Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия эпохи Возрождения.

Поиск

 

Эпоха Возрождения охватывает период с XV по XVII века. Термин «возрождение» означает возвращение античных культурных образцов и идеалов. В то же время появляется и термин «средние века», обозначающий срединные века, занимающие промежуточное положение между античностью и временем Возрождения. Возвращение античной культуры и философии было вызвано потребностью времени. В то время начинается рост материального производства на основе городского ремесла. Это привело к развитию городской культуры с ориентацией на самостоятельную, независимую личность и к развитию естествознания, техники, механики и математики. Всё это отрицало схоластический философский подход и утверждало естественнонаучный взгляд на познание мира и человека. Появляется новая мировоззренческая установка – гуманизм.

Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, но она явилась необходимым звеном в цепи философских исследований, отразив потребности времени. Изменение мировоззренческих систем совпало по времени с реформационным движением в Европе. Обнаруженные несоответствия различных переводов Библии с догматами церкви привели к снижению авторитета католической церкви и критике христианских философских систем. Философское творчество эпохи Возрождения носило разнообразный по форме характер. Оно проявлялось в искусстве, науке, этических исследованиях и в новой религии – протестантизме.

Великие поэты Данте и Петрарка стали выразителями идей гуманизма: доверия к естественному человеческому разуму, чувствам, уникальности человеческой жизни и ее самодостаточности. Общественные и церковные деятели Лоренцо Валла, Пьетро Помпонацци и Пикоделла Мирандола говорили о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам и о роли философа в этом воспитании. Николай Кузанский и Джордано Бруно стремились обосновать самоценность человеческой жизни на уровне Вселенной. Это ставило вопрос о положении человека в космосе, о физической природе человека и о смысле его жизни.

В то время считали, что Земля находится в центре Вселенной, и отсюда естественно следовало, что человек, как единственное разумное существо на Земле должен быть в центре мира, являясь основой всех мировых связей, исключая бога. Но открытия Николая Коперника о том, что не Земля, а Солнце является центром Вселенной, а затем Джордано Бруно, обосновавшего наличие совершенно другого центра Вселенной, меняют мировоззренческую установку. Теперь утверждается, что человек представляет собой конечное земное существо, обладает смертной душой и только разумная часть души может быть бессмертной.

Галилео Галилей, опираясь на учение Коперника, изучает проблему движения и приходит к мысли об относительности движения. Он применяет метод научного эксперимента – методологическую базу будущей науки. Именно его исследования закладывают основы классической механики.

Ещё один из последователей гуманистической философии, Эразм Роттердамский выступает против схоластической философии и авторитета католической церкви. Он не считал себя еретиком, выступая против догматов католичества, потому что говорил о необходимости возвращения к первоначальному христианству в результате религиозной реформы. Но он был против крайних форм нетерпимости, охвативших Западную Европу, против религиозных войн за мирное решение спорных вопросов веры и мировоззрения. По мнению Эразма человек должен обладать искренней верой в Христа, беспорочной надеждой и милосердием без лицемерия.

В условиях религиозных гражданских войн возникает Святейшая инквизиция для борьбы с ересью. В качестве ереси могли рассматриваться передовые философские и научные теории. Так был вынужден отречься от своего учения Галилео Галилей, на костре инквизиции сожжён Джордано Бруно. Поэтому философы вынуждены прибегать к иносказаниям и замалчиваниям в своих исследованиях.

Иносказательна философия Мишеля Монтеня, называвшего себя скептиком. Он пришел к выводу, что доводы разума не могут доказать бытие бога. Он сомневается в идее бога вообще. Для него наиболее допустимы с точки зрения здравого смысла теории признающие в качестве бога всю природу в её целостности или же допускающие наличие во Вселенной Верховного Разума. Но при этом Монтень порицает «гнусный атеизм» и говорит, что он – верный христианин. Он верует, выдвигая при этом 11 возражений христианству. В отношении познания Монтень выражает сомнения. Он утверждает, что познание мира относительно. Себя Монтень считает подлинным скептиком, который ищет знаний, не останавливаясь на достигнутом. Его этическим идеалом является жизнь в соответствии с разумом.

Таким образом, в эпоху Возрождения меняются идеалы, ориентиры философского поиска. Пробивает себе дорогу идея разума, состоящая одновременно в вере в силу разума и выражающая сомнение в его силе и возможностях. Всё это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии, заложив основы опытного естествознания Нового времени.

 

 

Философия XVII века.

 

В XVII веке потребности материального производства способствовали развитию науки. Потребовались данные прикладных наук, прежде всего механики и математики. Это привело к развитию опытного знания, имеющего значение для реального мира, которое могло применяться для практической деятельности людей. Открытие И. Ньютоном законов классической механики на долгое время закрепило в научной практике представление о механической обусловленности явлений. Философия приобретает всё более рациональный характер.

Английский философ Ф. Бэкон утверждал, что философия должна носить практический характер. Основу человеческой деятельности составляет познание. Философское знание представляет собой систему опытно-рационального познания на основе разума. Огромное значение, в связи с этим, приобретает учение о видах знания, об их соотношении, о методе познания. Бэкон не смешивает религию и философию. Религия, он считает, основывается на сверхъестественном откровении. Основополагающие положения религии устанавливаются авторитетами. Философия использует данные органов чувств. Её основные положения подвергаются обсуждению и проверке. Но устанавливаемая познанием связь природных явлений говорит о существовании бога. На этой основе возможна естественная теология, соответствующая естественной религии. В конечном итоге познание природы и использование опытного знания должно составлять основу общественного благополучия.

Французский философ Р. Декарт был одним из основателей теории нового естествознания. По его мнению, физика, как учение о природе, входит в систему философских знаний. Философия должна опираться на физику для того, чтобы знания, полученные с её помощью, можно было применить на практике. Наиболее приемлемым методом исследования является рациональное рассуждение. Таким образом, философия Декарта, основываясь на разуме, пытается вывести общие закономерности в развитии мира, человека и общества.

Английский философ Т. Гоббс распространил законы механики не только на природу, но и на развитие человека и общества. Изучение природы даёт единственно действительное знание. Гоббс признавал реально существующими только материальные объекты, непосредственно воспринимаемые человеческими органами чувств, а духовному он отказывает в реальности, потому что оно не может найти отражение в человеческом опыте. Религия не совместима с наукой, но мир, все же сотворил бог, хотя он более не участвует в его управлении.

Голландский философ Б. Спиноза в своем труде «Этика» систематизирует философские знания. «Этика» представляет собой совокупность теорем, которые доказываются методом сведения к аксиомам и определениям. Спиноза основой мира или «субстанцией» считает единую и единственную причину самой себя. «Субстанция» представляет собой совокупность материального, идеального, то, что обычно называется богом или природой.

Английский философ Д. Локк противопоставил опытное знание внеопытному. Опытное познание исходит из практической деятельности человека и служит основой познания человека и природы. Внеопытное познание метафизическое. Оно исходит из принципов разума. Все идеи возникают из опыта, который может быть внешним и внутренним. Внешний опыт через ощущения даёт простые идеи. Внутренний опыт с помощью рефлексии даёт идеи о собственном состоянии человека. Существует три вида знания, если его оценивать по степени очевидности: 1) исходное или чувственное; 2) демонстративное, через умозаключение; 3) интуитивное. Для Локка идея бога не совсем ясна. Так как бога нельзя познать через ощущения, то нельзя утверждать, что он существует.

Немецкий философ Г. Лейбниц считал, что всё многообразие мира составляют мельчайшие духовные элементы – монады. Они активны, самостоятельны, непрерывно изменяются, могут воспринимать воздействие, обладают сознанием и способны страдать. Монада – это основа мира, она тождественна человеческой душе. На этой основе возможно познание на уровне представлений всего мира. Бог представляет собой высшую монаду, которая управляет всеми остальными.

Английский философ Д. Беркли считал, что бог сотворил мир и продолжает его творить через непрерывное воздействие на человеческие души. Бог является причиной человеческих ощущений. Таким образом, окружающие человека вещи существуют в качестве божественных идей. Направление философии, заложенное Беркли получило название идеалистического сенсуализма.

Другой представитель идеалистического сенсуализма, английский философ Д. Юм показал, что содержание изучаемого понятия не исчерпывается ощущениями. Его дополняет вера в похожесть будущего на прошлое. На основе ощущений и веры можно судить о внутреннем опыте человека. Внешний опыт не дает таких данных. Следовательно, причины ощущений необходимо исследовать, выходя за пределы собственного опыта, а это невозможно. Поэтому возможно только внутреннее познание. Человек не может понять что-либо вне себя.

Английский идеалистический сенсуализм показал кризис механического материализма начала Нового времени, его неспособность осветить многие вопросы познания и устройства мира. Но идеи философии XVII века послужили важным необходимым звеном в развитии мировой философии, значительным вкладом в теорию познания, учение о бытии, в изучение проблем человеческого существования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.009 с.)