Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее востребованным среди студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, является такое содержание, которое позволяет удовлетворять их потребности по коррекции: состава тела и фигуры (шейпинг, аэробика, гидроаэробика, ритмическая гимнастика и др.); психического состояния (танцевальные упражнения и средства танцевальной терапии, психогимнастические комплексы, двигательные программы, сочетающиеся с ментальным тренингом; элементы двигательной пластики и др.), остроты зрения (гимнастика для глазодвигательных мышц, упражнения на офтальмологических тренажерах и др.). Один из апробированных и подтвердивших свою эффективность вариантов содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию со студентами специальных медицинских групп приведен в работе О. Э. Евсеевой[10] (табл. 3, 4).
Таблица 3. Примерный расчет учебных часов для курса студентов специального (коррекционного) учебного отделения
Таблица 4. Содержание курса для студентов специального учебного отделения
15.2.4. Адаптивное физическое воспитание с лицами пожилого возраста [11]
Роль адаптивной физической культуры в жизни пожилого человека достаточно велика. В отличие от физической культуры адаптивная физическая культура сталкивается с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Это обстоятельство требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по‑другому, адаптации) задач, принципов, средств и методов физической культуры к нуждам данной возрастной категории занимающихся. Людям пожилого возраста для сохранения здоровья и творческого долголетия необходима сбалансированная двигательная активность, учитывающая их психофизические особенности и потребности, направленная на приостановление процессов преждевременного старения. Инволюционные изменения сердечнососудистой системы, опорно‑двигательного аппарата и других систем не позволяют лицам старшего возраста выполнять многие физические упражнения, так как они могут вызвать перенапряжение организма и стать толчком к негативным изменениям в нем. В рамках физической культуры эту проблему решить можно, например, средствами двигательной рекреации, если нет больших отклонений в состоянии здоровья человека. Но, учитывая отрицательное влияние окружающей среды, снижение качества жизни и общего уровня здоровья пенсионеров, данных средств для положительного и стойкого результата, как правило, недостаточно. Поэтому именно адаптивная физическая культура с ее разнообразным арсеналом средств предоставляет возможности для решения проблем, связанных с процессом старения. В этом периоде жизни на первое место выходит оздоровительно‑восстановительная и профилактическая направленность физкультурной деятельности. Кроме того, можно выделить и дополнительные направленности занятий адаптивной физической культурой – развивающую, познавательную, творческую, коммуникативную, поскольку двигательная активность в этом возрасте должна носить комплексный характер и способствовать не только укреплению здоровью, но и облегчать процесс социальной интеграции лиц пожилого возраста.
Основная цель адаптивного физического воспитания в пожилом возрасте – развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, и тем самым способствование продления активного периода жизни за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно‑двигательных характеристик и духовных сил. В самом обобщенном виде задачи адаптивного физического воспитания в пожилом возрасте можно разделить на две группы. Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц пожилого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это в основном коррекционные и профилактические задачи. Вторая группа – образовательные, воспитательные и оздоровительно‑развивающие задачи, наиболее традиционные для физической культуры. Задачи, решаемые в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием с лицами пожилого возраста, должны ставиться исходя из конкретных потребностей пожилого человека. Общими задачами адаптивного физического воспитания в третьем (пожилом) возрасте являются: – удовлетворение биологических потребностей человека в двигательной активности; – противодействие инволюционным процессом; – активизация деятельности организма с помощью движений; – профилактика неблагоприятных воздействий на организм человека; – восстановление сниженных или временно утраченных функций организма; – развитие индивидуальных творческих способностей человека; – создание условий для самопознания, самоутверждения. В некоторых современных исследованиях цели и задачи физкультурной деятельности пожилых объединяются в единый блок, исходя из того, что с возрастом выдвигается необходимость компенсировать появляющиеся недостатки благодаря сохранению кондиционных способностей, улучшению психофизического и социального состояния. Отсюда можно выделить следующие цели или задачи: – сохранение и развитие психических способностей, прежде всего интеллектуальных; – удовлетворение потребностей в двигательной активности; – расширение социальных контактов; – обеспечение досуга, хобби; – удовлетворение имеющихся желаний (общения, избавления от вредных привычек, улучшения телосложения и др.); – сохранение чувства собственного достоинства. Четкое понимание целевых установок является непременным условием эффективности физкультурной деятельности пенсионеров. Поэтому особое значение приобретают целеформирующие факторы: – внутренние: личностные потребности, мотивация, интересы, убеждения, «моторные задатки» и др.; – внешние: разработанная методика занятий, соответствующая возрасту и психофизическому состоянию занимающихся; жилищные условия; финансовое состояние; социальное положение и др. В целом же задачи, решаемые в процессе занятий по адаптивному физическому воспитанию с лицами пожилого возраста, очень разнообразны и сводятся к следующему: – обеспечение оптимального уровня двигательной активности в целях сохранения, укрепления, восстановления здоровья и поддержания необходимого уровня дееспособности организма; – поддержание определенного уровня развития и совершенствования двигательных способностей; – совершенствование практических знаний, умений, навыков в области движения, управления своим телом и применение их в жизни; – обучение рациональному использованию средств физической культуры в личном быту и в режиме трудовой деятельности, приобретение некоторых жизненно необходимых навыков; – получение знаний, умений и навыков самостоятельных занятий физической культурой и способов самоконтроля; – расширение и углубление знаний в области гигиены, медицины, оздоровительной физической культуры; – приобретение знаний о заложенных природой возможностях человека; – воспитание у занимающихся стремления к здоровому образу жизни и самосовершенствованию; – формирование предоставления о своем здоровье как личном и общем достоянии; – формирование потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями; – содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию созидательных свойств личности; – содействие раскрытию творческих способностей и умения широко мыслить; – расширение кругозора и круга общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.55.29 (0.007 с.) |