Теория познания и предмет её изучения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория познания и предмет её изучения.



 

У человека, обладающего сознанием, возникает стремление познать окружающий мир. Это стремление возникает так естественно, что люди только в последствии осознают познавательный процесс. Закономерности познавательного процесса изучает теория познания или гносеология. Она изучает природу познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследует всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания.

Знание человечества образует сложную систему, которая воспроизводится благодаря социальной памяти, передающей от поколения к поколению всё богатство знания, накопленного в истории. История познания показывает, что знания всегда обусловлены потребностями общества. Поэтому они принимают свой особенный облик на каждом из этапов общественного развития. Но вместе с тем они впитывают в себя всё новое, что приносит с собой каждый из этих этапов.

Теорию познания как философскую дисциплину интересует общая методология познания, в основе которой неизбежно встаёт вопрос о возможности правильного познания мира. В истории философии можно выделить три подхода к возможности познания мира:

1) агностицизм – отрицает возможность правильного познания мира;

2) скептицизм – сомневается в возможности правильного познания мира, исходя из невозможности, квалифицировать знание как истинное или ложное;

3) оптимизм – утверждает возможность правильного познания мира.

Но эти три подхода сформулированы уже в недавнее время путём обобщения ранее сформулированных точек зрения различных философов на проблему познания. Демокрит рассматривал познание как восприятие отторгающихся от вещей образов – «эйдосов». Платон считал, что существует мир объективных идей, а жизнь людей – всего лишь воспоминание об этом мире. Френсис Бэкон вывел единый принцип познания от частного к общему, основанный на эксперименте, анализе и сравнении. Рене Декарт полагал, что сознание человека несёт в себе некоторое количество врождённых представлений, исходящих не из опыта, а от бога. Но Джон Локк показал, что у человека нет врождённых идей. Джордж Беркли полагал, что единственная истина, которую человек может знать с достоверностью – это истина наших ощущений без общих понятий. Иммануил Кант считал, что человек объединяет чувственные впечатления, создавая образ. Затем это соединяется с доопытными (априорными) формами рассудка, которые свойственны сознанию. При этом материал, из которого познавательная способность образует свои построения, берётся из внешнего мира, существующего вне человеческого опыта. Поэтому образы мира, существующие в человеческой голове, не отражают сущности вещей. Следовательно, невозможно узнать действительность вне человеческого взгляда. При этом познание невозможно без опоры на объективность. Марксизм связал теорию познания с общественно-исторической практикой. Все идеи выводятся из опыта как отражения действительности. Неопозитивизм показывает, что знания очень сильно меняются в ходе истории, говоря об относительности истины. Представитель неопозитивизма Томас Кун считает, что знание не расширяется и не углубляется, а просто становится другим.

Таким образом, мы имеем дело с огромным разнообразием точек зрения, концепций и целых теорий на сущность, возможности и особенности познавательного процесса. Тем не менее, всё же можно выделить принципиально общие взгляды на теорию познания, которые мало зависят от мировоззренческой позиции. Прежде всего, это то, что процесс познания всё же происходит, и в нём участвует человек.

Формулируя современную точку зрения, можно утверждать, что познание – это активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека. Процесс познания осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта познания. Объект познания – это окружающий мир, реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Субъект познания – это исследователь в лице одного человека или группы людей. Субъект и объект познания возникают только в процессе познания, а вне этого процесса не являются таковыми.

 

 

Структура познания.

В процессе познания задействованы все способности человека, прежде всего чувства и разум. Любое знание представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Оно проявляется в трёх основных формах: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение представляет собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств и качеств явлений и предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Это элементарное, далее психологически неразложимое познавательное явление. Ощущения могут быть зрительными, слуховыми, осязательными, вкусовыми и обонятельными.

Восприятиеуже предполагает целостный образ предмета или явления, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств явления или предметы, их свойства и отношения. Оно представляет собой комплекс ощущений.

Представление– это обобщённый чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавший на органы чувств ранее и не воспринимаемый в данный момент. Оно невозможно без памяти и воображения.

Рациональное познание на основе чувственных данных раскрывает закономерные связи, устанавливая существенные стороны предмета или явления, выражая их в системе абстракций. Оно выражается в формах мышления: понятиях, суждениях и умозаключениях, на основе которых строятся более сложные формы рационального познания: гипотеза и теория.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны и признаки явления.

Суждение – это форма мышления, отражающая вещи, явления и процессы действительности, их свойства, связи и отношения.

Понятие и суждение необходимы для построения умозаключения. Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из двух и более суждений выводится новое суждение, логически непосредственно вытекающее из них. Умозаключения можно строить с помощью индукции и дедукции.

Индукция– это переход от частного к общему, от единичных фактов к выведению общего правила, закона. Чувственно накопленные данные для индуктивного умозаключения должны быть в достаточном количестве, чтобы исключить возможность неучтённых случаев. В сущности, все фундаментальные общие понятия, все формулировки законов – это следствие индуктивной работы сознания, выводящего абстрактные положения теории из богатого жизненного опыта. Но индукция во всех своих формах и проявлениях принципиально неполна, потому что, как правило, невозможно охватить абсолютно все факты действительности для построения полной индукции.

Дедукция – это движение от общего к частному, когда из некоего правила выводятся следствия применительно к конкретным предметам. Она может быть в форме математической логики, где вместо слов используют специальные обозначения. Современные логико-дедуктивные методы – это методы формальные. Пока идёт сложный и многоступенчатый процесс развёртывания знания от формулы к формуле, невозможно и незачем удерживать в памяти то содержание, которое стояло за каждым символом. Поэтому важнейшей его проблемой является интерпретация полученного результата на конкретном материале. Формальный дедуктивный метод сталкивается ещё с одной проблемой. Это вопрос об истинности исходных суждений. Если они неистинны, то и вывод будет неверен, даже если в ходе рассуждений не была нарушена логика. В рамках формальной системы невозможно решить, истинны или логичны некоторые рассуждения.

Для того чтобы обосновать правильность суждений, на которых строится дедукция, необходим индуктивный метод. Дедукция лишь раскрывает внутреннее содержание исходных теоретических суждений, но не порождает чего-то принципиально нового. Таким образом, два достаточно несовершенных метода познания – индукция и дедукция – дополняют друг друга, создавая взаимную базу и основу. Индукция без дедукции осталась бы совокупностью общих положений, и дедукция без индукции не могла бы существовать, потому что не имела бы исходных суждений.

Как уже отмечалось, умозаключение не должно быть логически противоречивым. Оно должно соответствовать законам формальной логики: закону противоречия, закону тождества, закону исключенного третьего и закону достаточного основания. Эти законы представляют собой основу, на которой строятся теории и концепции. Но для того, чтобы составить всю картину развития, формальной логики не достаточно. Нужна диалектическая логика, которая сосредотачивает своё внимание, прежде всего на развивающихся объектах. Её предметом является творчески познающее мышление в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий, его логическая структура и соотношение его элементов.

Но умозаключение, как правило, представляет собой частный случай обобщения. Более общим уровнем обобщения будет являться теория. Однако теория не рождается в готовом виде. Сначала она возникает как гипотеза, представляющая собой вероятное предположение, отражающее какую-либо закономерность. Гипотеза обосновывается с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и в предвидении новых. На основе гипотезы формируется теория.

Теория – это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определённой области реальности. Теории развиваются путём приращения нового знания, что ведёт к качественному изменению исходных принципов целых отраслей знания и самого стиля мышления, то есть к смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают выработанные и принятые в данном сообществе нормы и образцы чувственного и рационального познания, приобретшие характер убеждений. Она обладает известной устойчивостью, но эта устойчивость относительна и нарушается по мере того, как исчерпывается её объяснительные возможности в осмыслении новых фактов и предсказательная сила, соответствие уровню развития общества.

Но процесс мышления не всегда осуществляется в развёрнутом и логически доказательном виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно познаёт сложную ситуацию и находит правильное решение. В сокровенных глубинах души возникают образы, намного обгоняющие систематизированную мысль. Эта способность постижения истины путём прямого её усмотрения, без обоснования называется интуицией. Механизм возникновения интуиции ещё не до конца изучен, но имеющиеся факты говорят о том, что в её основе лежит опережающее отражение биологических систем, которые извлекают информацию из окружающей среды. Эта информация оценивается органами чувств и без этапа осмысления реализуется в бессознательном действии. Бессознательное свободно от стереотипов, в нём присутствует больше степеней свободы образования ассоциативных связей, тогда как логическое мышление подчинено исторически сложившимся, устоявшимся нормам. Особым психологическим состоянием, на фоне которого проявляется интуиция, является творческое вдохновение, состояние сознательной непосредственности, своего рода одержимость, интенсивное проявление чувств, волнение, интеллектуальный энтузиазм, способный предвосхищать итог мысленной работы, мгновенно пробегая и перескакивая через отдельные её звенья.

 

 

Истина.

 

Познание представляет собой процесс обретения нового знания. Знание является отражением сознанием объектов, процессов и явлений действительности. Целью и итогом познания оказывается получение истинных знаний. Бывает, что в ходе исследования мы получаем ложные знания, не соответствующие действительности. И если мы это осознаём, то осознание ложности знания, также является моментом истины.

Истина – это соответствие содержания знания объективной реальности. Истина одновременно результат и процесс. Результатом она является в том смысле, что представляет собой устоявшееся знание о предмете исследования. В то же время, истина не является неизменным отражением предмета изучения, потому что изменяется сам объект, условия его познания, изменяются, также, сами знания.

Истина носит абсолютный характер. Это значит, что она представляет собой абсолютно полное знание обо всём, момент абсолютного непреходящего знания в составе относительного знания и окончательную истину, «вечные» моральные законы. В то же время истина относительна, то есть представляет собой неполное, неокончательное, приблизительное знание. Она уточняется с ходом развития познания. Между абсолютной и относительной истиной существует зависимость, которая носит диалектический характер. Любая истина относительно-абсолютная. Она содержит в себе элементы абсолютно точного знания, и, в то же время, она обязательно будет неполной.

Истина обязательно объективна, Это означает, что она правильно отражает действительность и не зависит от сознания человека. В то же время она конкретна. Истинность или ложность какого-либо суждения не может быть установлена, если не известны условия существования явления.

В истории философии все вопросы, связанные с проблемой познания, так или иначе, приводили к процессу установления истины. Естественно возникал вопрос: что является критерием истины? То есть, существует ли какое-либо независимое основание, на основе которого можно сделать вывод об истинности или ложности суждения? Современная наука утверждает, что только то положение является истинным, которое можно доказать, и оно может быть применено в определённой конкретной ситуации. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, в человеческой деятельности. Практика – это критерий истины. В связи с этим необходимо выяснить особенности практики как проявления человеческой деятельности и её отношение к процессу познания.

 

 

Познание и практика.

 

С введением понятия «практика» в теорию познания было установлено, что человек познаёт реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно, целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, и в ходе её изменения познаёт эту действительность.Практика представляет собой человеческую деятельность, направленную на познание и преобразование окружающей действительности. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определённом социальном виде. В процессе практики человек создаёт новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Практика и познание представляют собой две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Важнейшие формы практики:

1) материальное производство – преобразование природы и естественного бытия людей;

2) социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определёнными силами;

3) научный эксперимент – активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создаёт условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания.

1. Практика является источником познания, потому что все знания вызваны к жизни, главным образом, её потребностями.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она охватывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обуславливается – в конечном счёте – задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определённые проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует всё новые и новые его свойства и стороны и всё глубже проникает, в сущность явлений.

3. Практика является опосредованно целью познания, потому что оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются, в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на её развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве руководства к действию по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины. Она позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное. Оказалось возможным рассмотреть, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, точному, глубокому и совершенному знанию.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.60.144 (0.01 с.)