Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спартианская программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации

Поиск

 

Большие возможности для организации адаптивной двигательной рекреации имеет спартианская программа культурно‑спортивной работы с инвалидами, разработанная Т. И. Губаревой (2000)[27] под руководством профессора В. И. Столярова. Суть данной программы состоит в новой системе проведения состязаний между людьми, сопоставлении их способностей и оценке результатов этих состязаний.

Особенности спартианской программы непосредственно связаны с особенностями более широкого проекта «СпАрт», на идеях которого она базируется.

Первая особенность программы, как и вообще проекта «СпАрт», состоит в том, что предусматривается принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т. д.

При разработке проекта, а на его основе и программы учитывались два важных и уже отмеченных выше положения:

1) эффект влияния спорта на личность в первую очередь зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и др.), кто участвует в соревнованиях и т. д., т. е. от формы (модели) организации спортивных соревнований;

2) используемая на практике модель организации соревнований, в том числе и особенно для лиц с ограниченными возможностями, в недостаточной степени способствует социальной реабилитации и интеграции этих лиц, не позволяет в полной мере использовать гуманистический культурный потенциал спорта, не обеспечивает целостное, интегративное гуманистическое воздействие на личность, к тому же может негативно влиять на личность и отношения между людьми.

Поэтому в качестве центральной базы была поставлена задача – найти такую новую, более «мягкую», гуманистически ориентированную модель организации спортивных соревнований, которая:

– в большей степени учитывает физическое и психическое состояние лиц с ограниченными возможностями, содействует их социальной реабилитации и интеграции;

– выступает как привлекательная для участников (особенно для детей и подростков) форма игры, развлечения, позволяющая им активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми;

 

– является соревновательной, предусматривает соревнование участников, но вместе с тем ориентирует их на сотрудничество, единение, формирует стремление к высоконравственному, рыцарскому поведению, красоте действий и поступков, препятствует желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма и др.;

– ориентирует участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в различных видах творческой деятельности (спорте, искусстве, техническом творчестве и др.);

– создает такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя «победителем»;

– содействует сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры. Центральным элементом спартианской программы и является новая, уникальная модель спорта – Спартианские игры.

Название этих игр – «спартианские» (другие возможные названия: игры «СпАрт», «Турнир рыцарей СпАрта», «Спартианская семья» и др.) – связано не с именем древнегреческого города Спарта, как нередко полагают, а с указанным выше словом «СпАрт».

По всем важнейшим параметрам – по своей программе, по системе определения победителей, по составу участников и др. – Спартианские игры являются альтернативными по отношению к традиционной «жесткой» модели спорта, существенно отличаются от других соревнований, турниров, фестивалей, игр.

В программе Игр:

– соревнования и конкурсы, предполагающие необычное сочетание спорта, искусства и других видов духовно‑творческой деятельности;

– соревнования, в которых надо «победить» себя, а не других;

– игры, в которых нет разделения участников на победителей и проигравших, ценится сотрудничество, юмор, творчество.

 

При определении победителей (лауреатов) Игр учитывается не только физическое совершенство участников, их спортивное и художественное мастерство, творческие и интеллектуальные способности, знания, красноречие, но также нравственные и эстетические аспекты поведения.

Спартианские игры – демократичные и гуманные соревнования, в которых совместно участвуют и на равных соревнуются:

– дети (начиная с 6 лет) и взрослые;

– лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений;

– лица разного пола;

– люди, увлекающиеся и активно занимающиеся различными видами творческой деятельности (наукой, искусством, спортом, техническим творчеством и др.).

 

Вторая особенность спартианской программы – ее ярко выраженный комплексный характер.

Чтобы придать большее значение новой модели организации и проведения соревнований, в данной программе в целях повышения культурной, духовно‑нравственной ценности спорта предусматривается целый комплекс и других направлений, форм и методов работы, в том числе:

– организация новой системы образования и подготовки к соревнованиям на базе создания спартианских клубов, школ, игротек, игровых спартианских лагерей и др.; постановка и решение в ходе этой подготовки задач, связанных не только с повышением уровня физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся, но также с формированием и развитием у них интеллектуальных, художественных, творческих способностей, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры речи и общения, и т. д.;

– разработка и пропаганда определенного духовно‑нравственного кодекса поведения (Спартианского кодекса чести);

– новые формы культурно‑спортивной работы в рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения «СпАрт» – спартианского движения;

– использование в рамках этого движения специально разработанной системы наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов в различных сферах творческой деятельности и др.;

– изменение характера и уровня подготовленности специалистов и др.

Уже из этого перечисления основных направлений, форм и методов, предусматриваемых спартианской программой, видно, что она, предполагая активизацию просветительской (информационной, разъяснительной) работы в целях повышения духовно‑нравственной ценности спорта, основной акцент делает на иных направлениях деятельности. Учитывается, что основная причина слабой ориентации спортсменов на принципы «честной игры», идеал гармонично развитого атлета коренится не в слабой просветительской работе, а прежде всего в отсутствие существенных реальных стимулов, которые формировали бы у них эту ориентацию.

В связи с этим основное внимание программа уделяет созданию реальных условий и стимулов, которые побуждают участников соревнований к благородному, рыцарскому поведению в спорте, разностороннему и гармоничному развитию.

Комплексный характер спартианской программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально‑педагогическую деятельность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально‑педагогического воздействия на человека для решения широкого круга социально‑культурных задач. При этом особое значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи.

Третья особенность спартианской программы состоит в том, что она ориентирована не на какой‑то узкий круг лиц с ограниченными возможностями, а на всех представителей этой социальной группы. Более того, она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т. д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и др.).

Такова самая общая характеристика спартианской программы культурно‑спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, как программы гуманизации спорта этих лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.128 (0.025 с.)