Часть третья. Виды прикладной психологической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть третья. Виды прикладной психологической работы



 

 

Жизнь человека — сплошная работа со вниманием. Оно вездесуще, как воздух, и поэтому совсем не просто выделить то, что можно назвать видами прикладной работы со вниманием. Вся жизнь есть прикладная работа со вниманием. Поэтому, начиная подобную обобщающую работу, непроизвольно встаешь перед выбором: что выделить в качестве особых предметов в первую очередь.

Очевидно, исходить придется все из того же культурно-исторического подхода: заниматься надо тем, что считается самым главным в том слое сознания, которым люди живут сейчас. Иначе говоря, я начну описание с того, что лежит на поверхности и представляет ценность для большинства людей.

Это не значит, что оно и в самом деле самое ценное или лучше всего раскрывает природу внимания. Боюсь, от созерцания истинной природы внимания все эти упражнения, которым мы посвящаем свои жизни, лишь отвлекают.

Но если нечто в состоянии отвлечь и захватить внимание, значит, его ценность ощущается людьми выше, чем вопросы о собственной природе. Это само по себе значимо. И к тому же с очевидностью показывает: пока не будут решены те задачи, которые не позволяют заниматься природой внимания, вы ею заняться и не сможете. Поток жизни отнесет вас от этого берега.

Собственно говоря, именно это не дает заняться ни самопознанием, ни духовным ростом. Нас захватывают вещи, более важные для нас в этот миг, и уносят к чему-то, что на взгляд философа или мудреца является суетой. Однако жизнь так устроена, и в этом не может не быть смысла. Более того, за этим должно скрываться нечто, что, возможно, важней и ценней, чем все философские вопросы, занимавшие умы философов.

По крайней мере, на взгляд психолога, за тем, что способно отвлечь человека даже от вопросов о самом себе и смысле собственного бытия, должно скрываться нечто, что этот смысл в себе содержит. Мне это напоминает то, как Зенон излагал свои апории, доказывающие, что движения нет, а слушавший его мудрец встал и начал перед ним ходить…

Вот так и человечество слушает своих философов и учителей, кивает в ответ на то, что надо задуматься о вечном и главном, вздыхает — и мчится по супермаркетам и на стадионы. Оно в своей стихиальной жизни подобно Гераклитовому логосу, которого толпа не понимает, но который, тем не менее, живет именно в людской молве. И это дело мудреца — не только учить людей жить, но и уметь вслушиваться и вглядываться в их жизнь…

Если он, конечно, хочет найти ответы на свои вопросы. Впрочем, что такое работа со вниманием для тех, кто хочет идти путем мудреца, я все равно пока сказать не смогу. То, что составляет жизнь народа, заполняет и мое сознание. И пока эти слои сознания не будут осмыслены, поняты и очищены, я все равно не смогу понять ни прикладную философию, ни йогу, ни народную магию во всех ее проявлениях.

Поэтому я выстраиваю этот учебный курс как последовательность упражнений, которые позволяют заглянуть в себя и проверить: действительно ли ты созрел для другого пути, а обычные соблазны в твоей душе уже не находят отклика.

Большинство этих упражнений созданы для совместного использования, потому что они есть всего лишь описание того, что происходит у нас в обычной жизни. Конечно, они введены в некие символические или знаковые рамки, чтобы сузить задачу и сделать ее более или менее однозначной. Однозначность решаемых задач необходима для того, чтобы наше сознание не разбрасывалось, а значит, не убегало от того, что необходимо понять и решить.

В сущности, это важнейшее методологическое требование к прикладной работе: упражнения должны выделять понятную и охватываемую, так сказать, единым взглядом задачу и не позволять с нее перескакивать на другие задачи, которые охотно отвлекают нас в жизни.

Следующее требование, которое делает упражнения полезными,— это понимание происходящего. Поэтому перед использованием упражнений важно прочитать теоретические задания, а по ходу упражнения удерживать осознавание происходящего.

Упражнения предназначены для того, чтобы захватывать наше внимание, тем самым делая его явным. А теоретическое осмысление упражнений должно поставить задачу осознавания этих прыжков внимания и развития способности удерживать и внимание и осознавание на том, что избрано.

В данном случае я ограничился лишь пятью темами для проработки, подсказанными, в сущности, все тем же исследованием народных представлений о внимании. В этих уроках прорабатывается то, что считается наиболее важным в отношении внимания в нашей бытовой жизни. В сущности, то, что, либо делает нас успешными в жизни, либо неудачниками.

Поэтому упражнения «Введения в прикладную психологию внимания» в равной мере предназначены как для понимания внимания, так и для освобождения сознания человека от того, без чего он подобными вещами заниматься не в силах. Пока человек не состоялся, пока он не достиг того, о чем мечтал в самом простом и бытовом смысле, он не волен направить внимание на длительное время в нечто отвлеченное, вроде самого внимания.

Сначала надо помочь человеку достичь желаемого, и тогда он достигает свободы от желаемого. Без этой свободы он не волен заняться ни собственной природой, ни отвлеченным философствованием.

Философия рождалась лишь в тех обществах, которые были достаточно экономически богатыми, чтобы позволить себе кормить философов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.006 с.)