Глава 9. Внимание целей и задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Внимание целей и задач



 

Когда психолог говорит, что избирательность внимания определяется потребностями, целями и задачами человека, он говорит далеко не обо всем внимании. Он говорит лишь о том, как внимание проявляется внутри разума или об его использовании разумом. Конечно, если мы хотим познать, что такое внимание, разум и его устройство можно использовать, чтобы выявить внимание, сделать его доступным наблюдению.

Но в рамках прикладной психологии наша задача как раз обратна познанию. Рассмотрев внимание, мы должны с помощью его подсветить устройство разума и то, как он работает, чтобы достичь успешности. Успешность же невозможна вне рамок целей и задач, поскольку люди оценивают успешность друг друга именно по тому, как они достигают свои цели.

Следовательно, нам необходимо понять лишь одну вещь для начала: когда разум решает свои задачи, в достаточной ли мере он использует внимание или его надо усиливать дополнительным присутствием Я. Если это не требуется, то ничего, кроме понимания работы разума, нам для успешности и не нужно.

Для ответа на этот вопрос нам достаточно простого самонаблюдения. А самонаблюдение это вполне качественно отражено в трудах тех же психологов, пишущих о внимании. Никто из них даже не поминает о каком-то дополнительном усилии при достижении целей и решении задач. Впрочем, здравый смысл подсказывает, что мы можем столкнуться с такой задачей, которая потребует выхода за предел. Однако это будет отнюдь не бытовая задача.

В рамках нашей обычной жизни, именуемой бытом, ничего запредельного для разума не встречается. Более того, и это было достаточно хорошо показано еще марксизмом, сознание человека, а значит и разум, рождаются и развиваются как своеобразное отражение нашей действительности, то есть быта и деятельности, в которые мы погружены.

Как отражение быта, разум просто не может ему не соответствовать, а раз мы смогли выжить, он достаточен для решения всех бытовых задач. Это не значит, что задачи не могут быть трудными, но и это, в свою очередь не означает, что для их решения нужно привлечение какого-то запредельного внимания. Эта сложность также преодолевается вполне привычными и нам исконно знакомыми способами. Вот как описывает их уже упоминавшаяся мною психолог Мухина:

«Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута цель» (Общ. псих., с. 232).

Разум знает решение: когда задача трудна, необходимо собраться, сосредоточившись на ней и не позволять разуму отвлекаться, перенося внимание на другие задачи, которые она называет объектами. И если разуму позволить заниматься вашей трудной задачей достаточно долго, он обязательно ее решит.

Вот и вся тайна успешности: надо научиться удерживать внимание на своих делах так долго, как это необходимо, чтобы разум решил вашу задачу. Следовательно, все искусство успешности состоит в том, чтобы привлечь внимание к избранной задаче, а внимание удержит разум работающим над этой задачей. А поскольку разум покоя не знает — он ведь работает даже во сне — то он будет непрерывно искать решение, пока внимание не перенесет его в следующую задачу.

Действительно, вся наша неуспешность в жизни происходит от того, что мы разбросаны и не в силах управлять собственным разумом, к тому же не умеем извлекать выгоды из его работы, попросту не умеем думать.

Но все это означает, что все эти привычные высказывания психологов о произвольности и избирательности внимания неточны, если вообще имеют отношение к действительности. Я уже показал, что произвольность — это научный миф, к тому же ненаучного происхождения. Но, похоже, и избирательность не имеет к вниманию никакого отношения.

Избирают, на что направлять внимание, либо Я, либо творец целей и задач, то есть разум. А удерживает его там тот, кто может приложить усилие, значит, Я. Разум может лишь возвращать и возвращать внимание, но внутренней собственной силы у разума нет.

Когда же разум определяет, на что же именно должно быть направлено внимание, он исходит не из какого-то внутреннего выбора, а из задач и целей, которые перед ним стоят. Именно они и навязывают разуму, чем заниматься, что решать.

Это не значит, что за целями и задачами нет глубинных корней. Они есть и однажды определили разуму, над чем он должен трудиться. Корни эти в желаниях, а желания, в свою очередь, коренятся в душевных позывах и влечениях. Но сейчас нам это не важно.

Важно лишь то, что я, проделав целеустроение и убрав все лишние цели, все равно нахожусь в пространстве, где есть цели и задачи по их достижению. И до тех пор пока эти цели не устранены и не отменены, разум не волен и будет их решать.

И пока вы не научитесь собирать его на этих задачах, вы не будете успешны.

 

 

Глава 10. Бытовое внимание

 

Внимание целей и задач — это основной способ управления вниманием. Оно-то и составляет ту ткань нашей жизни, которая зовется бытом. Поэтому его вполне можно назвать бытовым вниманием. При этом внимание всегда одно и то же, меняется лишь способ управления им.

Суть бытового управления вниманием в том, что разум осуществляет его сам, не обращаясь за помощью ко мне, то есть к Я. И делает это с помощью постановки задач. Само узнавание задачи есть воздействие, притягивающее к себе внимание. Поэтому разуму в действительности даже не нужно уметь воздействовать на внимание, это воздействие уже заложено в природе задачности. Разуму надо лишь правильно выстраивать последовательность целей и задач, и внимание будет улучено.

Соответственно, и вопрос успешности в жизни и делах на поверку оказывается не вопросом управления вниманием, а вопросом искусства устроения дел. Конечно, человек, умеющий управлять своим вниманием, получает преимущества всегда. Но скажется это преимущество по-настоящему лишь тогда, когда вы исчерпаете все возможности устроения и выйдите за пределы обычных человеческих задач. До этого еще долгий путь.

Поэтому начать освоение управления вниманием надо с науки думать и просто научиться выстраивать дела таким образом, чтобы вложения труда были наименьшими, а выход наибольшим. Конечно, для этого стоит проделать и целеустроение и очищение, убрав все лишнее и оставив только те дела, которые действительно для вас важны. Но при разговоре об управлении вниманием я исхожу из предположения, что мы уже находимся в том пространстве сознания, которое можно считать полем настоящих задач.

Вот когда цели и задачи остались только настоящие, а признак этого — желание их сделать, можно задуматься о том, как использовать для этого внимание.

Секрет прост: все искусство управления вниманием вырастает из простейшей способности удерживать внимание на задаче как можно дольше. Именно это надо поставить своей целью при учебе, тогда разум подскажет шаги, которые для этого надо сделать. Шаги же развернутся в задачи. Начинать же надо с очевидностей.

Первая очевидность такова: когда вы собираете внимание на чем угодно, оно скачет, и вы довольно быстро замечаете, что отвлеклись. Именно это и есть ваш противник.

Очевидность вторая: внимание скачет независимо от того, собрали вы его на важном деле или на пустяке. Это, с очевидностью, его природа.

Однако нашей подготовки уже достаточно, чтобы разглядеть: к природе внимания здесь относится не все, к его природе относится лишь то, что внимание отзывчиво и будет там, где нужно вам. Это значит, что бороться с вниманием не нужно. И даже ошибочно. А те йоги, которые ведут труднейшую битву за подчинение своего внимания, в корне не правы и никогда не победят, потому что ведут бой не с противником, а с его тенью.

Чтобы победить, надо повернуться к противнику, то есть к тому, кто пользуется отзывчивостью внимания. А это разум. Сражаться надо с ним. Но сначала его надо понять.

И первое, что уже было названо,— это то, что в постоянном переносе внимания отражается само устройство разума. Разум непроизвольно осуществляет сдвиг внимания, как своего рода луча, который должен высветить ему поле приложения сил. Высветив то, что более всего требует быть решенным, внимание не просто делает этот предмет ясным и отчетливым, оно переносит его в глаз мережки, то есть на тот своеобразный рабочий стол, на котором он подбирает решения задач, составляя их из образов.

Второе, что нужно учесть, — при самостоятельной работе, без моего вмешательства, разум почти никогда не доводит эти решения до завершения. Снизив давление внутри этой задачи, он чувствует, что она уже не так важна, и переходит к той, что стала важней.

Теперь очевидность: если мы хотим, чтобы внимание не скакало, нужно сделать так, чтобы перед разумом просто не стояло других задач, кроме избранной. Такие состояния нам знакомы. Иногда нечто так захватывает нас, что мы только о нем и можем думать. Это психологи и называют непроизвольным вниманием.

Следовательно, научиться надо не тому, как силой удерживать внимание на избранном предмете, а тому, как создавать условия для «непроизвольного внимания». А для этого его надо понять.

Конечно, простейшим путем является убирание всего, что может отвлечь. Одна, но пламенная страсть, как говорит поэт. И были люди, которые достигали таких состояний. Однако в быту это почти невозможно. Поэтому начать стоит с выстраивания условий для бытового внимания, а внутри этого, когда жизнь того потребует, я должен уметь собраться и повысить уровень своей сосредоточенности на то время, которое потребуется для решения важной задачи.

В любом случае, даже если искусство собирания внимания очень желательно, овладевать им лучше не посреди сумасшедшего дома, а в спокойной среде, где ничто не будет мешать решению этой задачи.

Значит, первый шаг к овладению управлением вниманием — это уменьшение количества задач, которые одновременно решаются вашим разумом.

Для этого же надо просто сделать пересмотр всех тех задач, между которыми ваш разум осуществляет постоянные сдвиги внимания, выбрать самые простые и решить их, навсегда убрав из своего сознания.

Когда будут убраны все простые задачи, надо выбрать задачи средней сложности и точно так же решить их. И так до тех пор, пока не останется только самое главное и трудное.

Решаются же они просто: ты выбираешь задачу, затем принимаешь решение ее решить и начинаешь думать. Иногда решение приходит мгновенно, стоит только принять решение наконец покончить с этим делом. Иногда задача сходу не решается, и разум сделает сдвиг внимания на другую задачу. Как только вы осознаете это, вернете разум к избранной задаче.

Сам по себе он этого не сделает, потому что уже выпустил из задачи силу боли. Поэтому вам придется добавить ему своей силы. И это ценно, потому что так вы уже при работе с бытовым вниманием освоите управление вниманием силы.

 

 

Заключение. Истоки бытового внимания

 

Надеюсь, что теперь уже понятно, что когда речь идет о бытовом внимании, в сущности, она идет об управлении сознанием. Внимание при этом, конечно же, тоже есть, но оно все то же, что и всегда, и даже не слабей и не сильней. Просто оно постоянно мечется, перебегает с задачи на задачу.

Однако и само понятие управления вниманием отнюдь не однозначно. Можно сказать, что оно двойственно. И эту двойственность необходимо отчетливо видеть.

Разум, для того чтобы решать задачи, должен производить постоянный сдвиг внимания, перетаскивая на рабочий стол те задачи, на которыми требуется поработать. Это происходит без малейшего усилия. Даже наоборот, при самонаблюдении мы постоянно замечаем, что уже думаем о чем-то новом. Иначе говоря, сдвиг не только не требует силы, а как раз наоборот, требуется сила, чтобы не допустить его.

Это наблюдение должно насторожить: чтобы противостоять сдвигам внимания нужна сила. А кто пробовал овладеть какими-нибудь видами медитации или концентрации, знают: для этого нужно не просто сила, а бешеная сила. Справиться с метаниями ума так трудно, что просто повергает в отчаяние.

Это может означать только одно: в бытовое управление вниманием ведущееся в виде его сдвигов по задачам, вложена сила и сила эта немалая.

Но мы наблюдаем за собой и видим, что не вкладываем ее! Противоречие!

Однако это противоречие лишь в рамках той узкой задачи, которая складывается при попытке удержать внимание на одной задаче. Расширим сознание, и станет очевидно: эти сдвиги — лишь вершки огромного древа управления вниманием. Сила была вложена где-то в самом начале, в корнях, а сейчас мы пожинаем плоды того усилия, что вложили когда-то.

Поэтому борьбу за подчинение сдвигов или за удержание концентрации вполне можно посчитать битвой с тенями, которую невозможно выиграть. За решением надо отправляться к истокам. У этих истоков мы обнаруживаем, что делаем то самое усилие, которое необходимо для управления вниманием, потому что истоки — это место силы и выборов.

Но это совсем иная наука и иное путешествие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.015 с.)