Глава 4. Главный труд жизни человеческой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Главный труд жизни человеческой



 

Как кажется, жизнь людская очень разнообразна. У нас множество целей, мы делаем бесконечное число дел и решаем немерянное количество задач. Даже нашим хитростям нет числа.

Однако это все пена! Это все в явленной части человека. В скрытой части мы обнаруживаем вполне доступное для счета количество потребностей, из которых и вырастают обильные желания, представляющие из себя лишь сочетания потребностей и условий жизни. Психология мотиваций пыталась работать с потребностями, однако так и не превратилась в действенную прикладную науку.

Да, действительно, потребности движут людьми и определяют задачи нашей деятельности и особенности нашего поведения. Если ты хорошо видишь сквозь поступки те потребности, что приводят к ним, ты уже на шаг впереди других, поскольку ты понимаешь людей. Но это не значит, что ты можешь и управлять ими.

Каждый хозяин или руководитель предприятия знает, что люди постоянно испытывают потребность в средствах, как и в уюте. Тем не менее остается вопрос, почему люди уходят даже с таких мест, где хорошо платят. Реже, трудней, но уходят и отсюда. То, что люди бросают хорошо оплачиваемую работу, очевидно всем. Но кое-кто замечал и то, что они не любят тех, кто им так платит.

Любовь вообще никак не связана с тем, сколько вам платит человек. Разве что большие деньги ускоряют рождение ненависти. Сами-то по себе деньги желанны, а вот человек, который управляет мною при помощи денег, ненавистен, потому что это слишком просто — заставить другого работать за деньги. Проще только так называемое внеэкономическое принуждение.

Но есть начальники, которых любят всегда и даже спустя много лет вспоминают с благодарностью. Эти люди явно платят не деньгами. Это наблюдение тоже является очевидным, но до сих пор никак не осмысленно психологами.

 

Суть же скрывающейся за ним тайны в том, что под явным и скрытым есть и еще слои, которые можно назвать сокровенными. И только они обеспечивают действенное управление. Но без понимания устройства человека к этой действенности не добраться.

Сокровенное — это низшие ступени лестницы, ведущей к достижению наших целей. Причем лестница эта более всего похожа на перевернутую пирамиду. В самом низу лишь одна ступень — это душа. Из нее вырастают несколько считанных ступеней, которые можно назвать способностями. Они разворачиваются в потребности, стремления и желания. А уж те дают все обилие нашего поведения на самом верху.

Вполне естественно, что чем меньше составляющих в слое сознания, тем проще управление и тем действенней это управление. Пытаться переубеждать человека в явленном слое — все равно как пытаться остановить стадо бизонов, размахивая перед ним руками. Управлять человеком через мотивацию, то есть через желания и потребности, легче, но и это похоже на то, как если бы вы попытались повернуть машину, поворачивая колеса руками.

Если мы хотим, чтобы воздействие на человека было сильным, а управление действенным, нужно идти еще глубже, нужно искать руль. Руль — это то сокровенное, что прячется в спокойных глубинах океана сознания, куда не доходит поверхностное волнение, но где зарождаются главные подводные течения.

 

Древние, назвав наш вид человеком разумным, увидели нечто настолько важное, что психолог не вправе строить свою науку не на этом основании. Однако психологи не просто не понимают этого, они даже договорились не использовать понятия ум, разум и рассудок в своей науке. И с тех пор уже век, как в психологии все называется мышлением. А поскольку этого понятия явно не хватает для описания всей внутренней жизни человеческого ума, то добавляют еще и иностранное название интеллект, но от этого все лишь запутывается еще больше.

Отсеку все лишнее и в этом предмете и ограничусь пока лишь одной частью сокровенного. Я уже описал его в предыдущих главах, когда давал пример простейшего дела, теперь разберу. Итак, нам кажется, что мы делаем бесконечное количество дел. И если смотреть из верхнего слоя, то это действительно так. А значит, чтобы управлять человеком, придется понимать все эти бесконечные дела. Но это не по силам обычному человеку.

И управляющий упрощает себе задачу, отказываясь от понимания, поскольку оно все равно невозможно, и предпочитает просто использовать всем понятные рычаги: деньги, власть, секс, еда, развлечения… Каждый из этих рычагов обращается к какой-то из потребностей, но обращается так же грубо, как лом, которым подталкивают колесо, попавшее в яму.

А что если задуматься и поискать то общее, что есть во всех наших делах? Например, работу разума, раз уже все это дела человека разумного? И поискать, задавшись вопросом: является ли разум чем-то ценным для человека, чем-то таким, ради чего он готов работать и совершать усилия.

На поверхности ответ прост: Россия — страна дураков, и ценят здесь деньги или свободу, но только не разум. Однако если поглядеть глубже, если приглядеться к тому, что лишь проявляется на поверхности, но объяснено здесь быть не может, мы вдруг обнаруживаем множество странных явлений. К примеру, родители сердятся на детей, которые не хотят учиться. Но дети ведь явно проживут без этого, раз они уже живут!

А все работяги, вроде громящих ваш туалет сантехников, постоянно матерятся. И это для психолога лишь признак грубости и глупости нашего народа. А вот для человека, решившего познать душу, за этим скрываются постоянные усилия простых людей заставить дурака задуматься. Прислушайтесь к этой брани, и в какой-то миг ваш слух вдруг вскроется, как бывает с теми, кто долго изучал иностранный язык, а потом попал в языковую среду.

И когда он вскроется, вы вдруг начнете понимать, что всеми этими матюгами мужики постоянно прогоняют дурака, а большинство матерной брани нацелено лишь на то, чтобы заставить себя или другого думать. Иначе говоря, это, конечно, очень грубая, но зато действенная настройка разума. И найдена она в глубокой древности, поскольку брань считалась лучшим способом защиты от всяческой нежити, вроде леших и тому подобных мифологических существ.

Есть и другие примеры странностей в отношениях людей. Например, начальнику непозволительно бить подчиненных. Это оскорбляет, и люди уходят. Но есть начальники, которые любого своего болвана спокойно отлупят палкой, как делал это Петр с боярами, и это не ведет не только к обидам, а даже и к нелюбви. Часто как раз наоборот. Почему?

Да как раз потому, что развитие и совершенствование разума считается важнейшей задачей человеческой жизни. И каждая действительная подсказка в этом деле чрезвычайно ценится. Причем, если начальник не наказывает тебя, а действительно учит уму разуму с помощью батога, это как раз то, за что бывают благодарны до последних дней жизни.

Мы приходим на землю, чтобы обучить разум. Это так важно, что присутствует в каждом воплощении, и более того: это как раз то, что заставляет воплощаться и воплощаться, проходя множество мучительных и трудных испытаний. Поэтому все, что помогает сократить муки, обучив разум, очень ценится.

В силу этого задача научиться думать оказывается присутствующей во всем, что мы делаем. Она настолько естественна, что мы очень рано перестаем ее замечать, как не замечаем воздух или собственное дыхание. Но она есть, и она пронизывает все человеческое бытие.

Дел может быть множество, и все они требуют труда. Но только отсутствие культуры самоосознавания и самонаблюдения не дает нам заметить, что в любом деле наши усилия двойственны. И чем больше труда вкладывается в то, чтобы продумать дело, тем легче эти дела делаются. Но усилия думания присутствуют всегда! Они составляют сокровенный слой любого дела.

И это не просто присутствие. Думать надо не потому, что без этого не сделать дело. Как раз наоборот: дела нужны, потому что без них не научиться думать. Думать первично, дела приходят и уходят во множестве.

Поэтому, если мы вдумаемся, то поймем: более всего труда мы вкладываем именно в сокровенную часть дел. Именно обучение разума является главным трудом наших жизней. А значит, если понять это и освоить искусство управления тем, как человек думает, мы получаем руль, который поможет сделать успешнее любые дела человеческие.

 

 

Глава 5. Задачность

 

Если мы хотим управлять вниманием человека, нужно уметь управлять самим человеком. Иначе говоря, прежде чем осваивать управление вниманием, необходимо понять, чем вообще живет человек и что для него главное и сущностное. Иначе говоря, что есть существо человека и что есть его существование.

В обильной пене человеческого поведения этого рассмотреть невозможно. Точнее, там все едино, но движущие силы и причины поступков скрываются намеренным усилием. Смотреть надо глубже, лучше даже не в скрытом, а сокровенном. Как ни странно, но чаще всего именно сокровенное не вызывает у людей ни стыда, ни желания что-то прятать — оно естественно и понятно.

В данном исследовании ограничусь тем, что связано с разумом. Какие главные задачи он решает?

Безусловно, разум должен обеспечить мое выживание. Это кажется очевидным, хотя редко кто задумывался, что такое выживание. А если задуматься, то оказывается, что это понятие связано исключительно с жизнеобеспечением тела. И все разговоры о потребностях, которые ведут психологи, по преимуществу ограничиваются телесными потребностями либо самого человека, либо его близких.

Но разум, хоть и обеспечивает выживание тела, однако не есть орудие выживания. И поэтому, когда перед человеком не стоит прямо задача выживания, разум начинает решать те его задачи, которые связаны, так сказать, с творением лучшей жизни. Обычно люди не различают задачи выживания и задачи лучшей жизни. Но психолог обязан видеть их разницу, потому что это связано с душой.

Собственно говоря, все связано с душой. В том числе и выживание тела. Это очевидно: душа приходит на Землю, чтобы решить какие-то свои задачи. Но для этого ей нужны средства и орудия. Тело, безусловно, является важнейшим из этих орудий, без которых душа ограничена в своих возможностях и чаще всего просто не может приступить к решению главной задачи, пока не вырастит и не воспитает тело.

Поэтому разум, который, в сущности, и есть главное орудие души, взращивает тело до той поры, пока оно не окажется вполне приспособленным к земным условиям. Тогда разум начинает искать возможности для решения главных задач души. Именно их мазыки и называли задачами лучшей жизни.

По сути же, лучшая жизнь — это создание мирка, подобного тому, в котором душа жила до воплощения. Так сказать, творение маленького, личного рая на Земле…

Не все люди посвящают вторую половину своей жизни творению собственного рая. Некоторым важнее тот урок, ради которого пришла душа, и они меняют покой на испытания, а если главную задачу жизни — Скуму, как называли ее мазыки, — решить не удается, даже предпочитают расстаться с жизнью, чем влачить бессмысленное существование.

 

Но какой бы из трех путей мы ни рассматривали, разум всегда работает одинаково: он решает задачи. Самый способ его существования можно назвать задачностью. И это и есть главный труд, который мы совершаем внутри любых дел. Причем он так ценен, что мы постоянно совершенствуемся в нем и готовы учиться, поскольку от этого зависит, насколько мы успешны и в выживании, и в лучшей жизни, и достижении главных целей.

Поэтому, если мы хотим научиться управлять человеком, мы должны научиться видеть, какие задачи он решает, и насколько он плох и хорош в этом. Видеть, насколько человек хорош в решении своих задач, нужно затем, чтобы уважать и восхищаться. Видеть, насколько он плох,— чтобы помогать и учить.

И то, и другое — орудия управления. Но самое главное — они точки приложения силы, а значит, и внимания. Если вы хотите управлять вниманием человека, направлять внимание нужно именно на эти вещи, и тогда человек непроизвольно направляет туда и свое внимание, поскольку он постоянно болезненно нацелен именно на них.

Но если человек направил внимание, значит, он направил силу. Одного этого достаточно, чтобы работа пошла непроизвольно. Это тот секрет, которым владеют лучшие управляющие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.012 с.)