Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционная модель соревновательной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Главная цель и конечный результат занятий адаптивным спортом – социализация инвалидов и людей с нарушениями в состоянии здоровья. Исходя из этого, организаторы паралимпийских и сурдлимпийских спортивных мероприятий, а также спортивных мероприятий для людей с нарушениями интеллекта по версии INAS‑FID выдвигают условие использования той же модели (системы) соревнований, которую используют здоровые спортсмены как на крупнейших международных соревнованиях – Олимпийских играх, первенствах, чемпионатах и кубках мира, так и на региональных и национальных соревнованиях различного уровня. Именно в данном случае (по традиционной модели соревнований) происходит реальное включение человека с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества, усвоение опыта этой жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций. В то же время для организаторов паралимпийского движения принципиальны вопросы, актуальные для здоровых спортсменов: использование тех же спортивных сооружений, мест проживания спортсменов‑инвалидов (Олимпийская деревня, преобразующаяся в этом случае в Паралимпийскую), питания, получения медицинской помощи, проведения досуга; участие в торжественных церемониях награждения победителей с поднятием флага страны, открытия и закрытия игр и т. д. Более того, ставится вопрос о совмещении по времени Олимпийских и Паралимпийских игр (в настоящее время их проводят поочередно – вначале Олимпийские, а через две‑три недели – Паралимпийские игры). В этой связи назовем модель (систему) соревновательной деятельности, используемую в настоящее время здоровыми спортсменами, традиционной моделью соревнований. Каковы же отличительные черты этой модели? В учебнике по теории и методике физической культуры Ю. Ф. Курамшин (2003) выделяет следующие составные части любого соревнования: – спортсмены – соперники; – предмет соревнований (совокупность действий соперников, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избранном виде спорта); – судейство (правила соревнований, нормы, критерии и метод определения призовых мест и др.); – средства и службы обеспечения соревновательной деятельности; – болельщики и зрители; – рейтинг участников состязаний, т. е. распределение на основе показанных спортивных результатов в порядке – от лучшего к худшему.
Выделим наиболее важные аспекты, характеризующие традиционную модель соревновательной деятельности. Начнем с тех из них, которые касаются процессуальной стороны соревнований. • Во‑первых, в любом соревновании главное – определить победителя (чемпиона) и призеров, занявших второе и третье места. В любом виде спорта принципиально важно определить лучшего спортсмена или команду, расставить по местам призеров состязаний. Даже в том случае, когда они показали одинаковый результат, вводятся дополнительные критерии, показатели для выявления победителя. Например, при равенстве очков, набранных командами в соревнованиях по футболу, учитывается разница забитых и пропущенных голов, результаты игр между этими командами либо при ничейном результате назначается дополнительная встреча, предусматривающая серию пенальти, в результате которой определяется победитель. В легкой атлетике используются точные технические способы оценки результата, например: фотофиниш в беге, номер попытки достижения лучшего результата в прыжках в высоту или длину. Ситуации, когда спортсмены демонстрируют абсолютно одинаковые результаты и соответственно получают медали одинакового достоинства, считаются исключительными и, как правило, нежелательны. • Во‑вторых, важнейшая функция соревнований – это регистрация рекорда, абсолютно лучшего результата вообще или регионального, национального, данных соревнований и других уровней. Это предъявляет повышенные требования к средствам и службам обеспечения соревнований (например, требования к точности, регистрирующей результат аппаратуры, требования определения скорости ветра в некоторых легкоатлетических дисциплинах и др.). • В‑третьих, традиционная система соревнований предусматривает обязательное распределение (ранжирование) каждого участника на основе показанных спортивных результатов – от лучшего к худшему. Таким образом, традиционная модель соревнований определяет не только победителя – лучшего, но и проигравших – худших. Рассматривая экономический аспект традиционной модели, стоит отметить ставшие сегодня нормой взносы за участие спортсменов в соревнованиях и выплаты, которые они получают за победу на крупных международных соревнованиях, включая занятие второго и третьего места. В некоторых видах спорта – это прямые выплаты, которые осуществляют организаторы соревнований (так называемый призовой фонд). За победу на Олимпийских и Паралимпийских играх, например, российские спортсмены получают материальное вознаграждение от Правительства Российской Федерации и дополнительно от органов государственной власти регионов, которые они представляют. Также предусмотрено крупное материальное вознаграждение за установление мирового рекорда. Спортсмены сборных команд России как по олимпийским, так и по паралимпийским видам спорта получают Президентские стипендии; узаконен статус спортсмена‑профессионала и т. д. Существуют и косвенные источники материального стимулирования чемпионов и призеров крупнейших международных соревнований – участие за соответствующее вознаграждение в рекламных акциях по представлению различных спортивных товаров, косметики, биологически активных добавок и т. п. Не менее важен и аспект социальной оценки достижений спортсменов: им присваивают спортивные звания (например, заслуженный мастер спорта России, а тренерам – заслуженный тренер России), правительственные награды; включают в различные почетные организации и т. п. Существующая традиционная модель соревнований нередко подвергается критике за ее «жесткий» принцип ранжирования спортсменов, разделение их на победителей и проигравших, чрезмерную коммерциализацию и др. (Пономарчук В. А., Аяшев О. А., 1991; Столяров В. И., 1997–2003 и др.) Вместо нее предлагаются более «мягкие» модели спортивной деятельности: проект «СпАрт» (Столяров В. И., 1997 и др.); программа культурно‑спортивной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности (Губарева Т. И., 2000); «мягкие игры» (Юнгк К., 1997); игры и спорт, основанные на сотрудничестве (Орлик Т., 1997), и др. Однако модель соревнований и действующая система спорта – социальные феномены, которые отражают существующие социально‑экономические особенности всего общества. А в системе рыночных отношений вряд ли можно ожидать резких изменений традиционной модели соревнований, особенно среди здоровых спортсменов. Таким образом, традиционная модель соревновательной деятельности, существующая в настоящее время в спорте здоровых спортсменов, полностью используется спортсменами‑инвалидами в рамках паралимпийского, сурдлимпийского движений и программы работы с людьми, имеющими поражения интеллекта, которая осуществляется INAS‑FID. Даже имеющее принципиальное значение, особенно для паралимпийских видов спорта, медицинская и спортивно‑функциональная классификация не меняет существа этой модели. После распределения спортсменов‑инвалидов на классы, уравнивающие их возможности в борьбе за победу, в силу вступает традиционная модель соревновательной деятельности с определением победителей и проигравших, ранжированием участников состязаний, фиксацией рекордов и соответствующей социальной оценкой спортивных результатов и достижений спортсменов. Сама же процедура классифицирования спортсменов‑инвалидов на функциональные группы (классы) рассматривается в качестве аналога распределения здоровых спортсменов, например, на весовые категории, которые применяются в борьбе, боксе, тяжелой атлетике и некоторых других видах спорта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.69 (0.009 с.) |