Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть третья. Виды прикладной психологической работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Жизнь человека — сплошная работа со вниманием. Оно вездесуще, как воздух, и поэтому совсем не просто выделить то, что можно назвать видами прикладной работы со вниманием. Вся жизнь есть прикладная работа со вниманием. Поэтому, начиная подобную обобщающую работу, непроизвольно встаешь перед выбором: что выделить в качестве особых предметов в первую очередь. Очевидно, исходить придется все из того же культурно-исторического подхода: заниматься надо тем, что считается самым главным в том слое сознания, которым люди живут сейчас. Иначе говоря, я начну описание с того, что лежит на поверхности и представляет ценность для большинства людей. Это не значит, что оно и в самом деле самое ценное или лучше всего раскрывает природу внимания. Боюсь, от созерцания истинной природы внимания все эти упражнения, которым мы посвящаем свои жизни, лишь отвлекают. Но если нечто в состоянии отвлечь и захватить внимание, значит, его ценность ощущается людьми выше, чем вопросы о собственной природе. Это само по себе значимо. И к тому же с очевидностью показывает: пока не будут решены те задачи, которые не позволяют заниматься природой внимания, вы ею заняться и не сможете. Поток жизни отнесет вас от этого берега. Собственно говоря, именно это не дает заняться ни самопознанием, ни духовным ростом. Нас захватывают вещи, более важные для нас в этот миг, и уносят к чему-то, что на взгляд философа или мудреца является суетой. Однако жизнь так устроена, и в этом не может не быть смысла. Более того, за этим должно скрываться нечто, что, возможно, важней и ценней, чем все философские вопросы, занимавшие умы философов. По крайней мере, на взгляд психолога, за тем, что способно отвлечь человека даже от вопросов о самом себе и смысле собственного бытия, должно скрываться нечто, что этот смысл в себе содержит. Мне это напоминает то, как Зенон излагал свои апории, доказывающие, что движения нет, а слушавший его мудрец встал и начал перед ним ходить… Вот так и человечество слушает своих философов и учителей, кивает в ответ на то, что надо задуматься о вечном и главном, вздыхает — и мчится по супермаркетам и на стадионы. Оно в своей стихиальной жизни подобно Гераклитовому логосу, которого толпа не понимает, но который, тем не менее, живет именно в людской молве. И это дело мудреца — не только учить людей жить, но и уметь вслушиваться и вглядываться в их жизнь… Если он, конечно, хочет найти ответы на свои вопросы. Впрочем, что такое работа со вниманием для тех, кто хочет идти путем мудреца, я все равно пока сказать не смогу. То, что составляет жизнь народа, заполняет и мое сознание. И пока эти слои сознания не будут осмыслены, поняты и очищены, я все равно не смогу понять ни прикладную философию, ни йогу, ни народную магию во всех ее проявлениях. Поэтому я выстраиваю этот учебный курс как последовательность упражнений, которые позволяют заглянуть в себя и проверить: действительно ли ты созрел для другого пути, а обычные соблазны в твоей душе уже не находят отклика. Большинство этих упражнений созданы для совместного использования, потому что они есть всего лишь описание того, что происходит у нас в обычной жизни. Конечно, они введены в некие символические или знаковые рамки, чтобы сузить задачу и сделать ее более или менее однозначной. Однозначность решаемых задач необходима для того, чтобы наше сознание не разбрасывалось, а значит, не убегало от того, что необходимо понять и решить. В сущности, это важнейшее методологическое требование к прикладной работе: упражнения должны выделять понятную и охватываемую, так сказать, единым взглядом задачу и не позволять с нее перескакивать на другие задачи, которые охотно отвлекают нас в жизни. Следующее требование, которое делает упражнения полезными,— это понимание происходящего. Поэтому перед использованием упражнений важно прочитать теоретические задания, а по ходу упражнения удерживать осознавание происходящего. Упражнения предназначены для того, чтобы захватывать наше внимание, тем самым делая его явным. А теоретическое осмысление упражнений должно поставить задачу осознавания этих прыжков внимания и развития способности удерживать и внимание и осознавание на том, что избрано. В данном случае я ограничился лишь пятью темами для проработки, подсказанными, в сущности, все тем же исследованием народных представлений о внимании. В этих уроках прорабатывается то, что считается наиболее важным в отношении внимания в нашей бытовой жизни. В сущности, то, что, либо делает нас успешными в жизни, либо неудачниками. Поэтому упражнения «Введения в прикладную психологию внимания» в равной мере предназначены как для понимания внимания, так и для освобождения сознания человека от того, без чего он подобными вещами заниматься не в силах. Пока человек не состоялся, пока он не достиг того, о чем мечтал в самом простом и бытовом смысле, он не волен направить внимание на длительное время в нечто отвлеченное, вроде самого внимания. Сначала надо помочь человеку достичь желаемого, и тогда он достигает свободы от желаемого. Без этой свободы он не волен заняться ни собственной природой, ни отвлеченным философствованием. Философия рождалась лишь в тех обществах, которые были достаточно экономически богатыми, чтобы позволить себе кормить философов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.008 с.) |