Глава 6. Привлечь и захватить 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Привлечь и захватить



 

Вот теперь, когда предмет нашего исследования описан в своих основных частях, можно приглядеться и к приемам управления вниманием. Как вы помните, основными являются способности захватить, собрать и удержать внимание. Однако это не значит, что ими исчерпываются все приемы управления. Безусловно, любой человек знает, что внимание, к примеру, можно и привлечь.

Чем привлечь отличается от захватить?

Не надо думать, что только качеством или силой. Чтобы разобраться в этом, нам снова придется погрузиться в природу разума и устройство человеческого сознания. Безусловно, любой русскоязычный человек и так понимает, что привлечь внимание — значит привязать его к чему-либо, заставить привязаться к чему-то.

Иначе говоря, привлекать — значит оказывать некое воздействие, после которого внимание будет направлено на то, что избрал привлекающий. Этот смысловой уровень понятия «привлекать» я не разбираю. Меня интересует психологический уровень. А точнее, уровень прикладной психологии, то есть ответ на вопрос: а что надо делать, когда привлекаешь внимание?

Для этого сначала надо разобраться с этим понятием на уровне теоретической психологии, то есть понять, что же происходит, когда внимание привлекается. И уже сама постановка вопроса дает подсказку: усилие того, кто привлекает, конечно, имеет значение, но вообще-то внимание привлекается само. Иначе говоря, у него есть свойство привлекаться.

И если мы вдумаемся, это свойство настолько важно, что без него мы бы не выжили. Стало быть, задумываясь о привлечении внимания, мы прикасаемся к самым основам, к самой сути всей психологии человека. Это надо принять и осознать.

Но что это за свойство и с чем оно связано? Думаю, для ответа на этот вопрос не нужно быть академиком. Простой здравый смысл и бытовая наблюдательность показывают: внимание обеспечивает выживание. Если ты будешь тупым или отмороженным, то очень быстро попадешь под машину или на завтрак.

Но если внимание обеспечивает выживание, оно не может не быть связанным с разумом, чья задача как раз обеспечивать выживание наших тел. А раз так, то поиск упрощается. Даже если исходно и существуют какие-нибудь инстинкты самосохранения, очень скоро разум перекрывает их и превращает всю инстинктивную деятельность в свою работу. А это значит, что в задачах разума перечислены все предметы, на которые следует обращать внимание.

И то же самое самонаблюдение подсказывает: внимание исполняет требования разума и направляется туда, куда я хочу его направить. А делаю я это вполне разумно.

Следовательно, если я хочу привлечь внимание человека, я должен обратиться к тому, что его разум держит среди обязательных предметов отслеживания. Поскольку разум боится за безопасность тела, мне достаточно изобразить угрозу, и внимание человека будет моим. Если он хочет есть, то разговор о пище непременно привлечет его внимание. И так далее…

При этом надо учитывать, что подобные обращения привлекут внимание в любом случае, поскольку они привычные предметы привлечения внимания. Но если человек сыт, этот скачок внимания к разговору о пище будет очень кратким, и его еще нужно суметь поймать. А уж удержать будет и совсем трудно.

Тем не менее очевидно, что чрезвычайно трудно привлечь внимание к тому, что не входит в круг интересов разума данного человека. Разуму требуется определенное воспитание, чтобы он начал замечать нечто, что обычно не замечает. Ему как бы придется учиться воспринимать подобные вещи. Так хищники долго не охотятся на акклиматизированных животных, которых егеря расселяют в новой местности. Они не сразу видят в них добычу.

Зато столь же очевидно, что решать задачу привлечения внимания надо не через усиление воздействия, а через понимание работы разума. Громкие звуки, вспышки света, резкие движения всегда привлекают внимание, потому что за ними может скрываться опасность. Мы отслеживаем подобные вещи непроизвольно. Но суть этого движения внимания — обеспечение выживания, а не праздное любопытство.

Поэтому такой скачок внимания тоже надо уметь использовать. Как, впрочем, и любое другое движение внимания. Однако я рассказываю обо всем этом, чтобы подвести к простой мысли: действительное управление вниманием происходит не тогда, когда оно привлекается снаружи, а тогда, когда удается обратиться к тому, что разум человека считает для себя жизненно важным.

Даже если исходно вы использовали какой-то из простейших приемов внешнего привлечения внимания, внимание легко привлечется и столь же легко уйдет, быть может, лишь с оценкой ваших действий: вот дурак!

Чтобы управлять вниманием, его надо не привлекать, а захватывать. А это возможно лишь в том случае, если вы исходно обращаетесь к чему-то очень ценному и насущному для человека. Все ценное и насущное давным-давно превращено в цели разума и постоянно решается им как задачи. А поскольку эти задачи решаются давно, человек не мог не достичь в их решении определенного продвижения.

Для психолога это значит, что простые решения вроде громкого хлопка в ладоши или вскрика, которые хорошо привлекают внимание, являются далеко недостаточными воздействиями, чтобы захватить внимание человека. Но и прямое обращение к предмету глубокого интереса человека может вызвать примерно такое же раздражение, как дурацкое действие. Если вы не в силах показать, что владеете этим предметом на таком уровне глубины, на каком можете что-то подсказать и как-то помочь, вам удастся привлечь внимание, но захватить вы его не сможете.

Поэтому привлечение внимания — весьма незначительная часть искусства управления вниманием.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.005 с.)