Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный выбор личности: свобода и ответственность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
До определённого момента своей истории люди долго ещё находятся за чертой, где свобода в принципе не существует. Это абсолютная несвобода. Человек не свободен, прежде всего, физически, поскольку его организм не располагает достаточными силами, чтобы самому, без посторонней помощи, обеспечить себя пищей и жильём, защитить от болезней и врагов. Он абсолютно не свободен даже духовно, так как его сознание не обладает ещё достаточными способностями, чтобы осваивать мир. Человек абсолютно не свободен в то время и социально, поскольку ни на уровне своего бытия, ни на уровне своего сознания, не выделился из окружающей его общественной среды. Для свободы необходимо своё «я», а также, чтобы возникли какие-то возможности для его выражения, воплощения в определённых действиях. Важно, чтобы человек обладал собственными потребностями, интересами, ценностями, также как и возникающими на их основе представлениями, желаниями, стремлениями. Он должен осознавать себя самостоятельной, отличной от других людей личностью, способной к активному социальному действию. Намерение личности реализовать себя может входить в противоречие с такими же намерениями других личностей, может наталкиваться на огромное количество препятствий. В таком случае, свобода сталкивается с несвободой, в результате чего её осуществление оказывается возможным лишь в борьбе с многочисленными враждебными обстоятельствами: противостоящими человеку силами природы и общества, неразвитостью интеллекта, нехваткой воли и силы духа. Таким образом, мы можем сказать, что свобода возможна, но свобода не абсолютная, а относительная. Эта относительность проявляется в том, что: - свобода одних социальных субъектов в описываемых условиях взаимодействует с несвободой других; - один и тот же субъект оказывается свободным в одних действиях и несвободным в других; - даже полностью свободный ни один субъект не имеет твёрдых социальных гарантий сохранения этой свободы, и потому должен постоянно бороться за неё. Поскольку во всех этих аспектах свобода относительна, то все формы реализации свободы связаны с борьбой, а, следовательно, с огромной важности проблемой цены, выплачиваемой в определённом случае за свободу. В итоге оказывается, что свободы у людей тем больше, чем больше в их распоряжении разнообразных средств, которые они могут использовать для реализации своей личности, и чем шире и гибче многочисленные обстоятельства, в которых им приходится осуществлять этот процесс. И, напротив, у них свободы тем меньше, чем беднее, малочисленнее эти средства, и чем сильнее, жёстче разного рода запреты и регламентации, ограничивающие их свободную деятельность. Собственно свободными следует признать, прежде всего, те способы жизнедеятельности человека, которые диктуются не нуждой, не внешней целесообразностью, не стремлением сохранить и воспроизвести свою жизнь, а единственно желанием личности раскрыть свои подлинные сущностные силы, удовлетворить внутренние потребности и интересы, формирующиеся в структуре самой личности. Необходимая для свободы независимость достигается лишь тогда, когда внутренние потребности и интересы выражают главное, что есть в человеке – его творческую натуру. Добровольно возлагая на себя определённые обязанности, личность становится убеждённым исполнителем той или иной общественной роли. Личная ситуация приобретает более широкое социальное значение – исторической ситуации, в которой находится определённая социальная группа. Одна из задач, которая встаёт перед личностью – это понимание и оценка ею своего объективного социального положения. Свободное самопринуждение личности обнаруживается в сознательном социальном выборе. Личность определённым образом относится к своей социальной группе, признаёт или отвергает её, смиряется с условиями своего социального бытия или выбирает путь борьбы и протеста. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счёт нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимости. Только на этой основе возможна подлинная целесообразность действий, устойчивая жизненная позиция. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем беспринципность. Жизнеспособность человека основывается на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является свободное подчинение общечеловеческим нравственным запретам. Всё начинается с простейшего нравственного выбора, с определения того, чего «здесь и теперь» категорически нельзя делать или не делать. Есть предельные ситуации, когда нужно сделать выбор, чтобы остаться человеком. Есть нечто неделимое – душа человека, сокровенное, сущность. Если поступиться тем, что делает человека человеком, тогда всё, что останется, теряет смысл. Целостный человек не может относиться к миру как к объекту, к средству собственного благополучия, потому что истинного благополучия, когда что-то существует за счёт чего-то, всё равно не получится. Целостный человек и в другом человеке видит целое, и не может посягать на него. Целое и есть свобода, а свободный ум гуманен. Индивидуальная самореализация личности зависит от того, насколько велики запросы общества на личностную самостоятельность людей. Если они отсутствуют, то обществу реально угрожает обезличивание. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие и форма проявления успешного развития общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.009 с.) |