Русская философия XVIII – начала XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия XVIII – начала XX века.



 

Предпосылки формирования русской философии имеют общекультурный характер. Формирование русского этноса происходило в условиях преемственности христианской культуры с элементами язычества при наличии сильной государственной власти, имеющей характер восточного деспотизма. Это определило своеобразие русской философии и сравнительно позднее ее развитие.

В XVIII веке философом мирового значения можно считать М.В. Ломоносова, который обосновал научный, материалистический взгляд на природу, на бесконечность мироздания. Но философия – всего лишь часть научной деятельности Ломоносова. Впрочем, это характерно не только для его творчества. Большинство русских мыслителей были не профессиональными философами. Русская философия как бы «растворилась» в научном, литературном, религиозном творчестве.

В первой половине XIX века на развитие русской философии существенно повлияли идеи просветительства, явившиеся продуктом европейской философии. Вместе с тем достаточно сильным было традиционное, национальное направление в духовной культуре. Все это привело к оформлению двух направлений в русской философской мысли: славянофильства и западничества.

Славянофилы – А.С. Хомяков и К.В. Киреевский выступали за самобытный путь развития России. Они считали, что развитие цивилизации в Европе не может быть примером для русской нации. Человек в Европе потерял свою божественную сущность, коллективистские начала, стал эгоистом и индивидуалистом. Всё это не подходит для России с её общинным укладом и коллективной православной верой.

Западники – П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский – выступали за преемственность западных ценностей. Для них буржуазный рынок и демократические идеалы явились оптимальными, наилучшими, помогающими прогрессивному развитию страны. По их мнению, надо взять то лучшее, что есть в Западной цивилизации и приспособить к особенностям России.

Еще одной особенностью русской философии была ее общая иррациональная направленность в противоположность формальному конструированию немецкой классической философии. Русская философия оперировала такими понятиями как «любовь», «стыд», «совесть». Она пыталась осознать проблему цены, которая может быть отдана за любой прогресс и любой социальный проект. В этом отношении как более показательными являются идеи Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева.

Литература Л.Н. Толстого полна философских идей, основная из которых – непротивление злу насилием. Эта идея исходит из понимания Толстым смысла жизни. Он состоит в любви человека к богу. Но бог в представлении Толстого – это то светлое, что есть в каждом человеке. Только так может проявить себя бог на земле, только так человек может узнать о боге. Он должен сравнить свою несовершенную духовную природу с идеалом. Постижение бога дается через любовь к другим людям. Любовь противостоит насилию. Нельзя бороться с насилием с помощью силы. Это только увеличит зло в мире. Толстой приходит к выводу об объективности исторического процесса и о ничтожности роли личности в истории. Толстой подверг критике государство, церковь и все виды социального протеста в обществе кроме духовного, нравственного подвижничества.

Ф.М. Достоевский исследовал духовную сущность человека в своих философских романах. Человек – противоречивое существо. В нём есть и доброе – божественное и злое – от дьявола. Добро – это воля, сила духа, естественно возникающая великая сила. Зло – это произвол, индивидуализм, отрицающий мораль. Поиск добра идёт не разумом, а чувством, воплощённым в совестливости, всечеловеческой любви к богочеловечеству. Достоевский поднимает проблему цены за общественный прогресс и утверждает, что он не может быть куплен страданиями людей. Гармоничное будущее может быть только в прекрасном мире.

Главная идея философии В.С. Соловьёва – идея о духовной телесности. Он верит в святость, чистоту и красоту материи и тела. Согласно Соловьёву истинный гуманизм – это вера во Христа как Богочеловека, а истинный натурализм – это вера в бога – материю. Реальные материя и тело – это обособления первичной чистой и недоступной воздействию Мировой души. Они утратили её святость, но сохранили элементы Всеединства, поэтому и теперь они являются основой жизни. Аскеза – это не уничтожение тела, а только возвышение духа за счёт тела, воскрешение, освящение и усмирение тела. Материя – недостойное жилище божественного человеческого духа. То, что мы сейчас называем идеей, бестелесно и безжизненно, а то, что мы называем плотью и материей, – грешно и бессмысленно. Но воскресение и идеальное состояние мира – это не царство чистого духа. Содержание идеи не может быть полноценным без материи. Вся природа, всё живое ждёт воскресения, в очищенной светозарной форме материя и тело станут истинной формой блага и истины. В конце всего совершается окончательное, полное и общее воссоединение злого и разорванного бытия: воскресение из мёртвых, воскресение плоти, избавление и освящение всего мира. Таким образом, учение Соловьёва о духовной телесности, о преодолении мирового зла посредством богочеловеческого подвига, о внедрении и созидании универсального Всеединства.

Период конца XIX – начала XX века в истории русской культуры называют «духовным ренессансом». Возникает большое количество философских обществ. Происходят интенсивные контакты между русскими и западноевропейскими философами. Русский либерализм, получивший в это время развитие, отличался двойственностью. В нём существовали различные течения, давали о себе знать радикализм и консерватизм. На нём непосредственно сказались те перемены, которые переживало общество.

Русская философия носила преимущественно религиозный характер. Она развивалась в тесной связи с культурой. Религиозная философия, придерживавшаяся либеральной ориентации, не афишировала своей приверженности к буржуазным идеалам. Философское знание наполнялось гуманистическим содержанием. Будущее – это не ещё большее господство буржуазных отношений, а гармония веры и знания.

Богоискательство, и в частности, «новое религиозное сознание», у истоков которого стоял Д.С. Мережковский – это комплекс религиозных, историософических, эстетических идей и нравственных установок, реализация, которых может привести к созданию «религиозной общественности» - главной силы возрождения России. Интеллигенция должна усвоить религиозные ценности, которыми жил народ, и быть представительницей народа. Такие русские философы как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, В. Розанов, В. Иванов, Л.П. Карсавин продолжают идеи В.С. Соловьёва. Они противопоставляют классической философии как исследованию, философию, осуществляющую самостоятельное духовное творчество.

У С.Н. Булгакова дается целостная религиозная система с довольно подробным изображением природы религиозного сознания. Он излагает учение о божественном Ничто в смысле отрицательной теологии, о тварном мире и софийности творения, о первом Адаме, в смысле еврейской Каббалы, о втором Адаме или воплощении бога и о мистическом значении экономики, искусства и власти в истории человечества, о теократии, теургии и о конце света.

В общей философии Бердяева наибольшее значение имеет книга «О смысле творчества. Опыт оправдания человека». В основе его миропонимания лежит понятие творческого акта, и с этой точки зрения рассматриваются все основные вопросы жизни: государство, брак, семья, искусство. Лишь в творчестве и через творчество человек может оправдать свое бытие в мире. Бердяев выступает реформистом, контрреволюционером, антисоветчиком и антикоммунистом. Он против любого вида насилия над человеком, утверждая, что нет ничего выше свободы человека. Все формы общественного устройства оправданы лишь тогда, когда они служат свободному человеку.

Другое направление, представителем которого был И.А. Ильин, выступило как продолжение классической философии Западной Европы. Ильин много внимания уделяет темам российской государственности, политическим, правовым, этическим устоям исторического бытия России. Ильин вместе с П. Новгородцевым и Е. Трубецким продолжает традицию Б. Чичерина, оппонента В. Соловьёва. Ильин твердый монархист и националист, сторонник иерархического сословного строя, общества построенного на ранге.

В тоже время под влиянием развития естественных наук возникают учения, стремившиеся построить широкую систему взглядов на окружающий мир с гуманистической точки зрения. Эти учения получили название «космизм», потому что ставили проблемы единства человека с космосом.

Одно из направлений космизма носило ярко выраженный теологический характер. Оно было представлено Н.Ф. Фёдоровым и П.А. Флоренским, которые считали, что человек может овладеть не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду человек способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения.

Другое направление космизма носило некоторый научно-фантастический характер. Его представителями были К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и Н.А. Умов. Циолковский считал, что человек с помощью разума и творчества выйдет в космос, где со временем изменится его физическая природа, и он приблизится к высшим организмам, населяющим Вселенную. Вернадский разработал теорию ноосферы, которая возникает над биосферой и состоит из духовной, мыслительной энергии человечества. Умов утверждал, что человек, общество и культура закономерно возникли во Вселенной. Эти явления связаны с универсальным процессом, происходящим во Вселенной.

В конце XIX века в России появился марксизм. Одним из виднейших инициаторов распространения марксизма в России был Г.В. Плеханов. Он критиковал народничество и внес значительный вклад в материалистическое понимание истории. Продолжали эту линию «легальные марксисты» - Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и П.Б. Струве. Самостоятельную позицию в марксизме занял В.И. Ульянов (Ленин). Он в книге «Материализм и эмпириокритицизм» поставил в центр внимания проблемы, теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Ленин осуждает любые проявления идеалистической и религиозной философии как выражение идеологической и политической реакции. Он изучает гегелевскую диалектику и применяет ее в политике, при этом закону единства и борьбы противоположностей была придана абсолютно метафизическая форма – классовая борьба пролетариата приведет к уничтожению буржуазии и торжеству социальной справедливости. Это послужило теоретической основой для обоснования социалистической революции в России. Для этого Ленину потребовалось переработать теорию общественно-экономических формаций Маркса: ведь Россия никак не подходила для социалистической революции по Марксу. Ленин говорит о новой стадии развития капитализма – империализме, при которой противоречия достигают наивысшей ступени развития. Таким образом, в новых исторических условиях возможна социалистическая революция в России.

«Легальные марксисты» разошлись с Плехановым и, особенно с Лениным, не приняв насильственных средств борьбы, подавления личности обществом, идеи воинствующего материализма и атеизма. Плеханов также во многом расходился с Лениным, не соглашаясь с его настойчивой революционностью и экстремистскими методами в политике.

Но на практике победила точка зрения Ленина. В России произошла социалистическая революция, после которой все несогласные с марксистским учением или были вынуждены уехать из страны или сменить точку зрения или пасть жертвами репрессий.

Поначалу в течение 20-х годов еще была возможность для дискуссий и споров. Но уже тогда философы были вынуждены работать только в диалектико-материалистическом плане. Наиболее известные философы того времени: В.М. Бехтерев, А.Ф. Лосев, М. Бахтин, А. Богданов.

С 1929 года среди ученых-философов начинаются репрессии, и теперь уже не может быть даже намёка на какое-нибудь инакомыслие, расхождение с политикой партии и правительства. Теперь только один авторитет – Сталин. «Краткий курс истории ВКП(б)» становится единственным современным источником философского знания. В философии процветают догматизм и абсолютно примитивный взгляд на окружающий мир.

В середине 50-х годов появляется возможность некоторых исследований в достаточно свободном диапазоне, но всё ещё в рамках марксистской философии. Формируется методология науки, изучаются проблемы сознания и познания, человеческого существования и культуры. Наиболее известные философы того времени Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, А.Г. Спиркин, Д.И. Дубровский, Л.Н. Гумилёв, С.С. Аверинцев.

В настоящее время, в России появилась возможность изучения ранее неизвестных философских направлений, продолжаются философские исследования.

 

Современная философия.

 

В XX веке произошло много исторических событий, свидетельствующих об особом, новом качественном состоянии мировой цивилизации. Две страшные мировые войны, революционный террор в ряде стран, тоталитарные режимы, фашистский геноцид, изобретение и применение ядерного оружия, всеобщий контроль над огромными массами людей с помощью современной электронной техники и современная экологическая проблема существовали и существуют наряду с выдающимися достижениями человечества. Это: прорыв в космос, достижения науки и техники, улучившившими быт людей, гуманизация политики и права, крушение диктаторских режимов, и, конечно же, дальнейшее развитие философии.

Современные философские направления продолжали и развивали предшествовавшие теории, используя их методологию. Вместе с тем в них проявился свой, оригинальный взгляд на мир, человека и общество, сформировавшийся под влиянием событий мировой истории.

По-прежнему значительной частью философской культуры является религиозная философия. На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим предметом теологии и религиозной философии остаётся проблема бытия бога. Религиозные мыслители наших дней полагают, что путь к принятию существования бога надо прокладывать от самых острых проблем, тревог и забот современного человечества. За основу принимаются те традиционные схемы доказательства бытия бога, которые вывел Фома Аквинский, поэтому последователей его философии называют томистами и неотомистами. Одни из них, используя новые данные естествознания о строении мира, толкуют религиозное учение в современном духе. Они работают над космологией, теорией познания и логикой. Другие стремятся выдвинуть на первый план проблему человека. Они признают, что в мире много зла, потому что много греха. Зло проистекает из того, как человек и человечество пользуется дарованной ему богом во благо свободой. Поэтому не бог, а человек ответственен за зло. Бог наказывает человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой. Эти испытания посланы богом человеку, чтобы подвигнуть его к добру.

Экзистенциальная философия после Кьеркегора была развита К. Ясперсом, а в XX веке М. Хайдеггером, Ж.П. Сартром и А. Камю. Центральной проблемой экзистенциализма становится проблема отчуждения человека от общества, что является общей характеристикой жизни человека в обществе на современном этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. При этом философия обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях. Основным принципом экзистенциализма является убеждение в обретении человеком своей сущности в процессе существования. Отсюда вытекают следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила не может осуществить превращение данного существа в человека, кроме его самого. Поэтому человек несёт ответственность за собственную сущность. Человек заранее обречён на свободу. Это его удел, ответственность и трагедия. Мир существует для человека постольку, поскольку он сам придаёт миру значение и смысл. Всё нечеловеческое становится символом отчуждённого и враждебного человеку мира. Человек должен заставить себя жить в этом мире, творить самого себя. Он страшится, опасается всего того, что есть мир вне человека, противостоя ему, бунтуя против него. Мир абсурден, но даже в ситуации абсурда жизнь человека является величайшей ценностью, Это жизнь всегда пограничная со смертью. Близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, повернуться от повседневности к самому бытию, собственной экзистенции– сущности, которая едина с существованием.

Последователи философии Конта в XX веке получили название «неопозитивисты», наиболее видными из которых были Р. Карнап и Б. Рассел. Они отстаивали идею подлинно научной философии, ориентировавшейся на строгие образцы естественнонаучного и математического знания. В неопозитивизме отрицаются не подкреплённые и не проверенные опытом рекомендации. К философии следует строже предъявлять требования научности. Вследствие этого наиболее сильное преобразующее влияние неопозитивизм оказал на логику и методологию науки.

Современная компьютерная эра потребовала более строгого анализа элементов, форм мысли и языка, а также таких его целостных образований, как тексты и документы. Всё это стало предметом изучения герменевтики. С её помощью были разработаны методы соотнесения исторических фактов с определённой исторической эпохой. В данном случае язык выступает как универсальное средство, позволяющее обобщить возможности разума и показать логическую связь развития языка и развития общества. Все эти достижения послужили базой для развития общественных наук.

Одновременно с названными направлениями в XX веке получил распространение психоанализ, развитый последователями Фрейда К. Юнгом и Э. Фроммом. Юнг разработал теорию коллективного бессознательного, в основе которой лежит учение об архетипах. Это безличные схожие у всех людей сны и образы. Фромм стремился выяснить взаимодействие психологических и социальных факторов в процессе их формирования, связь между психикой человека и социальной структурой. Последователи психоанализа утверждали, что сложный пласт бессознательного вытесняется за порог сознания и обуславливает большинство психических действий человека. В результате, действия человека приобретают иррациональную окраску, потому что человек не может управлять своим подсознанием, а оно влияет на поступки человека. Бессознательное может быть источником и творческих и разрушительных явлений. Поэтому не только большинство действий человека, но и даже исторические явления зависят от подсознания, которое «сублимируется» или преобразуется в духовной деятельности. При этом существует противоречие между природой человека и общественной культурой, которая может противоречить человеческим желаниям, вызванным бессознательным началом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.021 с.)