Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 15. Характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитаниюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В связи с тем, что в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием интегрируются процессы реабилитации, воспитания и социализации подрастающего поколения, очень актуальной проблемой является определение содержания занятий: подбора теоретических сведений, физических упражнений и их дозировки, технических средств и др. К сожалению, проблема определения и структурирования содержания занятий, его основной направленности на сегодняшний день не решена окончательно даже в теоретическом плане, причем не только для детей с отклонениями в развитии, но и для их здоровых сверстников. Основное противоречие заключается в том, что времени, выделяемого государственными образовательными стандартами на занятия (уроки) физического и тем более адаптивного физического воспитания (2–3 ч в неделю), явно не хватает для того, чтобы обеспечить достаточную физическую и теоретическую подготовленность учащихся, необходимый уровень их здоровья и уж тем более реабилитацию детей с отклонениями в развитии, коррекцию и компенсацию основного дефекта, профилактику сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений и т. п. При этом необходимо учитывать, что без вооружения занимающихся системой полноценных знаний невозможно формирование ценностных ориентаций, потребностей, действенных мотивов занятий физическими упражнениями и, вообще, аксиологической картины мира и собственной жизни. В связи с этим очевиден приоритет образовательной направленности учебных занятий по физическому и адаптивному физическому воспитанию как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе. Это аргументировано доказывает В. П. Лукьяненко (2005) в своей монографии, подчеркивая, что для среднего образования в сфере физической культуры главным является «формирование основ физкультурных знаний, вооружение способами их творческого применения в деле развития и поддержания высокого уровня работоспособности, оптимизации состояния своего организма, укрепления здоровья в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни»[7].
15.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
Приведенное высказывание В. П. Лукьяненко (2005) относительно средней общеобразовательной школы в значительной степени актуально для системы специального (коррекционного) образования, поскольку дети с отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в существенно больших временных затратах на процесс адаптивного физического воспитания. Однако государственными образовательными стандартами и программами по дисциплинам, реализующим адаптивное физическое воспитание (по физической культуре, ритмике, ЛФК), предусмотрено всего 2–4 ч в неделю. Таким образом, решение приоритетных задач адаптивного физического воспитания возможно только в том случае, если у учащихся будут сформированы основы знаний в области адаптивного физического воспитания, умения и навыки их творческого применения в деле коррекции, компенсации и профилактики основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; развития и поддержания должного уровня работоспособности, оптимизации состояния своего организма, укрепления здоровья в процессе самостоятельных занятий необходимыми для них физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни. Сказанное позволяет выделить следующие виды направленности содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию: – теоретическую; – инструкторско‑методическую; – практическую. Занятия первых двух видов направленности содержания, которое связано с формированием теоретического и методического компонентов адаптивной физической культуры, обеспечением необходимого уровня образованности в этой сфере, в большей степени соответствуют урочной форме занятий и системе образования в целом. Именно на таких уроках школьники осваивают знания об основных компонентах здорового образа жизни, личной гигиены, гигиенических правилах при занятиях физическими упражнениями, закаливании, рациональном питании, вредных привычках и их влиянии на здоровье и др. Здесь же они должны узнать об основных видах патологий, характерных для современного подрастающего поколения (поражениях органов зрения, нарушениях осанки, отклонениях в деятельности сердечно‑сосудистой, дыхательной, нервной и других систем), способах коррекции и профилактики тех или иных отклонений в развитии с помощью физических упражнений, возможных механизмах компенсации утраченных функций и др. На теоретических занятиях (уроках) по адаптивному физическому воспитанию учащиеся должны усвоить главное – каким образом организовать работу со своей проблемой с помощью средств и методов адаптивной физической культуры и, в частности, адаптивного физического воспитания. Для этого могут быть рекомендованы еще три группы разновидностей знаний в области физической и адаптивной физической культуры: • общие вопросы истории, теории и методики физической и адаптивной физической культуры, физиологии физических упражнений, психологии и социологии, а также информация о рекордных спортивных достижениях спортсменов‑инвалидов, крупнейших международных соревнованиях по адаптивному спорту (с демонстрацией видеоматериалов) и т. п.; • знания об основах методики организации различных форм занятий физическими упражнениями, основах методики развития основных физических качеств и способностей и обучения двигательным действиям с учетом тех или иных отклонений в развитии, методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и т. п.; • знания об особенностях техники и правилах выполнения конкретных упражнений, судействе соревнований по различным видам обычного и адаптивного спорта, оборудовании и инвентаре, технике безопасности, специальной терминологии и т. п. Первую группу знаний лучше всего осваивать на уроках теоретической направленности, вторую – теоретической и методической, третью – практической. Занятия методической направленности целесообразно проводить в виде учебной практики или лабораторных занятий. Здесь учащиеся должны не просто усвоить методические знания, но и опробовать их применение на практике, например: опробовать и отработать технику упражнений для коррекции зрения, осанки, комплекса упражнений для развития того или иного физического качества. При проведении лабораторных занятий может быть осуществлена оценка собственного уровня физического развития, двигательной подготовленности; определение динамики этих показателей, а также разработка оптимальных индивидуальных параметров объема и интенсивности нагрузок в соответствии с показателями здоровья каждого учащегося, составление и корректировка планов индивидуальных домашних заданий, тренировки по развитию и совершенствованию тех или иных качеств и способностей. Таким образом, проведение занятий только практической направленности содержания крайне ограничивает возможности освоения очень важного теоретического материала, который должен составлять главное содержание специального среднего образования в сфере адаптивного физического воспитания. При этом важно также подчеркнуть, что основное содержание процесса решения практических задач не может быть размещено в рамках только урока по адаптивному физическому воспитанию и должно осуществляться во всем многообразии внеклассных и внешкольных форм адаптивного физического воспитания школьников. Говоря о детях с отклонениями в развитии, необходимо особенно акцентировать внимание педагогов (учителей) по адаптивной физической культуре, что внеклассные и внешкольные мероприятия с такими детьми надо проводить обязательно, несмотря на значительные трудности, связанные с их ограниченной мобильностью, наличием психологических комплексов, и т. п. Одним из важнейших резервов повышения эффективности адаптивного физического воспитания является введение обязательных домашних заданий с проверкой их выполнения, а также обучение родителей проведению занятий с детьми (прежде всего младенческого и дошкольного возраста). Если рассматривать направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию в возрастном аспекте, то вполне понятно, что теоретическая и методическая направленность содержания может вводиться по мере интеллектуального развития детей. В раннем детском возрасте проводятся, разумеется, только практические занятия. Однако совершенно необходимо обучать технике и методике проведения занятий родителей детей и поручать им выполнение ряда мероприятий дома. Особенно это касается гидрореабилитационных занятий, массажа и др. Как отмечает В. П. Лукьяненко (2005), на первой ступени (начального общего образования), начиная с 3‑го класса, необходимо проведение одного‑двух уроков в начале и в конце каждой четверти в виде занятий теоретической и инструкторско‑методической направленности. На ступени основного общего образования – не менее одного занятия в неделю необходимо проводить с теоретическим и инструкторско‑методическим содержанием. И на третьей ступени – среднего (полного) общего образования – рекомендуется проведение одного теоретического, одного инструкторско‑методического и не менее трех практических занятий, что предполагает вынесение практических занятий во вторую половину учебного времени. Подобную схему постепенного введения теоретических и инструкторско‑методических занятий в содержание адаптивного физического воспитания можно рекомендовать при работе с детьми в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и специальных медицинских группах массовых школ.
15.2. Характеристика содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
Учитывая, что содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях достаточно хорошо известно, опубликовано в большом количестве различных учебно‑методических пособий, учебников, в первую очередь целесообразно остановиться на содержании занятий адаптивным физическим воспитанием детей 1‑го года жизни, где до недавнего времени не допускалось проведение с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, каких‑либо мероприятий, кроме лечебных.
15.2.1. Занятия с детьми 1‑го года жизни
Разумеется, занятия по адаптивному физическому воспитанию детей 1‑го года жизни невозможно отделить от лечебных процедур. Здесь следует говорить о необходимости дополнения конкретного курса лечения, проводящегося с ребенком, с созданием специально организованных искусственных условий, стимулирующих его двигательную активность. В табл. 1 представлены сведения о двигательной активности и развитии основных движений у детей от рождения до 12 мес жизни[8]. В качестве примера приводится методика реабилитации детей 1‑го года жизни с перинатальным повреждением нервной системы (Минк И. Н., Решетнева Г. А., 2003). В эту методику включены средства традиционной ЛФК, массаж, адаптивного физического воспитания: – лечебный массаж как средство коррекции двигательных нарушений; разновидностью массажа выступает холистический пальсинг (холистический – целостный, пальсинг – пульсация) – легкие сотрясения, вибрации всего тела и отдельных сегментов; – физические упражнения (пассивные, пассивно‑активные, рефлекторные, дыхательные, упражнения в висе и на физиоролле); – упражнения с отягощениями; – криотерапия; – упражнения для коррекции речи. Рассмотрим некоторые особенности методики реабилитации детей 1‑го года жизни, уточнив, что все ее средства использовались по‑разному, в зависимости от конкретного нарушения. В частности, все средства видоизменялись в зависимости от наличия у ребенка мышечной гипертрофии или мышечной гипотонии. Например, криотерапия (лечение холодом), дающая хорошие результаты у детей‑гипотоников, с гипертониками не применялась, и, наоборот, – пассивная миорелаксация с успехом применялась у детей с мышечной гипертонией и практически не использовалась у детей‑гипотоников. Лечебный массаж. При мышечном гипертонусе используются приемы, направленные на растяжение, расслабление мышечных групп: поглаживание, легкое растирание, мелкая, высокочастотная, непрерывистая вибрация; приемы холистического пальсинга, элементы точечного массажа и др. При мышечной гипотонии рекомендуются более сильные, активные выполнения таких приемов, как растирание, разминание, прерывистая вибрация.
Таблица 1. Двигательная активность и развитие основных движений у детей от 0 до 12 мес жизни
В работе И. Н. Минка и Г. А. Решетневой (2003) показано, что у детей с нарушениями мышечного тонуса (особенно с гипотонией) целесообразно активное комплексное использование всех приемов массажа с самого раннего возраста, в том числе до 3‑х месяцев, в отличие от имеющихся в литературе рекомендаций по применению у детей приемов растирания, разминания начинают только с 3‑месячного возраста (Ковалев В. Д., 1996; Красикова И. С., 1996; Фотина Л. А., Норбеков М. С., 1999; Васичкин В. Н., Васичкина Л. Н., 2000). Физические упражнения. Пассивные упражнения для туловища и конечностей – это упражнения, выполняемые с помощью методиста или родителя без активного участия самого ребенка. К данной группе упражнений можно отнести упражнения на растягивание, в том числе диагональное перекрещивание конечностей (пассивная миорелаксация), рекомендуемые детям с мышечным гипертонусом. Пассивные упражнения детям с гипотонией мышц целесообразно применять с 2‑недельного возраста, когда у детей полностью отсутствует сопротивление со стороны мышечного тонуса. Это дает возможность ранней активизации всех сегментов конечностей, становления нервно‑мышечных связей. При проведении пассивной миорелаксации (для детей с мышечным гипертонусом), сущность методики которой заключается в приложении к телу ребенка усилия достаточной длительности и интенсивности, следует выполнять следующие правила: – необходимо придать ребенку положение, благоприятное проведению пассивных движений в заданном направлении и обеспечивающее фиксацию частей тела; – пассивное растягивание должно выполняться без чрезмерных усилий; – пассивное растягивание прекращается в момент появления сопротивления дальнейшему растяжению; – упражнения выполняются в медленном темпе с постепенным увеличением амплитуды движения; – время растяжения одной мышечной группы не должно превышать одной‑двух минут, в течение одного занятия пассивной миорелаксации может подвергаться не более 5–6 мышечных групп. Рефлекторные упражнения, основанные на использовании безусловных врожденных рефлексов (рефлекс Бабинского, Галанта, хватательный, ходьбы, ползания и др.). К примеру, в положении лежа на животе или на спине ребенок ритмично отталкивается ногами от приставленной к подошве ладони (рефлекс ползания). Ориентируясь на прикладную направленность рефлекторных движений, появляется возможность полноценной тренировки нервно‑мышечного аппарата ребенка, что способствует ускоренному переходу к активным двигательным действиям (ползанию, подползанию, ходьбе), стимулированию нервно‑психического развития ребенка. Для формирования правильной реакции опоры, навыков ходьбы рекомендуются соответствующие упражнения, выполняемые из исходного положения стоя с поддержкой методиста и родителей (Страковская В. Л., 1991, 1997, 1999). Эти упражнения полезны детям как с гипер‑, так и гипотонусом мышц. При этих упражнениях целесообразно, чтобы стопы касались грубой ткани (жесткого, махрового полотенца, массажного коврика). Для стимуляции хватательного рефлекса целесообразно вкладывать в ладонь малыша пальцы своих рук, игрушки и, обхватив их детскими пальчиками, осуществлять совместные манипуляции. Этот прием эффективен для детей с мышечной гипотонией. У гипертоников тонус мышц‑сгибателей пальцев рук часто не позволяет вложить палец в ладонь, поэтому необходимо чередование физических упражнений с приемами массажа, холистического пальсинга и других средств, направленных на достижение мышечного расслабления. Дыхательные упражнения выполняются в комплексе с другими упражнениями. При проведении динамических дыхательных упражнений целесообразно осуществлять легкое надавливание на грудную клетку, подстраиваясь под ритм дыхания ребенка. Включение в комплекс дыхательных упражнений рекомендуется с 3–4‑недельного возраста. Примеры упражнений. Ребенок лежит на спине: а) выполнить надавливающие движения на грудную клетку спереди и сбоку, обходя грудину (3–4 раза); б) развести ручки в стороны и скрестить на груди, попеременно располагая сверху то одну, то другую (3–4 раза); в) вдох, на выдохе чуть постукивать пальцами по крыльям носа (3–4 раза). Упражнения в висе осуществляются из исходного положения вис с фиксацией за обе руки, ноги; за одну руку, ногу; за одноименные (правые или левые) руку и ногу. Выполняется серия движений: покачивания вперед‑назад, в стороны, кружение; перенос массы тела с одной конечности на другую (рис. 37–41). У детей с повышенным мышечным тонусом упражнения в висе можно выполнять с недельного возраста (по 2–4 движения, увеличивая ежедневно на одно движение). Детям с мышечной гипотонией рекомендуется использование висов с 3,5 мес при условии самостоятельного удержания головы в вертикальном положении.
Рис. 37. Вис за руки
Рис. 38. Вис за ноги
Рис. 39. Вис за руку
Рис. 40. Вис за ногу
Рис. 41. Покачивания из стороны в сторону
Упражнения с физиороллом (мячом эллиптической формы). Для детей первой половины года жизни мячи должны быть диаметром 25–35 см, а второй половины – 45 см. Наиболее распространенными являются упражнения: покачивания на мяче вперед‑назад, в стороны, вибрационные движения, подпрыгивания сидя верхом, ходьба за мячом (рис. 42–47). Упражнения с постановкой верхних и нижних конечностей на опору пригодны для любых нарушений мышечного тонуса и могут быть рекомендованы детям обеих групп.
Рис. 42. Покачивания вперед‑назад с постановкой ног на опору
Рис. 43. Покачивания вперед‑назад
Рис. 44. Покачивания лежа на боку
Рис. 45. Покачивания из стороны в сторону лежа с разведенными ногами
Рис. 46. Покачивания сидя на мяче
Рис. 47. Ходьба за мячом
Для гипертоников целесообразно применение цветов холодного спектра, для гипотоников – теплых тонов. Для детей с пониженным мышечным тонусом вибрационные движения на мяче (сидя, лежа) предпочтительно выполнять в быстром темпе, с максимальной амплитудой, прерывисто. Упражнения с прокатыванием на мяче вперед‑назад (лежа на спине, животе, боку) следует выполнять так, чтобы верхняя и нижняя половина туловища на мгновение отрывалась от опоры (зависала), создавая условия преодоления силы тяжести звеньев и стимулирования напряженных основных мышечных групп. Упражнения с отягощениями. В качестве отягощений рекомендуется использовать мешочки с песком и рюкзачки, которые наполняются мешочками с песком. Мешочки с песком фиксируются на предплечьях и голенях. Ориентировочно с 3–4 мес вес утяжелителей для рук – 100–110 г, для ног – 150–170 г. С утяжелителями выполняется ходьба на руках (рис. 48) и ногах (рис. 49).
Рис. 48. Ходьба на руках
Рис. 49. Ходьба на ногах
Для укрепления мышечного корсета туловища, развития силовой выносливости используются утяжелители для корпуса – рюкзачки. Упражнения с рюкзачками выполняются в горизонтальном положении (рис. 50, 51). Целесообразно использование утяжелителей во время активного бодрствования ребенка, поощряя любые попытки самостоятельной двигательной активности (рис. 52).
Рис. 50. Удержание корпуса на весу (рюкзачок с грузом за спиной)
Рис. 51. Удержание корпуса на весу (лежа на боку)
Рис. 52. Стимуляция самостоятельной двигательной активности
Криотерапия – включение дозированных местных холодовых воздействий с целью нормализации тонуса скелетной мускулатуры (рекомендуется только для детей, имеющих низкий мышечный тонус). С этой целью используются ледовые аппликации с экспозицией 1–2 мин. При этом лед помещается в целлофановый пакет и прикладывается к крупным мышечным группам – живота, ягодиц, бедер. Систематическое использование криотерапии позволяет повышать общую резистентность детского организма, так как является мощным фактором закаливания. Следует подчеркнуть, что реабилитационные мероприятия желательно проводить на фоне специально подбираемой психотерапевтической музыки, обеспечивающей состояние психоэмоционального комфорта матери и ребенка. Упражнения для коррекции речи включают: массаж головы, биологически активных точек, ушных раковин; упражнения для мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата. Эффективным средством адаптивного физического воспитания детей 1‑го года жизни являются упражнения в воде, которые целесообразно начинать через 2–3 нед после рождения и выполнять сразу в большой ванне, при температуре воды 36–37°C. Упражнения, а также способы оказания ребенку помощи и страховки приведены в ряде публикаций (Малютина В. П., 1973; Фирсов З. П., 1980; Лосева М. Н., 2001 и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.157 (0.012 с.) |