественной роли. Личная ситуация приобретает более широкое социальное значение – исторической ситуации, в которой находится определённая социальная группа. Одна из задач, которая встаёт перед личностью – это понимание и оценка ею своего объективного социального положения. Свободное самопринуждение личности обнаруживается в сознательном социальном выборе. Личность определённым образом относится к своей социальной группе, признаёт или отвергает её, смиряется с условиями своего социального бытия или выбирает путь борьбы и протеста. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счёт нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимости. Только на этой основе возможна подлинная целесообразность действий, устойчивая жизненная позиция. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем беспринципность.

Жизнеспособность человека основывается на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является свободное подчинение общечеловеческим нравственным запретам. Всё начинается с простейшего нравственного выбора, с определения того, чего «здесь и теперь» категорически нельзя делать или не делать. Есть предельные ситуации, когда нужно сделать выбор, чтобы остаться человеком. Есть нечто неделимое – душа человека, сокровенное, сущность. Если поступиться тем, что делает человека человеком, тогда всё, что останется, теряет смысл. Целостный человек не может относиться к миру как к объекту, к средству собственного благополучия, потому что истинного благополучия, когда что-то существует за счёт чего-то, всё равно не получится. Целостный человек и в другом человеке видит целое, и не может посягать на него. Целое и есть свобода, а свободный ум гуманен. Индивидуальная самореализация личности зависит от того, насколько велики запросы общества на личностную самостоятельность людей. Если они отсутствуют, то обществу реально угрожает обезличивание. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие и форма проявления успешного развития общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.009 с.)