Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура процесса обучения действиям и особенности содержания ее этапов

Поиск

 

Процесс обучения двигательным действиям, как правило, разделяется на три этапа: 1) начальное разучивание; 2) углубленное разучивание; 3) результирующую отработку действия (закрепление и совершенствование) (Л. П. Матвеев, Ю. Ф. Курамшин). При рассмотрении процесса обучения знаниям (умственным и перцептивным действиям) отдельные этапы, за исключением теории П. Я. Гальперина, как правило, не выделяются, а все внимание направляется на раскрытие методов обучения – действий педагога и обучающегося.

Например, выделяются следующие операции при усвоении знаний:

– обнаружение характерных признаков изучаемых явлений;

– выделение существенных признаков явлений;

– сопоставление предметов;

– группирование единичных явлений на основе общих признаков;

– использование смысловых аналогий с понятиями, которые приобретены при изучении других учебных предметов и на основе житейского опыта (Л. К. Завьялов).

В качестве общей структуры процесса обучения умственным, перцептивным и двигательным действиям рассмотрим структуру, состоящую из трех этапов, которую широко используют в теории физического воспитания и которая отображает закономерности формирования двигательных навыков. С целью исключения терминологических трудностей этапы, выделяемые П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной для обучения умственным и перцептивным действиям, будут в данном учебнике называться «шагами» и рассматриваться в рамках общей для всех действий трехэтапной структуры.

Формирование умственных действий рассмотрим исходя из установленных положений упоминавшейся ранее теории усвоения знаний П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.

Для того чтобы формируемое действие было сознательным и произвольным, процесс его усвоения должен включать ряд шагов:

1) шаг формирования схемы ориентировочной основы действия;

2) шаг формирования действия в материальной форме;

3) шаг усвоения действия в форме внешней (громкой) речи;

4) шаг формирования действия в форме внешней речи про себя (беззвучно);

5) шаг усвоения действия в форме внутренней речи.

На первом шаге ученик знакомится с ситуацией, осознает цель, задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления, получает необходимые разъяснения об условиях его выполнения, системе ориентиров. Здесь перед обучающимся раскрывается содержание ООД, ему показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные, контрольные. В зависимости от типа ООД перед занимающимся открываются либо основные элементы, образующие все частные явления данной области знаний (обобщенная, полная), или особенности одного частного явления (конкретная, полная).

На этом шаге педагог раскрывает перед учащимся умственные действия в материальной или материализованной форме. Это могут быть вещи (например, макеты каких‑либо предметов или сами предметы), рисунки, графические схемы, таблицы и т. п. Ученик же использует ранее сформированные действия (в основном в перцептивной и умственной форме), составляет ориентировочную основу нового действия. Это, разумеется, еще не действие, а только знакомство с ним и условиями его успешного выполнения, погружение в логику этого действия, осознание возможности его осуществления.

ООД, заданная обучающемуся в виде представления или внешней схемы (в материальной форме), является не более чем системой указаний на то, как выполнить новое действие. Усвоение же действия происходит только через выполнение этого действия самим обучающимся, а не понимание того, что надо делать.

На втором шаге (формирование действия в материальной форме) обучающийся уже выполняет действие, но во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций ориентировочной, исполнительной и контрольной части действия, а педагог осуществляет контроль за выполнением учеником каждой входящей в действие операции. Подчеркнем еще раз, что на данном шаге понятия, которые следует усвоить, должны быть предъявлены обучаемому не в словесной абстрактной форме, а как вещи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства. В материальной форме развернуто, с опознаванием всех входящих в действие операций осуществляются ориентировочная и исполнительная его части. Материальная форма с самого начала сочетается с громким проговариванием смысла выполняемых операций.

На третьем шаге (усвоение действия в форме внешней – громкой речи) речь становится самостоятельным носителем всего процесса – и задания, и действия, она не только описывает действие, но и содержит его. Здесь все понятия, усвоенные в материальной форме, оформляются словесно, терминологически, речь обучаемого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характеризуют изучаемое действие и были освоены в материальной форме на предыдущем этапе.

На четвертом шаге (формирование действия в форме внешней речи про себя, беззвучно) действие выполняется беззвучно, как проговаривание про себя. По остальным характеристикам действие не отличается от действия на предыдущем шаге: оно также развернуто, обобщено, сознательно. Однако, приняв форму беззвучной речи, действие начинает быстро сокращаться, автоматизироваться.

На пятом шаге (усвоение действия в форме внутренней речи) в связи с переходом на внутреннюю речь повышается быстрота операций ориентировки, исполнения (если выполняются перцептивные или умственные действия), контроля и коррекции. Отдельные операции выходят из‑под контроля сознания, действие автоматизируется. Сознание контролирует лишь смысловую направленность действия, общую последовательность операций. Более мелкие детали контролируются сознанием выборочно, по мере необходимости. При этом становится недоступным самонаблюдение, теперь уже действие – акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.

В сложившемся умственном действии почти все его содержание уходит из сознания, а то, что в нем остается, не может быть правильно понято без связи с предшествующим (П. Я. Гальперин).

Рассмотренные шаги приведены здесь для того, чтобы показать как формируются идеальные, умственные действия; как внешняя, предметная, материальная деятельность преобразуется в психическую деятельность, как происходит процесс интериоризации (преобразование внешнего во внутреннее). Пошаговое формирование действий является ключом не только к пониманию психических явлений, лежащих в основе освоения любых действий (умственных, перцептивных, двигательных), но и к практическому овладению ими.

При обучении двигательным действиям описанные шаги усвоения действия относятся лишь к ориентировочной части, которая последовательно усваивается в перечисленных формах. Исполнительная же часть в этих случаях всегда материальна и развернута. При этом, как считает П. Я. Гальперин, когда ориентировочная часть, пройдя поэтапную отработку, претерпевает значительные сокращения, двигательное действие превращается в «двигательный навык».

Практическое использование рассмотренной теории предусматривает огромное разнообразие используемых средств и методов: действия на выделенных шагах, времени пребывания обучающегося на каждом из шагов, способов материализации операций действия в зависимости от особенностей занимающихся и самих действий, заданного уровня освоения действия и других факторов.

Этап начального разучивания действия. Независимо от того, какому действию – умственному, перцептивному или двигательному – будет обучаться занимающийся, главной проблемой данного этапа является определение до начала обучения полной ООД с описанием каждой необходимой (для его выполнения) операции во всех основных опорных точках (ООТ).

Полноценной ООД является та, в которую включаются необходимые и достаточные представления о решаемой задаче, способе и условиях ее решения, конкретизированные в виде реальных ООТ.

При обучении знаниям принципиально важной задачей является определение учебной деятельности и ее составляющих – умственных действий, которые формируют новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества (подведение под понятие, планирование, контроль, приемы логического мышления, с одной стороны, и терминология, техника упражнений, мониторинг собственного физического состояния и т. п. – с другой). Здесь речь идет о тех знаниях, которые будут использоваться как в практической деятельности, так и при самообучении, самосовершенствовании, и при формировании которых нельзя ограничиваться уровнем ознакомления.

Поэтому главной задачей этапа начального разучивания является определение полной ООД, конкретизированной в ООТ, до начала обучения.

Одним из типичных недостатков традиционного процесса обучения является то, что данная задача, по существу, опускается, поскольку она кажется давно решенной и хорошо известной педагогу. Особенно если он владеет действием, являющимся предметом обучения, на уровне навыка. Однако умение или навык выполнения действия и умение составления его полной ориентировочной основы с описанием ООТ далеко не одно и то же умение.

К сожалению, необходимо констатировать, что до настоящего времени не разработана методика определения ООД, нет однозначных правил определения содержания «объектов локализации внимания» и «образцов, ощущения в них правильного действия» (М. М. Боген), т. е. основных опорных точек ООД, на которые должно быть направлено сознание обучающегося в тот или иной момент действия. Более того, подчеркнем, что «…осознанные представления о двигательных действиях возникают бессистемно, на интуитивной основе, и не опираются на фазовую структуру движения»; ни одна из опрошенных спортсменок «не имеет четкого представления об «ориентирующей программе», состоящей из системы самоприказов, связанных с концентрацией внимания на правильном выполнении главного компонента выполняемого упражнения» (Усатый В. Г., Сучилин Н. Г., 1983); даже у высококвалифицированных занимающихся «совпадение планируемых и реально осуществляемых видов ориентировки наблюдалось в 25 % случаев» (Кадыров В. А., Чебураев В. С., 1985).

Однако такой задачи, как определение ООД, до выполнения действия, вообще, не предусмотрено в теории физического воспитания.

Первой общей задачей этапа начального разучивания действия традиционного процесса обучения выступает задача – создать общее представление о действии и установку на овладение им. Вторая общая задача данного этапа – разучить в доступной, пусть даже упрощенной форме новые элементы (звенья, основы техники, не освоенные ранее) техники действия и общий порядок практического его выполнения.

Первая общая задача подразделяется на более частные:

– выработать смысловую основу действия на базе соответствующих знаний;

– восстановить предыдущий опыт выполнения близких к вновь изучаемому действию (сформировать или актуализировать зрительные, двигательные и чувственные представления о разучиваемом действии);

– выделить ООТ в наблюдаемом, а затем и самостоятельно выполняемом занимающимся действии.

Вторая общая задача предполагает:

– использовать сформированные ранее операции как элементы нового действия;

– сформировать в облегченных условиях новые операции (элементы) и звенья действия;

– предупредить или устранить временны́е ошибки в способе выполнения действия.

Рассматриваемый этап начального разучивания применительно к умственным действиям включает в себя: шаги формирования схемы ООД, формирования действия в материальной форме, усвоения действия в форме внешней (громкой) речи и в форме внешней речи про себя (беззвучно).

Возвращаясь к этапу начального разучивания двигательных действий, рассмотрим возможности решения его главной задачи – определение ООД с описанием ООТ до начала обучения.

В адаптивной физической культуре (особенно в адаптивном спорте) это действительно главная задача, позволяющая минимизировать двигательные ошибки в процессе обучения на этапе начального разучивания и перенести экспериментирование и двигательное творчество на этап закрепления и совершенствования действия.

Подчеркнем, что решение этой задачи становится возможным только в случае определения оптимальной техники двигательного действия с помощью методов биомеханического анализа и механико‑математического моделирования, а также в случае преодоления неоднозначности (многозначности) терминов, используемых при описании техники его выполнения.

Отсутствие этого приводит к большому разнообразию ориентировок одного и того же действия, используемых одним и тем же человеком, и особенно разными занимающимися. Как отмечают А. А. Белкин, Ю. К. Гавердовский, М. М. Боген, поиск эффективных ООТ ООД трудно поддается какой‑либо стандартизации и всегда носит характер эвристичности, связан с поиском, экспериментом. Это, безусловно, так, если иметь в виду, что у обучающегося до начала обучения отсутствует полная ООД с описанием ООТ, которые он вместе с педагогом должен «выделить в наблюдаемом, а затем в самостоятельно выполняемом действии» (см. первую общую задачу этапа начального разучивания).

В тех случаях, когда делаются попытки составления ООД до начала обучения, эффективность ее использования существенно снижается из‑за нечеткости, неоднозначности терминов, описывающих те или иные операции, которые должен выполнить занимающийся (Матвеев Л. П., Боген М. М., 1991).

Так, например, даже в учебнике по теории и методике физической культуры, приводя пример инструкции занимающемуся, осваивающему подъем разгибом на перекладине, Л. П. Матвеев, М. М. Боген (1991) так описывают ориентир в ООТ‑1: «… и зафиксировать взглядом ориентир (подвешенный мяч, разметку на стене и т. д.), подсказывающий точку перехода в вис согнувшись». Неясно, как подвешенный мяч или разметка на стене могут подсказать точку (?) перехода в вис согнувшись? Ведь процесс сгибания в тазобедренных суставах (или перехода в вис согнувшись) – это процесс, характеризующийся некоторой продолжительностью, поэтому его никак нельзя обозначить точкой. Может быть, речь идет о начале или завершении перехода?

В практике нередко можно слышать выражения: «направь стопы вверх», «притормози движения голени», «активно проводи ногу назад». Хотя совершенно очевидно, что описанные эффекты или те, или иные пространственно‑временны́е характеристики движений могут быть получены за счет различных управляющих движений в суставах и их комбинаций, которые, в свою очередь, совершаются на фоне общего перемещения и (или) вращения тела занимающегося. Другими словами, содержание словесных формул ООТ такого типа не отвечает на вопрос: что конкретно должен и может сделать учащийся в тот или иной момент?

К сожалению, в практике встречаются случаи описания действий, которые должен выполнить обучающийся и которые в принципе невозможны. Например, нередко используются указания – изменить траекторию ОЦМ тела спортсмена за счет каких‑либо движений в суставах при его нахождении в безопорном положении. Хотя любой человек, знающий основы механики, понимает, что сделать это невозможно.

Единственный способ преодолеть неоднозначность терминов при описании двигательных действий человека состоит в применении подхода, изложенного в работах В. Т. Назарова, которые, в свою очередь, базируются на методах механики управляемого тела (Коренев Г. В., 1964).

Любое двигательное действие может быть однозначно описано с помощью:

– программы положения тела, включающей в себя программу места (характеристика перемещения ОЦМ тела человека) и программу ориентации (характеристика вращательного перемещения тела человека);

– программы позы (характеристика главных и корректирующих управляющих движений в суставах и динамической осанки – удержание заданной позы в условиях изменения внешних сил как по величине, так и по направлению).

Таким образом, выявленный с помощью биомеханического анализа и механико‑математического моделирования эффективный способ выполнения двигательного действия должен быть описан в терминах, характерных для программы положения тела и программы позы.

Рассмотрим правила определения ООД до начала обучения.

1. В качестве «азбуки» описания тех или иных операций, составляющих двигательное действие, необходимо использовать суставные движения, поскольку все многообразие действий человека в конечном счете сводится либо к фиксации, либо к изменению конкретной позы (взаимного расположения звеньев тела или суставных движений).

При этом алгоритм описания операций в каждой ООТ должен сводиться к описанию: 1) исходного положения тела занимающегося перед выполнением операций; 2) действий учащегося – конкретных суставных движений (сгибания, разгибания, фиксации и др.), которые должен активно или пассивно (за счет внешних сил) выполнить занимающийся; 3) конечного положения, в котором должно оказаться тело занимающегося (его ОЦТ, ориентация тела, программа позы) и которое должно рассматриваться как исходное положение для последующей операции (последующей ООТ).

При описании действий учащегося необходимо указывать: изменение угла в тех или иных суставах (элемент управляющего движения) или удержание неизменным взаимного расположения двух смежных звеньев или суставного угла (элемент динамической осанки). Поэтому при описании техники двигательного действия следует давать не только кинематическую характеристику программы позы, но и ее динамическую (силовую) трактовку: указать, активно (за счет мышечных сил) или пассивно (за счет внешних сил) осуществляется удержание неизменным или изменение суставного угла; в каком направлении – совпадающем с направлением изменения угла в суставе или противоположном – должны быть направлены усилия занимающегося в анализируемом суставе.

Если операция, описываемая в той или иной ООТ, осуществляется за счет многих суставных движений, то необходимо выделить одно‑два главных управляющих движения в суставах, от которых в наибольшей степени зависит конечный результат операции, и сориентировать сознание занимающихся именно на эти суставные движения – главные управляющие движения.

В теории физического воспитания такие действия, от которых в наибольшей степени зависит результат той или иной операции, фазы, части, называют «главное звено техники движений», «ведущий элемент координации» и др.

2. Вторым правилом определения ООД до начала обучения является обязательное представление программы позы (главных и корректирующих управляющих движений в суставах и динамической осанки) в качестве внешних ориентиров действия, позволяющих их восприятие как объективного процесса.

Для реализации этого правила необходимо существенно изменить естественные условия выполнения двигательного действия, создать соответствующую ООД, искусственную управляющую среду (Н. П. Ратов, С. П. Евсеев).

Приведем в качестве примера такой искусственной управляющей среды комплекс технических средств, обеспечивающих возможность создания системы внешних ориентиров, позволяющих обучающемуся воспринимать свои действия как объективный процесс.

В этот комплекс должны входить гониометры, измеряющие величину суставного угла, миллисекундомер, набор лампочек, средства крепления лампочек на теле спортсмена (например, на голове), динамик и другие технические средства. Уровень развития современной техники позволяет решить все необходимые для обучения задачи.

Наиболее важными для выполнения двигательных действий, встречающихся в адаптивной физической культуре, являются движения в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых и локтевых суставах.

Данный комплекс технических средств должен обеспечивать предоставление обучающемуся текущей (в процессе выполнения упражнения) информации о следующих характеристиках двигательных действий:

– суставных движениях человека;

– времени достижения заданной амплитуды движения в суставе в виде звуковой или световой информации;

– временно́м промежутке между моментом достижения какой‑либо амплитуды сгибания в одном и другом суставе.

Например, обучающемуся необходимо освоить двигательные действия, включающие следующие операции:

1) последовательное сгибание (разгибание) в двух смежных суставах на заданную величину (одинаковую для обоих суставов или различную) без учета времени;

2) то же, что и в 1), но с учетом времени для каждого сустава (одинаковое для обоих суставов или различное);

3) одновременное сгибание (разгибание) в двух смежных суставах на заданную величину (одинаковую для обоих суставов или различную) с учетом времени и без;

4) поочередное сгибание (разгибание) в двух смежных суставах на заданную величину (одинаковую для обоих суставов или различную) с различными интервалами времени между теми или иными характеристиками суставных движений и др.

Приведем пример, конкретизирующий операции первой группы (рис. 18):

– из положения основной стойки, руки вниз, спортсмену предписывается согнуть правую руку в локтевом суставе до 45° и по завершении этого движения начать изменение угла в плечевом суставе этой же руки и достичь угла между туловищем и плечом в 90°. При достижении угла в локтевом суставе 45° загорается синяя лампочка, которая будет гореть до тех пор, пока амплитуда угла будет выдерживаться в диапазоне 43–47°, т. е. в диапазоне ±2° от заданного. В плечевом суставе при достижении амплитуды 90° загорается красная лампочка, которая продолжает гореть, если этот угол находится в диапазоне 88–92°, т. е. в диапазоне ±2° от заданного.

 

Рис. 18. Выполнение последовательного сгибания в локтевом и последующего изменения угла в плечевом суставах

 

При этом обучающемуся с помощью миллисекундомера будет предоставляться информация о времени, прошедшем с момента достижения угла в локтевом суставе, – загорание синей лампочки до момента начала движения в плечевом суставе. Загорание синей лампочки запускает работу миллисекундомера, а начало движения в плечевом суставе останавливает его.

Обучающийся получает следующую инструкцию: «Ваша задача состоит в выполнении последовательного сгибания в локтевом суставе на 45° и последующего изменения угла в плечевом на 90° с фиксацией данной позы после завершения сгибания руки в плечевом суставе. Вы должны ориентироваться на загорание двух лампочек – синей, информирующей о достижении заданного угла в локтевом суставе, и красной – о достижении заданного угла в плечевом. Ваши действия должны обеспечить загорание синей лампочки, после чего сразу начать изменять угол в плечевом – до момента загорания красной лампочки, причем синяя лампочка должна гореть в процессе сгибания в плечевом суставе. Вы должны добиться того, чтобы по завершении действия горели обе лампочки – синяя и красная, а интервал между загоранием синей лампочки и началом движения в плечевом суставе равнялся нулю или же не выходил за пределы ±0,02 с». Лампочки и миллисекундомер и есть те внешние ориентиры, которые позволяют обеспечить полную ООД с соответствующими ООТ и воспринимать действие обучающегося как объективный процесс.

Приведенный пример сделан для очень простого действия, обладающего, однако, особенностями действий, используемых в адаптивной физической культуре, и отличающегося от производственного (трудового) действия.

Здесь результат определяется способом выполнения тех или иных суставных движений человека и не выходит за пределы самих движений, что характерно для производственных действий (прорезь в доске, деталь, буквы на бумаге и т. п.).

Помещение микролампочек на теле человека (например, на голове), применение современных способов визуализации отрезков времени (например, циферблата миллисекундомера) позволяют отрабатывать различные операции для других суставных движений – голеностопных, коленных, тазобедренных и др., получая объективную картину об этих движениях, даже если они не входят в поле зрения исполнителя, как, например, при выполнении большого оборота на перекладине и подобных упражнений.

В качестве примера описания конкретных операций ООД, исключающих неоднозначность и четко отвечающих на вопрос: что и когда нужно сделать при выполнении гимнастического упражнения – большого оборота на перекладине, приведем текст разработанной для его освоения инструкции для спортсмена с поражением слуха.

Опишем технику этого упражнения в терминах управляющих движений в суставах и динамической осанки. В соответствии с изменением программы позы в упражнении выделено пять фаз (рис. 19):

• 1‑я фаза – движение спортсмена в неизменной позе из положения стойки на руках до горизонтали (динамическая осанка при данном движении – углы в тазобедренных и плечевых суставах фиксированы);

• 2‑я фаза – «замах» в тазобедренных суставах (сгибание назад в тазобедренных суставах на угол 25°) – начинается из горизонтального положения и заканчивается, когда туловище и руки не доходят до вертикального положения 20° (плечетуловищный угол фиксирован);

• 3‑я фаза – «бросок ногами» (разгибание в тазобедренных суставах до положения виса при прохождении вертикали – руки, туловище и ноги составляют одну линию – переходящее в сгибание до угла 50°) – начинается из положения, которым завершилась предшествующая фаза и завершается, когда руки и туловище образуют с вертикалью угол 45° (плечетуловищный угол фиксирован);

 

Рис. 19. Фазы выполнения большого оборота назад на перекладине

 

• 4‑я фаза – «разгиб со сгибанием» (сочетание разгибания в тазобедренных суставах до выпрямленного положения со сгибанием в плечевых до угла 45°) – начинается с окончания 3‑й фазы и завершается, когда руки образуют с вертикалью угол 130°;

• 5‑я фаза – «разгибание с подхватом» (разгибание в плечевых суставах до выпрямленного положения стойки на руках с подхватом кистей) – начинается с окончания 4‑й фазы и заканчивается в положении, когда тело гимнаста оказывается в стойке на руках.

Для создания искусственной управляющей среды используются: низкая перекладина (20–25 см от пола), обложенная гимнастическими матами; высокая перекладина с подставками для страхующих; система механических ориентиров, устанавливаемых в граничных фазах, где меняются управляющие движения в суставах; гониометры (или другие технические средства), информирующие о величине суставных углов; средства преобразования информации о тех или иных суставных углах в световые сигналы (загорание лампочек разного цвета для разных суставов и разных направлений сгибания – назад или вперед).

Механические ориентиры в виде вертикальных стоек с входящими в плоскость движения спортсмена горизонтальными пластмассовыми стержнями, которые могут быть дополнительно оснащены средствами звуковой информации при их касании звеньями занимающегося.

Таких механических ориентиров было введено четыре:

– для позы стойка на руках – ориентир А;

– для положения пересечение телом горизонтали – ориентир Б, рассчитан на касание ногами;

– для положения пересечения туловищем и руками границы между 2‑й и 3‑й фазами – ориентир В, рассчитан на касание руками;

– для положения тела спортсмена, когда он в 4‑й фазе начинает разгибание в тазобедренных суставах, сочетающееся со сгибанием в плечевых, – ориентир Г, рассчитан на касание ногами.

Таким образом, данные ориентиры предоставляли занимающемуся информацию о положении стойки на руках – ориентир А, времени начала «замаха» – ориентир Б, начале фазы «бросок ногами» – ориентир В и начале фазы «разгиб со сгибанием» – ориентир Г.

Информация о достижении необходимой амплитуды разгибания в тазобедренных суставах («замаха») представлялась путем зажигания лампочки зеленого цвета, находящейся в поле зрения ученика; амплитуды сгибания в тазобедренных суставах после фазы «бросок ногами» – лампочки красного цвета; амплитуды сгибания в плечевых суставах после фазы «разгиб со сгибанием» – лампочки синего цвета. При отсутствии сгибаний или разгибаний в суставах лампочки находились в режиме «молчания» (т. е. не горели).

Восприятие большого оборота назад на перекладине как объективного процесса осуществлялось как последовательная серия сгибательно‑разгибательных суставных движений в сочетании с фиксацией суставных углов в тот или иной момент времени с опорой на механические ориентиры и световые раздражители (лампочки разного цвета).

Сосредоточив внимание на эти ориентиры и раздражители и отвлекаясь в первых попытках выполнения действия от мышечных и других ощущений и восприятий, спортсмен с помощью тренера(‑ов) мог сразу выполнить новое для него задание. Правда, для этого ему необходимо было пройти отработку ряда операций на низкой перекладине (стойки на руках на перекладине, падения на живот, на горку матов и др.).

Все перечисленное может заменить тренажер, управляющий суставными движениями человека, для обучения большому обороту назад на перекладине (Евсеев С. П., Рыкунов Ю. Н., 1983).

ООД для данного упражнения будет выглядеть следующим образом:

ООТ‑1. В стойке на руках на перекладине достать ориентир А, не изменяя позы вращайтесь вокруг грифа перекладины до горизонтального положения.

ООТ‑2. После касания ногами ориентира Б прогнуться в тазобедренных суставах до зажигания лампочки зеленого цвета.

ООТ‑3. После касания руками и туловищем ориентира В начать бросок ногами (выпрямления тела с последующим сгибанием в тазобедренных суставах) до зажигания лампочки красного цвета.

ООТ‑4. После касания ногами ориентира Г – разогнуться в тазобедренных суставах с одновременным сгибанием в плечевых до зажигания лампочки синего цвета и прекращения работы красной лампочки.

ООТ‑5. Разогнуться в плечевых суставах, достать ногами ориентира А и выключить лампочку синего цвета.

3. Третьим правилом определения ООД до начала обучения является разработка полных и сокращенных формул инструкции для занимающегося, отображающих процесс их интериоризации, а также выделение таких формул, которые соразмерны с реальной скоростью выполнения упражнения.

Как показали исследования, проведенные С. П. Евсеевым и его учениками Ю. Н. Рыкуновым, А. Г. Конопелько, Г. В. Барминым, ООД при его многократном повторении постепенно уточняется, расширяется, конкретизируется, а позже заменяется на более лаконичные словесные формулы.

Рассмотрим динамику словесных формул ООД по мере освоения большого оборота назад на перекладине.

ООТ‑1. После выполнения отмаха в сторону на руках полностью разогнуться во всех суставах, максимально вытянуться вверх, стремиться как бы увеличить рост в положении стойки на руках и дотянуться носками ног до потолка или специального ориентира А. При этом необходимо добиться ощущения вытянутого в одну линию тела как единого звена, контролируя положение кистей (взглядом), плеч, округленной поясницы и плотно сомкнутых больших пальцев ног. Сохраняя неизменным такое положение звеньев тела, нужно перемещаться под действием массы тела, постепенно набирая скорость вращения вокруг грифа перекладины.

ООТ‑2. После пересечения телом горизонтали активное вытяжение от опоры сменяется свободным провисанием в плечевых суставах. После касания носками ног ориентира Б (вводится специально), продолжая свободное провисание в плечах, необходимо активно прогнуться в тазобедренных суставах, не расслабляя мышцы живота (сделать «замах»). При этом должны почувствовать натяжение напряженных мышц живота и мышц, окружающих тазобедренные суставы, подобно тому, как натягивается лук или изгибается упругий стержень под действием внешних сил.

ООТ‑3. После касания руками и туловищем ориентира В необходимо произвести мощное и быстрое выпрямление тела, продолжающееся активным сгибанием в тазобедренных суставах, сочетающимся со свободным провисанием в плечевых. Вы должны прочувствовать это движение как единый максимально быстрый «бросок ногами вверх», как хлесткий удар по воображаемому мячу.

ООТ‑4. После касания ногами ориентира Г необходимо, нажимая руками на гриф перекладины, согнуться в плечевых суставах, облегчая это движение разгибанием в тазобедренных. Вы должны почувствовать, как акцентированное разгибание в тазобедренных суставах помогает приблизить туловище к рукам, и тем самым согнуться в плечевых сочленениях.

ООТ‑5. Завершается упражнение полным разгибанием в плечевых суставах и перехватом кистей, в результате чего они из положения виса переходят в положение упора в стойке на руках. При прохождении положения стойки на руках Вы вновь должны вытянуться в одну линию, собраться в единое звено и дотянуться до ориентира А.

В качестве средства текущей информации о правильности выполняемых операций используются гониометры для тазобедренных и плечевых суставов, подающие световые сигналы при достижении заданных углов сгибания (разгибания) в этих суставах.

Специально введенные внешние ориентиры А, Б, В, Г и средства текущей (подаваемой в процессе выполнения действия) информации позволяют создать с помощью искусственных приспособлений систему внешних раздражителей, пространственно‑временну́ю последовательность, которые и дают возможность воспринимать действия как объективный процесс, обеспечивают формирование ООД в материальной форме и ее усвоение как в форме внешней (громкой) речи, так и в форме внешней речи про себя (беззвучно), что приводит к дальнейшему сокращению ООД, а именно: ООТ‑1 – максимальная оттяжка в линию; ООТ‑2 – упругий замах; ООТ‑3 – мощный бросок ногами; ООТ‑4 – резкое торможение ног и сгибание в плечах; ООТ‑5 – перехват и вытяжение в стойку.

В качестве словесной формулы, соразмерной со скоростью выполнения упражнения, предполагалась следующая: ООТ‑1 – оттяжка; ООТ‑2 – замах; ООТ‑3 – удар; ООТ‑4 – сгиб; ООТ‑5 – вытяжение.

Еще одна из наиболее актуальных для адаптивной физической культуры задач на этапе начального разучивания действия состоит в актуализации имеющихся у обучающегося зрительных, слуховых, вестибулярных, кинестетических и других чувственных представлений о разучиваемом действии. Для этого необходимо вспомнить и систематизировать двигательный опыт обучающегося, который у него имеется в связи с освоенными ранее двигательными действиями, имеющими сходство с разучиваемым действием. Это позволяет использовать сформировавшиеся ранее двигательные и перцептивные операции как элементы построения нового действия.

Далее необходимо сосредоточить внимание педагога на формировании у ученика именно эндогенных ощущений, восприятий и представлений о разучиваемом действии. Здесь речь идет о формировании у занимающегося образа исполнителя действия и условий, в которых оно осуществляется, а не образа наблюдателя, который возникает при демонстрации действия с помощью традиционных средств обеспечения наглядности – показа, демонстрации видеофильма, кинограммы, моделей тела человека и т. п. Для формирования эндогенных двигательных представлений рекомендуется использование разнообразных фонограмм, воспроизводящих темпоритмовой рисунок действия; средства имитации визуальной обстановки, воспроизводящей «зрительный ряд» двигательных действий; «ознакомительной проводки по движению», «проводки с постановкой управляющих действий», осуществляемых с помощью тренера и (или) тренажера (Ю. К. Гавердовский, Ф. П. Мамедов), воспроизведение разучиваемого действия в целом посредством применения императивных тренажеров, управляющих суставными движениями человека (С. П. Евсеев).

И, наконец, важнейшей задачей этапа начального р<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.201 (0.016 с.)