Западная философия XIX – начала XX века.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная философия XIX – начала XX века.



 

Не только в России, но и в Западной Европе классической философии противостоял иррационализм. Противопоставление представлению о разумности мира иррационалистами своей концепции получило название «неклассическая философия». Эта концепция заключалась в следующем: мир неразумен; человеком управляет не разум, а инстинкт, страх и отчаяние.

А. Шопенгауэр в сочинении «Мир как воля и представление» утверждал, что в основе мирового процесса лежит действие бессознательной силы – воли к жизни. Воля к жизни бессмысленна, как и сама жизнь, потому что оканчивается смертью. Воля к жизни руководит человеком в этом мире, но он чужд человеку и даже враждебен. Человек должен уничтожить в себе волю к жизни. Таким образом, Шопенгауэр обосновывает жизнеотрицающую философию, так как утверждает, что в жизни невозможно счастье и торжествуют зло и бессмыслица. Он видит спасение в чувстве вины и сострадания, чтобы преодолеть зло эгоистически замкнутого существования.

Проблема человеческого существования продолжается в философии датского философа С. Кьеркегора. Он выступает против рационализма классической философии, потому что там единичности, случайности отводится незначительная роль. Кьеркегор утверждал, что именно в единичном и случайном содержится огромная ценность, с ними связана высшая истина. Философ исследует внутренний мир человека, оказавшегося перед лицом смерти, проводя мысль о том, что жизнь приобретает особый смысл только тогда, когда ей грозит смерть.

Немецкий философ Ф. Ницше использовал понятие, введённое Шопенгауэром «мировая воля», но под ней он понимал волю к власти. Она утверждает в мире власть сильных над слабыми, что представляет собой естественный порядок. Ницше отвергал идеологию и мораль христианства. По его мнению, необходимо возрождение идеала сильной и свободной личности, отказ от культа слабости и униженности, покаяния, жертвы и самопожертвования. Он отвергал науку, мораль и рациональное сознание. Справедливость жизни не нужна, потому что жизнь несправедлива по своему существу. Ницше создаёт образ нового сверхчеловека, который и будет управлять миром.

Основателем целого философского направления явился австрийский ученый З. Фрейд. Это направление получило название «психоанализ» по методу изучения человеческого сознания. Появившись как метод для лечения психических заболеваний, он вылился в теорию, которая объясняла роль бессознательного в жизни человека и общества. Фрейд изучал скрытые основы души человека. Он считал, что в жизни человека и общества огромную роль играет бессознательное, которое представляет собой сферу инстинктов, влечений и неосознанных представлений. Он изучал такие явления как чувство вины, неполноценности, тревожности, уход от реальной ситуации в область грёз, возникновение внутреннего стремления и агрессивности. Фрейд производил рациональный анализ иррациональных побуждений, чтобы избавить человека от них. Он был, прежде всего, практиком, что позволило ему сделать ряд выдающихся теоретических обобщений, заложивших основу целого философского направления.

Рационалистическое направление западной философии было представлено позитивизмом, основы которого разработал французский ученый О. Конт. Он призывал опираться только на данные опыта и с их помощью построить строго научную философскую систему, ориентирующуюся на строгие образцы естественнонаучные знания. При этом, Конт предлагал изучать особенности протекания явлений, оставляя за пределами внимания их причины. Главной заслугой Конта стало основание новой науки об обществе – социологии. Он рассматривает социальную структуру и её функционирование через попытку понять общество в процессе развития истории.

В конце XIX века немецкий философ Э. Гуссерль разработал основные принципы феноменологической философии. Он стремился построить науку о науке и раскрыть мир повседневной жизни как основу научного познания. Начинать изучение науки и повседневного мира следует с изучения сознания. Сознание является средством изучения реальности. Но при этом важна не сама реальность, а то, как она отображается в сознании. Поэтому сознание должно составлять основной предмет философии.

В XIX веке используется  герменевтический метод в философии. В отношении познания исторических явлений этот метод разрабатывался немецким философом В. Дильтеем. Он исследовал жизненные проявления, зафиксированные в исторических текстах посредством психологической реконструкции исторических событий. Дильтей разрабатывал метод интерпретации исторических текстов через культурно-историческую реальность изучаемого времени. Он делает вывод о разнообразных типах мировоззрения, которые отражают многозначность жизни общества.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.021 с.)