Глава 1. Прикладная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Прикладная психология



 

То, что овладеть собственными вниманием и сознанием, стать им хозяином, важно, вряд ли вызывает сомнения, хотя многим кажется, что они и так хозяева самим себе. Особенно это характерно для людей умственного труда. Впрочем, такая самоуверенность свойственна, в основном, тем, кто не пробовал делать прикладных упражнений с сознанием или вниманием. Любая прикладная работа такую самоуверенность разрушает довольно быстро.

Впрочем, наблюдательный психолог мог бы понять то же самое, просто наблюдая за тем, как не ладятся его дела или семейные отношения. Древняя мудрость, требующая: доктор, исцели себя сам, в полной мере относится к психологам. Если вокруг психолога не разливается счастье, если он сам не в силах делать удивительные вещи, которых ждут от него его ученики, он не прикладник, а его теоретические взгляды умны, но не соответствуют действительному миру.

В основе отладки как психологической работы должен лежать прикладной подход. Что значит, что описывающая отладку теория должна основываться на действительности и помогать человеку менять свою жизнь и добиваться того, о чем он мечтает. В сущности, теория прикладной психологии, как и действительная отладка, должны исходить из простого и действенного принципа целеустроения.

Это значит, что исходно ты просто и ясно заявляешь, что ты хочешь, а потом ищешь, как этого достичь. Поиск пути и своей цели по сути является не мистическим действием, а воплощением способности разума думать, решая задачи. Однако этот путь всегда можно разбить на две части или на два взаимодополняющих способа, соответствующих тому, как мы делаем это и в обычной жизни. Этот подход настолько всеобщ, что даже стал стержнем русской волшебной сказки и множества других фольклорных произведений.

В былинах об Илье Муромце Илья, выезжая в Киев ко столу великого князя Владимира, обнаруживает, что прямоезжая, то есть прямая и короткая дорога к цели, замуравела и заколодела. И он принимается ее очищать. Это архетип нашего сознания, облеченный в художественный образ. Любое достижение жизненных целей состоит из попыток движения к ним, устранения встретившихся помех, нового продвижения и нового очищения.

Очищение и усилие достижения — вот суть решения любых жизненных задач человеческим разумом. На этом пути он создает множество образов того, как достигать желаемого и преодолевать препятствия. Образы эти, что вполне естественно, соответствуют препятствиям, условно говоря, по принципу дополнительности. И если эти препятствия естественные, разум творит для их преодоления образы этого мира. А если препятствия созданы другими людьми или обществом, он изучает общество и человека.

Отладка не занимается тем, как нам преодолевать природные препятствия. Лад вообще не существует в природе. В русском языке это слово относится только к творениям рук или мысли человеческой. Иными словами, даже если лад и божественен, то это присутствие бога в человеческом сознании, которое проявляется, как говорили греки, через божественный логос, то есть разум, воплощенный в слово, речь. А значит, в образы, в частности в образы действия и взаимодействия.

Поэтому отладка нацелена на то, чтобы убрать не внешние, а внутренние помехи делу. Тому, как убирать внешние помехи, учат экономика, политика и профессиональное образование. Отладчик не может знать производство лучше производственника, бухгалтерию лучше бухгалтера, управление лучше управленца. Он знает, как сделать ту работу, в которой они профессионалы, еще лучше. Отладчик привносит слаженность в уже построенное дело.

Повторю еще раз: для этого он использует простой и очевидный прием, который лежит в основе прикладной психологии и который может освоить каждый: он выясняет, какую цель хочет достичь хозяин дела и что ему мешает. А затем помогает убрать помехи и разрабатывает способы движения вперед, решая задачи, связанные с взаимодействием людей, участвующих в деле.

Иногда это требует обучения, иногда освоения каких-то упражнений и раскрытия необходимых способностей. Но это всегда работа с сознанием, поскольку заколодела и замуравела именно та дорожка к моей мечте, которая пролегает сквозь пространства моего же сознания.

А конь, который везет богатыря сквозь те пространства,— это внимание, управляющее силой. Сознание нужно понять, коня — поймать и приручить.

 

 

Глава 2. Дееспособность

 

Понятие «дееспособность» пока еще не стало психологическим, поскольку психология все еще не является прикладной наукой. Даже так называемые наука о поведении и практические психологии прошлого века не использовали это понятие, хотя нередко занимались именно повышением дееспособности людей.

Дееспособность — это способность делать дела и доводить их до завершения. Иное определение дееспособности — это способность достигать поставленных целей. Мечты сбываются только у дееспособных людей. Точнее, они способны воплощать свои мечты в жизнь, а не ждать милостей от судьбы.

Что же является сутью этого ценного качества? Вопрос совсем непростой, почему это понятие и не разрабатывалось психологами даже в рамках так называемого деятельностного подхода. И ответов может быть много, поскольку в понятии «дееспособность» уложено несколько слоев. Чтобы их вскрыть и пройти насквозь, стоит применить прием, называющийся самокатом. То есть отпустить цензуру и просто вываливать то, что идет из глубины сознания.

И первое, что идет у меня: для того, чтобы быть дееспособным, нужно не лениться и много трудиться. Почему? Потому что дела требуют труда.

Очевидно, что этот ответ неверный, поскольку множество людей трудятся каждый день от звонка до звонка, и ничего не имеют. Как не могут они же добиться каких-то жизненных благ или сделать что-то красивое и важное.

Дееспособный человек должен уметь не трудиться, а действовать, то есть совершать действия, ведущие к победе. Если для этого нужно потрудиться, он потрудится. Но труд — лишь наполнение действия. Само же действие как бы состоит из двух частей: внешней, чаще всего это труд, и внутренней, которую можно назвать поступком или свершением. Наполнение необходимо, но не существенно. Оно может меняться, в зависимости от задачи. Но вот свершение должно быть обязательно. Очевидно, это слово близко по значению к завершению. Оба они включают в себя понятие вершины. Похоже, это та вершина, ради которой совершается усилие, ведется труд, и которую надо преодолеть. Такая вершина есть в каждом деле, и люди делятся на тех, кто всегда до нее, сколько бы они ни трудился, и тех, кто бывает и по ту сторону.

Любое дело, окончившееся победой — это преодоление вершины и выплеск в сознание особого состояния, сопутствующего победе. Так или иначе его испытывали все, а значит, помнят сами ощущения, связанные с завершением.

Это состояние тоже не стало предметом психологических исследований. Кажется, оно даже не осознанно как возможный предмет. А между тем, это состояние не просто существует, но и могло бы быть предметом не только психологического, но и физиологического исследования, поскольку ведет к явственному изменению самочувствия.

Более того, все люди знают это состояние и воспринимают его как знак чего-то, требующего особых действий, скорее всего лечения. Поэтому, когда свершение проливается в сознание и тело, люди празднуют, то есть позволяют себе праздность, развлекаются, поют, болтают и любят друг друга.

Углубляться в природу этого измененного состояния сознания я сейчас не в силах, потому что мне важнее понять, что к нему приводит. А то, что это состояние желанно, и то, что оно спутник дееспособности, говорить не стоит. Как его достигать и что для этого нужно?

Безусловно, нужна работа разума и это следующий слой ответов на вопрос, что же такое дееспособность. Тружеников много, как и бойцов, но победы одерживают не толпы, а полководцы. Сами воины предпочитают служить под началом того, кто чаще других дарит им это измененное состояние сознания. Для многих оно становится как наркотик, они начинают искать острые ощущения и тяжелые испытания, чтобы свершения стали чаще. Другие учатся думать и побеждать в каждой битве, в которую вступают.

Хороший, цепкий разум, способный быстро соображать и решать самые сложные задачи, безусловно, важнее для дееспособности, чем трудолюбие. Но что нужно, чтобы разум справлялся с теми задачами, которые возникают в делах? Его нужно обучать. Чем лучше обучен разум, тем легче ты одерживаешь победы. Чем быстрее он учится, тем чаще ты их одерживаешь. Но от чего зависит скорость обучения и сама способность обучаться?

Исключительно от способности управлять вниманием.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.007 с.)