Глава 17. Управление чужим вниманием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Управление чужим вниманием



 

Теперь, когда мы в общих чертах представляем себе, как управляется внимание, стоит задаться вопросом: зачем нам может быть нужно управлять чужим вниманием?

Ответов, в общем-то, совсем не много, скорее всего, только два: либо мы хотим обмануть этого человека, либо заставить что-то сделать. Даже если мы хотим его научить, как хорошо делать какие-то дела, по сути, мы все же заставляем его что-то сделать.

Путь через обман внимания вовсе не обязательно означает некое зло, которое подразумевается по отношению к человеку. Фокусник делает это ради развлечения, то есть доставляет с помощью обмана удовольствие, чародей тоже не имеет злых намерений. Колдун, однако, мог использовать все подобные приемы и ради причинения вреда здоровью или благосостоянию человека.

Одним из ярчайших примеров работы со вниманием в старину был так называемый морок. До сих пор существуют выражения, вроде заморочить кому-нибудь голову или обморочить его. Собственно говоря, и слово «обморок» одного корня с мороком. А это явно нездоровое состояние.

При этом и с мороком, если его напускал умелый чародей, могли получаться совершенно безвредные шутки. Сборники наших сказок до сих пор хранят подобные рассказы о солдатах и прочих умелых людях, которые ловко напускали морок, чтобы развлечь собеседника. Лично мне доводилось сталкиваться с потрясающими примерами морока во время этнографических поездок, но эти примеры ни в малейшей мере не были вредоносными.

Морок, как любое орудие, не несет в себе зла. Зло несет человек, использующий орудия. Скоморохи использовали морок, чтобы развлекать людей, мошенники, чтобы их обирать. В силу этого для психолога морок — не более чем пример человеческих возможностей, и в частности, возможностей, которые дают умение управлять вниманием.

Впрочем, столкновение с действительным мороком, да еще с таким, где не остается места сомнениям, всегда разрушительно для обычного человека. Наша личность, наше самомнение и наша уверенность в себе взрываются, если мы впускаем в свое сознание, что подобные вещи возможны. Они не из этого мира, точнее, они не вписываются в естественнонаучную картину мира.

Морок, а значит, и само внимание, которое его позволяет, это двери в иной мир, в иную физическую вселенную, которую мы закрыли для себя, избрав жить телесно. Морок надо было изучать научно, но именно тогда, когда хранителей этого искусства еще можно было достаточно свободно встретить по всей Руси великой, психологи увлеклись возможностью доказать, что души нет…

Если вдуматься, естественнонаучная революция была плодом не действительного познания мира, поскольку строилась на гипотезах, а смены мировоззрения. Естественнонаучное мировоззрение — пример величайшего морока, напущенного на человечество и стойко удерживающего его в своих путах. Марксизм с его теорией социальной революции и коммунистического общества была таким же мороком…

Это примеры очень разрушительного использования морока, и вряд ли человечество скоро поймет, кто стоит за ним и зачем он нас прельщает…

 

Управление вниманием ради обмана может быть направлено на самого человека, а может — на его чувства. Между ними огромная разница. Обманывать человека, не извлекая из этого выгоду для себя, бессмысленно. Обманывать чувства человека можно и ради него самого. Эти, так называемые «чувства», весьма непростое психологическое явление. И только кажется, что речь идет об органах восприятия.

Когда мы говорим о «чувствах» человека, мы говорим о сложных «функциональных органах», по выражению академика Ухтомского. Мы говорим об устройствах, которые включают в себя органы восприятия, но по большей части находятся в сознании, где производят обработку воспринятого. И производят они ее с помощью тех знаний о мире, которые уже имеются в разуме.

Знания же эти — предписанные нашей культурой способы видеть мир таким, каким он будет удобен для нашего разума, решающего задачи выживания тела. Самое малое, эти «знания» есть усеченные образы действительного мира. Все лишнее просто однажды перестает восприниматься нами. И каждый знает, что в детстве вещи выглядели иначе, они были красивей, цвета были ярче, запахи чудесней. Куда все это девается? Почему мы теряем ту остроту восприятия, которой обладаем?

Простой и естественный механизм восприятия стоит за этой потерей. Разум отсекает все лишнее, чтобы высвободить свои силы для решения главных задач. Главные же задачи меняются с возрастом. И если в детстве главным было познание мира-природы, то с возрастом важнее становится освоения мира-общества. Общество весьма серый мир с точки зрения вещественных качеств.

Зато он гораздо ярче с точки зрения душевных переживаний. Телесность уходит с детством, разум обучается обеспечивать телесное выживание и все телесные нужды легко и без лишних усилий. Зато душа выступает на передний план. Выступает далеко не в самых красивых своих чертах, общественные отношения выявляют скрытые в ней пороки — завистливость, жадность, властность, лживость, продажность… и так далее…

Вот это мы начинаем видеть ярко, кстати, в отличие от детства, когда мир был ярким, но взрослые считали нас маленькими дурачками, которые не понимают настоящей жизни. Этот подлый и жестокий мир, полный коварства и ненависти, есть действительный мир нашей души. И мы используем все свои «чувства», чтобы выжить в нем, а если удастся, то и победить.

Поэтому наше восприятие всегда достраивается разумом до нужд битвы за мир-общество. Мы хотим занять в нем то место, которое нам кажется наиболее подходящим для наших целей. А люди изо всех сил противодействуют нам или просто мешают. И не важно, насколько это соответствует задачам нашей души, которая пришла сюда получать свои уроки совершенствования.

Важно лишь то, что все в нашем разуме подчинено задачам главной битвы. Поэтому «чувства» наши сразу дорисовывают воспринятое до нужного. А значит, исходно искажают любое восприятие. Но искажают так, чтобы разум мог легче строить и решать свои задачи.

Поэтому, если находится умелый человек, который так строит общение с вами, что хоть на миг удается направить все эти «чувства» на что-то вполне определенное и в то время, пока они следят за левой рукой фокусника, правой рукой показать действительный мир, это будет обман, но за такой обман ищущий человек отдаст жизнь. По крайней мере, ту жизнь, которая сложилась к этому мигу.

Отдаст и уйдет в действительный мир, не раздумывая, потому что подобные щели между мирами открываются лишь на мгновения и их нельзя уговорить подождать нас, пока мы дозреем… пока разберемся с делами… пока соберемся с духом…

Управление вниманием ради обмана — может быть чрезвычайно разрушительным. Управление ради дела всегда созидательно. Управление вниманием ради обмана, даже когда этот обман корыстен, все время показывает нам, что наша уверенность в себе и мире — не более чем ловушка. И если человеку пришла пора, он даже после встречи с мошенниками, которые его обобрали, может войти в двери настоящего мира. Управление вниманием ради обмана всегда ведет из этого мира.

Управление ради дела всегда ведет в мир.

Оно позволяет жить лучше, быть успешней, и, самое главное, быстрее достичь того, о чем ты мечтаешь. И это опять ловушка. В сущности, та же самая, только ведущая через другой лес. Если ты не готов к встрече с настоящим миром, надо заниматься тем, к чему ты готов. Надо делать это как можно лучше, надо стать как можно сильней, умней и успешней.

Поэтому надо вложиться в то, чему ты завидуешь у других, и превзойти их. Поэтому есть смысл освоить все средства, которые ведут к успеху. И пока тебе нужен личный успех, осваивать надо управление собственным вниманием. А если ты хочешь побеждать с помощью других людей — работников, друзей или детей, стоит научиться помогать им в этом и учить их успешности.

Вот для этого и необходимо уметь управлять их вниманием.

Управление чужим вниманием позволяет либо научить другого человека управлять собственным вниманием, и тогда он работает на общее дело сам. Либо оно позволяет делать дело его руками, то есть им. Но если ты прямо управляешь его вниманием во время дела, это дело делаешь ты. Это надо принять. Человек, чьим вниманием управляют, становится на это время подчиненным.

У всех руководителей есть подчиненные. Обычно это означает некое отношение к власти и правам. Но на психологическом уровне это означает и прямое управление вниманием других людей. Подчиненный либо под силовым воздействием, либо по доброй воле предоставляет свое внимание для управления другому человеку. Самым ярким примером подобного подчинения является гипноз. Самым страшным — запугивание.

Какой вид управления вниманием избрать — вопрос личного выбора.

Но если вы управляете вниманием своих подчиненных, обучая их делать дело, люди остаются благодарными и уважают вас. Это здоровое управление вниманием. Его мы и будем изучать.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.01 с.)