Глава 2. Наука думать и целеустроение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Наука думать и целеустроение



 

Собирание себя можно сделать искусством, вроде йоги, или даже наукой в ключе социальной психологии. И как таковая, наука эта была бы весьма значима и впечатляюща.

Однако любой может приступить к собиранию себя, просто подумав. Никаких особых знаний или тайных, профессиональных умений, по крайней мере для начала, не нужно. Мыслителем каждый стать не может, а вот просто думать доступно любому. И что открывается первым, как только мы принимаем такое решение?

Первым приходит отчетливое, даже пронзительное ощущение, что не знаешь ничего: ни что делать, ни что такое собирать, ни что такое «себя». И сразу же хочется сдаться и предоставить другим сделать эту часть работы за тебя.

Это умно и даже мудро: каждый должен делать свое дело. И лучше, если ты будешь делать то, в чем ты хорош. Это выгодней для всех, когда каждый делает то, в чем он лучше других. Вот только беда: в отношении разбросанности это правило дает сбой. Во-первых, разбросан ты, не умеешь по-настоящему собраться тоже ты, и вообще, это твое самосовершенствование. А это значит, что доверить его разработку другим просто опасно — они охотно это сделают за твои деньги, но получишь ли ты то, что тебе подходит? Винить в конце проигранной жизни плохих учителей и шарлатанов — весьма слабое утешение. Тем более что это ты не захотел потрудиться и переложил ответственность на других.

Есть дела, которые обязательно надо делать самому, если не хочешь, чтобы они были испорчены. Например, самому надо жить, самому надо достигать своей мечты, самому строить и совершенствовать себя.

Поэтому продумать, как научиться собираться, стоит самому, не дожидаясь, пока появится какой-то учебник. И даже если он появился, необходимо все шаги мысли, которые в нем предлагаются, не принять готовыми, а проделать, лишь сверяясь с чужим разумом. Тем более что как-то собираться уже умеет каждый, что значит, что у вас уже есть опыт. Но каждый знает, что учиться собираться надо еще и еще, потому что жизнь заставляет владеть этим на новых уровнях и постоянно подкидывает нам все более сложные задачи.

Следовательно, это понимание станет необходимым инструментом и будет использоваться вами заново раз за разом. Поэтому его стоит создать и сохранить. И что же выявляется, если вы принимаете решение продумать самому, как можно научиться собираться?

Первый шаг мы уже описали: вы поняли, что вы не знаете, как это сделать.

Второй тоже описан: вы осознали, что уже не раз это делали, обладаете опытом, а значит, уже знаете. Такой парадокс, то есть такая пара противоречивых мнений об одном и том же.

В действительности их противоречивость кажущаяся. Она подобна софизму, в котором ловкий словоплет обыгрывает вас на словах. Эти мнения противоречат друг другу, только если их соединить в одно рассуждение, но они принадлежат к разным. Точнее, они разные шаги одного большого рассуждения, развернутого во временной последовательности.

Сейчас вы действительно не знаете, как собирать себя для тех задач, которые вас ждут. То есть вы не знаете этого относительно сегодняшнего своего состояния. Но вы это знали и даже смогли относительно прошлых задач. И этот опыт можно использовать, хотя и не прямо.

Но сначала надо осознать: если у вас звучит, что вы не знаете, как и что делать, значит, речь идет о знаниях. Попросту, чтобы собрать себя, нужны знания. И это колоссально облегчает задачу. Если вы поймете, что уже могли и делали это в прошлом, а в будущем вам неизбежно придется собирать себя снова и снова, что потребует лишь знаний и решимости, вы оказываетесь перед естественным выбором: так ждать спасителя или действовать самому.

Сделайте свой выбор и всё облегчится и упростится. Большинство задач в наших жизнях не решаются только потому, что мы и не начинаем их решать, не начинаем действовать. Способность не начинать действовать — величайший защитный механизм, столь же отличающий человека от животного, как и речь или общественная деятельность. Он — проявление целеустроения, то есть устройства разума.

Разум всегда взвешивает, во что вложить силы, чтобы успеть сделать за воплощение как можно больше. И даже если вы каждый день агитируете себя за то, чтобы сделать зарядку, научиться быстрочтению или освоить собирание себя, ничто не начнется, если не станет действенной целью для вашего разума. Если вы чувствуете, что нечто было бы очень полезно и даже желанно, но всё никак не можете к нему приступить, вы столкнулись с чем-то действительно нужным, но его время еще не пришло — оно ждет вас на следующем витке целеустроения, и вы прозреваете его сквозь слои собственного сознания. Чтобы нечто заработало в вашей жизни, недостаточно просто принять решение. Необходимо убрать всё то, что стоит между ним и вами сегодняшним. Надо понять, почему вы делаете то, что делаете, а не достигаете эту мечту.

Пока это упражнение не будет проделано, ваши решения не будут действенны, потому что цели, которыми вы заняты прямо сегодня, то есть в быту, важнее для вас. И чтобы заработало решение, скажем, научиться собирать себя, надо достичь все цели, которые не пускают вас к самосовершенствованию. И дело затянется на годы!

Либо надо применить прием: вписать новую цель прямо в те, которыми живете. Но для этого, что очевидно, снова нужны знания. Надо знать, чем же ты живешь. И это, как ни странно, прямо относится к тому «себе», которого вы собрались собирать.

Вот так простое и, как мне кажется, очевидное раздумье, позволило определить следующий, третий, шаг: необходимо описать те цели, которыми вы заняты основное время своей жизни. Иначе говоря, нужно создать список того, чем заполнен ваш быт.

Не поленитесь, возьмите прямо сейчас листок бумаги и запишите под номерами: на что я трачу свой день.

Это очень важная работа. Обычно мы не ценим быт, считая его мелким и даже пошлым, поскольку хотели бы делать большие и красивые дела. Нами ценятся только подвиги. Однако настоящие подвиги — это не то, что взрывается, подобно фейерверку, а то, что требует неимоверных сил. А на что мы тратим более всего сил? Отнюдь не на восхождения на Эвересты и не на покорения полюсов. На простые и изо дня в день повторяющиеся дела и отношения.

Посчитайте, сколько сил уходит на быт и работу, и вы поймете, что это и есть подвиги, ради которых вы воплощались. Более того: ради которых пришла ваша душа. Именно в этих взаимодействиях с миром она и совершенствуется, становясь сильней, чище и мудрей. И, как ни странно, бытовые битвы проходят далеко не так успешно, как покорения и восхождения.

Бытовые дела съедают львиную долю наших сил и жизней, но мы не так уж хороши в них. Даже для того чтобы прорваться к главному, к мечтам, стоило бы научиться легко освобождаться от быта. Что значит, искусство собираться было бы весьма полезно именно для освобождения от быта, потому что оно позволяет любые дела делать быстро и навсегда. Умей вы собираться, быт перестал бы вас тяготить.

Поэтому запишите, чем же вы так заняты целые дни, недели, месяцы своей жизни, и вы ярко увидите, в чем вы не собраны и для чего нужно научиться собираться. У каждого висит несколько дел, которые надо сделать, но которые всё не делаются и не делаются. В качестве упражнения можно собраться и сделать их. Ваш быт, как и ваше сознание, тут же станут легче и прозрачней. А возможно, и радостней. Ваше усилие будет оценено близкими, от которых сильно зависит ваша свобода.

Сделайте это так, как умеете, считайте это четвертым упражнением.

А потом опишите, что же вы делали. И вы осознаете, в какой мере владеете искусством собираться. Это описание будет пятым. Его можно сделать и устно, просто рассказав кому-то, что делали.

На этой основе можно строить рассуждение о том, как двигаться дальше.

 

 

Глава 3. Наука думать

 

Итак, чтобы подумать о чем-то достаточно сложном, вроде собирания внимания или собирания себя, необходимо проделать несколько обязательных начальных шагов. Как ни странно, но, по крайней мере, первые из них вполне просты и очевидны.

Во-первых, надо осознать, чего ты хочешь.

Во-вторых, принять решение достичь этого. И не однажды, а прямо сейчас, потому что иначе все это упражнение не начнет работать.

В-третьих, надо создать условия, в которых такое начало станет возможным. А это значит, нужно проделать очищение, убрав из своего сознания все то, что стремится воплотиться вперед всего. Иначе говоря, необходимо либо отказаться от целей, которые стоят впереди в очереди на достижение, либо достичь их. Только тогда Свято место нашего сознания освобождается, чтобы быть занятым той мечтой, достичь которую вы решили раньше.

Только так принятое решение бывает действенным. И признаком его действенности является то, что вы сразу начали его исполнять и больше не оставляете своих усилий. Достижение этой мечты стало делом вашей жизни.

Но что именно составит эти действия по достижению мечты?

В том, что я скажу, также нет ничего особенного или исключительного, чего бы вы уже не делали или чем не владели бы. В сущности, описав это, я лишь помогу вам осознать то, чем вы уже владеете.

Итак, готовясь начать думать, вы осознали свое желание или мечту и приняли их своей целью. После этого вы приняли решение достигать эту цель или, иначе, воплощать свою мечту. Но, попробовав, почувствовали, что множество лишних дел отвлекает и растаскивает вас, не давая вложиться в достижение цели. И тут вы проделали первое упражнение собирания — вы освободились от лишних дел, отказавшись от них или свершив их.

Как ни странно, но очищение собрало вас и собрало ваши силы, так что стало возможным начать новое дело. Таким образом, собирание может относиться не только ко вниманию или к себе, но и к силе, что тоже чрезвычайно важно. Как важно и то, что все эти три вида собирания представляют собой некое единство, которое должно осваиваться вместе.

Но подготовка завершилась, и теперь из цели надо сделать задачу, решение которой и будет собственно думанием. Что такое сделать задачу? И как они делаются?

По правде говоря, если вы избавитесь от школьных представлений о задачах, которыми наш разум сильно испорчен, то вспомните, как решаете жизненные задачи. И не забывайте, что вы делаете это каждый день и по многу раз. Вас, в сущности, нечему учить, нужно лишь напомнить.

Как решаются жизненные задачи: вы осознаете свое желание и находите путь или способ, как его осуществить. Иногда это простое перемещение в пространстве: надо пойти и взять. Иногда сложное телодвижение вроде открывания замка или приготовления пищи. Иногда создание образа себя, который понравится нужному вам человеку. В любом случае, вы это умеете и делали много-много раз.

Но уточним. Чтобы решить задачу, необходимо знать ее условия. В жизни это либо физические условия этой планеты, либо сложнейшие правила поведения и хитроумные взаимоотношения внутри какого-то сообщества. Это первое.

Второе — это тело, в котором вы сумеете справиться с задачей, то есть преодолеть все те препятствия, которые ставит вам либо мир-природа, либо мир-общество. Для преодоления природных условий нужно иметь сильное физическое тело — тель. Для преодоления общественных — изощренное общественное тело — личность.

Соответственно, если ваше тело не готово, задачи вам не решить. Придется отступить и заняться их обучением или усилением тела. Что, впрочем, тоже является частью решения.

Но обучение всегда зависит от того, что нам предстоит сделать, то есть либо от пути, либо от способа достижения. На деле это означает, что обучаясь, вы будете заниматься созданием и освоением необходимых образов действия. А работая над телами, вы будете совершенствовать образ себя.

Итак, начав думать, вы создадите образ мира, в котором учтены Цель и условия ее достижения. Затем, образ себя, позволяющий вырастить подходящее тело, которое будет способно в этих условиях достичь цели. И последнее, что придется создать — это образы действия, позволяющие использовать возможности и преодолеть препятствия.

И если все будет сделано верно, то есть в соответствии с условиями задачи, вы достигнете желаемого. Если же не достигнете, то придется отступить и доработать либо образ себя, либо образы действия. Для этого, бесспорно, придется внести уточнения и в образ мира, то есть в описание условий, в которых приходится действовать.

С чего же начать? Уже очевидно: с описания условий вашей задачи. Но как это сделать? Откуда брать знания?

Как видите, тема знаний снова вернулась. Вначале необходимо совершить познание. Затем довести его до понимания. Тогда будет возможно создавать и образ себя, и образы действий. Так откуда же берутся знания?

Может быть, из умных книг или от продвинутых учителей? Не покривлю душой, если скажу, что вначале все гораздо проще. Мы все обладаем орудиями обретения знаний, без которых не помогут ни книги, ни учителя.

Это внутреннее созерцание и внешнее наблюдение. Если хочешь понять, как устроен тот мир, в котором ты хочешь чего-то достичь, просто понаблюдай. Если в данный миг прямое наблюдение недоступно, обрати взор в себя и перебери свои воспоминания. Если совершил наблюдения, все равно обрати взор в себя и еще раз пересмотри свои воспоминания.

Вот ты хочешь научиться собирать внимание. Обрати взор в себя и вспомни, как ты собирался с силами, чтобы сделать что-то, как ты собирал себя перед ответственными деяниями вроде соревнований, экзаменов или выступлений. Осмыслив это, используй открывшееся, чтобы понять то, что ты помнишь про то, как собирал внимание.

И обнаружишь поразительную вещь: собирая силы, ты использовал внимание, что и позволило их собрать. Собирая себя, убирая лишние цели, очищая сознание, ты вдруг осознал однажды, что все твое внимание направлено лишь на то дело, которое ты избрал.

Было и много другого, но все оно живо в нашей памяти. Ею надо научиться пользоваться, чего тоже не сделать без внимания. Но внимание будет там, где решается главная задача нашей жизни на сегодняшний день. Внимание — верный слуга, который не покидает нас ни на мгновение. Поэтому нам глубоко безразлично, в каком деле его наблюдать. Оно присутствует во всем, то есть в любом моем действии, в любом движении моего разума, которому оно и служит.

Нет лучшего способа обнаружить внимание, как начать думать. И если для вас производство наблюдений — часть думания, внимание непроизвольно соберется здесь. И чем сильнее вы собрали себя для этого действия, тем сильнее соберется внимание. И тем больше силы оно вложит в то, что вы делаете.

Поэтому осознанно изберите подумать над тем, как собрать себя, осознайте это как свою задачу, первым шагом которой является получение знаний об ее условиях. И в тот же миг наблюдение и созерцание станут полны вниманием, которое не пропадет, пока вам действительно нужны эти знания.

Получив знания, вы легко выстроите свою задачу и обучите тела. И если этого будет недостаточно, столь же легко вернетесь к тому, чтобы добрать недостающие знания и попробовать еще раз.

 

 

Глава 4. Целеустроение

 

Вы хотите научиться собирать внимание, но вместо этого берете и собираете себя, и внимание оказывается собранным. Чем же на деле является собирание себя?

До тех пор, пока вы не в силах получить более точные ответы, вполне достаточно видеть себя как собрание целей. Это звучит странно и, конечно же, является метафорой, иносказанием. Или, точнее, описанием себя не прямо, а через проявления. Но если уж человек в чем-то и проявляется, то это в своих целях. Даже в телах он скорее скрывает себя, чем являет. Тела всегда искусственно делаются нами и наряжаются ради достижения определенных целей.

И лишь в целях проявляется истинная сущность человека. По делам их познаете их, но все человеческие дела есть усилия по достижению каких-то целей.

При этом цели бывают нескольких видов. Например, есть цели действительные, а есть прошлые. Что касается действительных, тут все очевидно: вы их хотите достичь сейчас. А что такое прошлые цели? Это цели, которые когда-то тоже были действительными, но так никогда и не были достигнуты вами, а со временем забылись. Но забытая цель — это существующая цель. Она ушла из осознавания, но продолжает жить и удерживать кусочек вашей души, потому что за ней по-прежнему есть желание, возникшее из душевного влечения или порыва.

А там, где живет кусочек твоей души, живет изрядная часть тебя. И это именно тот «себя», которого и надо собрать.

В данном случае это довольно просто. Надо всего лишь вспомнить эту старую цель или мечту, осознать ее, и оценить: действительно ли вы до сих пор еще хотите ее достичь. Или же она отошла вместе с тем возрастом, в котором вы этого хотели? Скорее всего, то, что вы ее забыли, является свидетельством того, что эта цель уже отжила свое. И ее стоит просто отменить без малейшего сожаления. И она уйдет.

А уходя, вернет кусок души, который держала в плену, а с ним изрядное количество жизненной силы, которой нам так не хватает для успешности.

Если же окажется, что ее все еще хочется достичь, сделайте это. Скорее всего сегодня вы это сможете гораздо легче, чем раньше. Либо примите, что эта цель недостижима и с этим надо смириться. В любом случае, цели надо либо достигать, либо отменять. Это единственное, что возвращает собранную для их достижения силу и собирает нас.

Но это только малая толика тех частей, на которые мы разбросаны. Среди наших целей есть немало и чужих. Мы принимаем их как общепринятое в избранной нами культуре, то есть живущее в обычаях нашего мира-общества. В других случаях они входят в наше сознание как болезни, когда наш дух ослаблен или ушло осознавание себя. Можно принять чужую цель из зависти, ненависти или справедливости, то есть будучи обманутым собственным мышлением. А можно оказаться обманутым чьими-то здравомысленными рассуждениями…

Как бы ни вошла в ваше сознание чужая цель, имеет значение только ваш выбор достигать ее или освободиться. Для этого надо вначале задаться вопросом: своя ли эта цель? И так устроено наше сознание, что вы можете годами гробиться на чужие цели, но стоит только вам задать этот вопрос, как вы мгновенно получаете знание. И какими бы путями чужие цели ни проникали в ваше сознание, в каком бы беспамятстве вы ни находились относительно их, но ваши цели принимали только вы. И вы это про себя всегда знаете.

Достигать чью-то цель бессознательно можно, а вот принять ее бессознательно нельзя. В миг принятия наше Я должно присутствовать, иначе принять не получится. А если присутствует Я, то присутствует и осознавание. И вы всегда можете обратиться к нему с вопросом: я принимал эту цель? — и получите четкий и однозначный ответ: либо да, либо нет.

А после этого остается лишь избавиться от всего чужого. Иногда это просто и нужно только осознавание и решение. В других случаях это может потребовать работы по поиску корней, троплению, как называли это мазыки, и очищению сознания, кресению. Однако все преодолимо. И стоит затраченных усилий, потому что возвращает жизнь, силу и себя, который был привязан к этим целям.

А вместе с тем и внимание. Убрав прошлые и чужие цели, вы не обнаружите никаких изменений в собственном ощущении своего внимания. Оно будет столь же неуправляемым, как и раньше. Оно по-прежнему будет метаться от предмета к предмету, его по-прежнему будет так же трудно удержать на чем-то одном. Изменится совсем другая вещь: вы станете дееспособней и успешней.

Почему? Очень просто. Потому что теперь ваше внимание живет только вашими действительными целями и распределяет вашу силу между гораздо меньшим числом потребителей. Это значит, что ее приходится на каждое ваше дело гораздо больше, чем раньше.

Настоящие изменения во внимании начнутся лишь тогда, когда вы наведете порядок и в действительных целях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.042 с.)