Общественная природа сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная природа сознания.



 

У людей, находящихся вне общества, вне системы человеческих взаимоотношений, сознание в человеческом смысле не формируется. Сознание пробуждается во взаимодействии с людьми, его можно развить только в условиях человеческой культуры. Общество, являясь самостоятельной системой, формирует у каждого отдельно взятого человека сознание на основе имеющихся в данный момент стереотипов культуры. Общество существует в людях и через людей. Основой общественной системы является особенный тип связей элементов этой системы. Если мы определим тип связи и её сущность, то сможем сказать, откуда сознание берётся изначально.

Уже существующее общество формирует человеческое сознание. Но общество состоит из людей, которые в совокупности формируют общественное сознание. Поэтому, процесс становления общества, человека и сознания – одновременный. Общество – это явление не природное. Его отличает от природы культура как человеческая деятельность. Человек только отчасти природное существо. В большей степени он существо общественное. Делает человека общественным существом именно сознание, которое вносится в человека обществом. Следовательно, сознание – явление не природное. На Земле из природной среды оно сформироваться не могло. Напрашивается вывод о том, что возникновение сознания на планете Земля произошло под влиянием каких-то космических процессов, результатом которых была мутация, давшая сознание, человека и общество.

Впоследствии по мере развития человечества, происходило совершенствование мыслительных процессов. Одновременно с ростом мозгового вещества увеличивалась площадь поверхности мозга. Произошло увеличение теменных, лобных и височных долей мозга и тех участков коры больших полушарий, которые связаны с жизнью человека как общественного существа и играют роль внутренних тормозов его животных инстинктов, создавая необходимую предпосылку для согласованной жизни в обществе. Мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой деятельности и совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформировалась способность воспринимать речь. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и элементарное разделение труда, что возможно при осмыслении своих действий и их согласовании с действиями коллектива для достижения конечной цели. Общественные отношения требовали подчинения жизни человека общественной системе потребностей, обязанностей, дисциплине поведения, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующее строение мозга и речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно рефлекторный. Произносимые в определённой ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в голове человека с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из средства выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Язык обеспечил единообразное формирование абстрактных образов у всех людей, что было настоятельной потребностью совместной производственной жизни. Язык и трудовая деятельность возникают одновременно, потому что человек интуитивно почувствовал, что не может выжить в сложном, угрожающем ему мире. И он начал искусственно этого добиваться, то есть трудиться. У животных программа деятельности заложена генетически. Их не нужно учить, что делать, а человека нужно учить выживать, и в этом большую роль играет речь.

Язык был не только способом общения между людьми, средством самовыражения и хранения информации, но и также средством понимания мира. Образ жизни людей формирует язык, а язык, в свою очередь, формирует определённый тип сознания, который выражает мир соответствующим набором понятий. Формируя словесную модель мира, язык создаёт трудности не только для тех, кто принадлежит к разным народам и говорит на разных наречиях. В одни и те же слова люди вкладывают разный смысл даже тогда, когда они говорят на одном языке. Основой развития сознания остаётся живой контакт, несущий всё богатство человеческих отношений и позволяющий освоить мысли и чувства других людей, увидеть, ощутить чужую субъективность, получить знания и нравственные навыки.

 

 

Свойства сознания.

 

Рассмотрим поподробнее свойства сознания как особого явления. Оно включает в себя образы действительности и воображения, слова, выражающие понятия разной степени общности, эмоции и ценностные представления, волевые импульсы, способности рассуждать, а также другие внутренние реалии. Все эти составные увязаны в сложное динамическое единство. Это идеальная действительность, образующая бесконечно богатый психический мир человека.

Сознание человека активно и в то же время избирательно. Каждый образ, воспринимаемый сознанием, выделяется из общей картины действительности. Сознание отражает действительность под определённым углом зрения. Человек создаёт, замечает и сохраняет образы того, что для него значимо, интересно, что имеет смысл. Смысл – это совершенно особая характеристика сознания. Он указывает на то, что действительность небезразлична данному человеку. На объективную внешнюю реальность человек всегда смотрит через подвижную сеть человеческих смыслов. Для разных людей, также как и для разных культур, одна и та же вещь может иметь совершенно разный смысл.

Сознание обладает ещё одним особым свойством – свободы. Оно вырывается из-под груза необходимости, перебирая варианты, и, останавливаясь на том, который считает самым важным, лучшим и значимым. У человека всегда остаётся свобода сознательно отнестись к ситуации. Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает его существом универсальным. Уникальное качество внутренней свободы позволяет человеку подниматься над узостью и буквальностью того мировосприятия, которое обеспечивают ему органы чувств. Это выражается в свободе воображения. Свобода воображения участвует в создании целей, которые представляют собой важнейшие составные человеческой деятельности. Цель – это образ желаемого будущего. Она показывает то, чего ещё не существует. Ставя цель, человек преодолевает ограниченность реальности, расширяет ареал возможного действия.

Но сознание – это не только логика, не только разумные рациональные рассуждения, но и переживания. Преобладание чувства создаёт особый режим работы сознания: оно находится в нерефлексивной фазе, то есть, не обращено только на самого себя для прояснения образов и общего состояния сознания. Рациональный анализ возникает лишь потом. Сознание, имеющее ясное логическое выражение, в то же время включает в себя внелогические проявления, смысловые переживания, страсти, желания, а также волю. Воля – это, как бы, энергетическая сторона нашего сознавания. Она предполагает способность реализовывать свободный выбор и доводить начатое дело до конца. Это всё возможно благодаря самосознанию.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя от всего, что его окружает. Самосознание связано с рефлексией – принципом человеческого сознания, ориентирующим его на осмысление собственных духовных процессов, критический анализ духовного и душевного состояний, направленности чувств, побуждений и мыслей, их социальной значимости.

Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознанных и иррациональных явлений духа. Человек ощущает всё, что воздействует на него, но не все ощущения оказываются фактом его сознания. Множество из них оказываются за пределами сознания.

Многие действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется автоматически. Определённая часть бессознательного не вступает в поле зрения сознания. За счёт этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире осознанного восприятия.

 

 

Глава 5. Познание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.007 с.)