Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 19. Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия и принципы классификации в адаптивном спорте
Проблема классификации занимающихся адаптивным спортом атлетов – одна из важнейших в этом виде деятельности, принципиально влияющая на спортивный результат и, самое главное, на место, которое займет тот или иной участник в иерархии мест конкретного соревнования в своем спортивно‑функциональном классе. Другими словами, ошибки лиц, осуществляющих классифицирование спортсменов, могут привести к несправедливому выигрышу или, наоборот, проигрышу состязаний, потере медали того или иного достоинства. Необходимо констатировать, что существующие в настоящее время в адаптивном спорте классификации нельзя признать совершенными и окончательно разработанными, многие вопросы требуют более глубокого обоснования. Например, можно расширить рамки возрастной группы или отдельных спортсменов включить в дивизионы вне зависимости от возрастной группы для их участия в соревнованиях любого масштаба и уровня. Прежде всего, уточним термин «классификация», являющийся, по сути, многозначным, что свойственно многим словам обычного естественного языка (Яхонтов Е. Р., 2002). Итак, классификация – это, во‑первых, логическая операция, состоящая в разделении всего изучаемого множества предметов или явлений по обнаруженным сходствам и различиям на отдельные группы, или подчиненные множества, называемые классами, и, во‑вторых, – система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой‑либо области знания или деятельности человека. В первом случае термин подразумевает классификацию – процесс (классифицирование), метод исследования, во‑втором – классификацию – результат (продукт классифицирования). Под классификацией спортсменов в адаптивном спорте будем понимать и непосредственно процесс разделения спортсменов на те или иные группы, классы, дивизионы и т. п. и, собственно, результат этого разделения, т. е. каким‑то образом (прежде всего юридически) закрепленные группы, классы, дивизионы. Важнейшим этапом и условием процесса классификации является выделение основания деления (разделения) или классификационного признака, с помощью которого расчленяется объем общего понятия на частные объемы. Для исключения ошибок при классифицировании необходимо руководствоваться правилами, изложенными в учебниках по логике. Вот наиболее важные из них: – каждое деление должно производиться по одному и тому же основанию (классификационному признаку), – члены деления должны взаимно исключить друг друга; – объем всех членов деления должен равняться объему делимого понятия и др.
Сложные объекты и явления действительности, структура которых многообразна, как правило, не могут быть классифицированы с помощью одного основания деления (классификационного признака). В этом случае используются сложные основания деления, включающие несколько признаков. Именно таким сложнейшим объектом являются спортсмены, в том числе занимающиеся адаптивным спортом (паралимпийским, сурдлимпийским, специальным олимпийским). Разделить их на группы, классы, дивизионы и др. исходя из одного классифицированного признака (основания деления) невозможно. Поэтому используется сложное основание деления, состоящее из нескольких признаков. Выбор в качестве приоритетных тех или иных классификационных признаков, положенных в основу деления спортсменов, и составляет принципиальные различия международного и национального (российского) подхода к этому процессу. В настоящее время именно человек, со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных и культурных явлений. При этом человек, его здоровье, культура, образование, личностные качества рассматриваются как цель, результат, смысл преобразования природы и общества. Такая парадигма развития человека и общества, принятая в международном сообществе, не могла не привести к тому, чтобы в качестве основных, главных классификационных признаков при разделении спортсменов на группы, классы, дивизионы были выбраны признаки, раскрывающие особенности самого спортсмена. К таким особенностям человека (спортсмена) – классификационным признакам – относятся: пол, возраст, вес, наличие и тяжесть поражения или наличие оставшихся функциональных возможностей и др. При этом особенности обычного (здорового) спортсмена (пол, возраст, масса тела) становятся частным случаем более сложного объекта, которым является спортсмен с отклонениями в состоянии здоровья и который, помимо выделенных признаков, проходит классификацию и по такому признаку, как наличие и тяжесть (степень) поражения, или в более оптимистическом представлении – степени оставшихся функциональных возможностей. Безусловно, выделенное сложное основание деления спортсменов не может не использоваться и, разумеется, используется в нашей стране – без этого в принципе не может существовать адаптивный спорт. Однако об этом знают только специалисты и тренеры, работающие в адаптивном спорте, а система организации процедур классификации, подготовка соответствующих специалистов – классификаторов, их лицензирование в международных спортивных организациях инвалидов и т. д., и т. п. находятся в самом начале пути своего развития. Вместе с тем в нашей стране мало тех, кто не знает, что означает понятие «мастер спорта России» или «перворазрядник». Практически все, кто хоть что‑то знает о спорте, слышали о ЕВСК – Единой Всероссийской (а ранее Всесоюзной) спортивной классификации, составляющей до настоящего времени основу, каркас системы подготовки высококвалифицированных спортсменов в нашей стране. Основанием деления спортсменов на классы в этом случае является демонстрируемый ими уровень спортивного мастерства. В Российской Федерации за выполнение спортсменами требований и норм ЕВСК присваиваются спортивные звания и спортивные разряды в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 04.12.2007 г. № 329‑ФЗ). В большинстве видов спорта и (или) их спортивных дисциплин спортивная классификационная «лестница» насчитывает девять ступенек – три юношеских разряда (III, II, I), четыре взрослых разряда (III, II, I и кандидат в мастера спорта России) и два спортивных звания (мастер спорта России и мастер спорта России международного класса). Продолжая аллегорическое сравнение, можно сказать, что высота «ступенек» данной классификационной «лестницы», угол ее наклона напрямую зависят от уровня мирового рекорда, узаконенного муниципального возраста начала занятий в том или ином виде спорта, а также от целого ряда других факторов и прежде всего от уровня развития как общей теории и методики спорта, так и ее отдельных видов. В данной главе будут представлены действующие в настоящее время классификации. Однако прежде чем приступить к их рассмотрению, стоит остановиться на принципах классификации в адаптивном спорте. К наиболее значимым принципам классификации спортсменов‑инвалидов относятся: – максимально возможное уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса, т. е. осуществление их подбора в один класс с примерно одинаковыми функциональными ограничениями или, по‑другому, с равными функциональными возможностями (принцип справедливости); – максимальный охват людей (как мужчин, так и женщин) с различными видами патологии и степенью тяжести (принцип максимального вовлечения); – периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера (принцип постоянного уточнения).
В спортивных играх принципы справедливости и максимального вовлечения выступают основанием для требования одновременного участия в состязании инвалидов с различной степенью тяжести поражений в тех видах адаптивного спорта, где учитывается тяжесть поражения.
Виды классификаций
В адаптивном спорте используют три вида классификации. Из множества названий видов автору представляются наиболее точными по смыслу следующие: – медицинская; – спортивно‑функциональная; – гандикапная.
Согласно медицинской классификации, людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) распределяют на классы (группы) или выделяют их в отдельный класс (группу) исходя из наличия у них оставшихся структурных и (или) функциональных возможностей или исходя из степени (тяжести) поражения. Распределение на классы или выделение в отдельный класс осуществляют именно по медицинским критериям без учета специфики самой спортивной деятельности. В паралимпийском движении используют спортивно‑функциональную классификацию, которая предусматривает распределение спортсменов на классы, исходя из особенностей конкретного вида адаптивного спорта, специфики его соревновательной деятельности, но с учетом предшествующей ей медицинской классификации. Другими словами, формируют классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта с опорой на показатели медицинской классификации. На соревнованиях, проводящихся по программе паралимпийского движения, в рамках сформированных классов разыгрывают медали с фиксацией рекордов различного уровня, осуществляют процедуру ранжирования спортсменов – от лучшего (победителя) до худшего. От грамотной классификации будет зависеть результат спортсмена в том или ином виде соревновательной деятельности, его ранг в классе, спортивные достижения в целом и их социальная оценка. Поэтому спортивно‑функциональная классификация в паралимпийских видах спорта играет роль основной, а медицинская – дополнительной, или вспомогательной. Медицинскую и спортивно‑функциональную классификации, используемые в адаптивном спорте, уместно сравнить с двумя видами классификаций состояний человека, разработанных ВОЗ: 1. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10‑й пересмотр (Международная классификация болезней 10‑го пересмотра – МКБ‑10), определяющая этиологическую структуру болезней (болезни, расстройств, травмы и т. п.). 2. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (Международная классификация функционирования – МКФ), дающая характеристику функционирования и ограничений жизнедеятельности, связанных с изменениями здоровья. Между МКБ‑10 и МКФ (так же, как и между медицинской и спортивно‑функциональной классификациями) существуют частичные совпадения. Обе классификации начинаются с систем организма. Нарушения в МКБ‑10 относятся к структурам и функциям организма, которые обычно составляют «процесс болезни», и в связи с этим используются в качестве факторов, формирующих «болезнь», или иногда как причины для обращения за медицинской помощью, в то время как в МКФ они рассматриваются как проблемы функций и структур организма, связанных с изменением здоровья. Совместное использование классификаций МКБ‑10 и МКФ, равно как и медицинской, и спортивно‑функциональной, повышает достоверность информации. Необходимо отметить, что совместное использование медицинской и спортивно‑функциональной классификаций является реалиями сегодняшнего дня. Рассмотрим основные направления развития классификации спортсменов‑паралимпийцев. В первые годы паралимпийского движения классификация лиц, особенно с ПОДА, проводилась на медицинской основе. В ней были выделены отдельные классы для людей с травмами спинного мозга (8 классов), отдельно для людей с ампутациями (9 классов), отдельно для людей с неврологическими заболеваниями (8 классов) и другими ортопедическими состояниями (6 классов). Если учесть наличие трех классов спортсменов с поражением зрения (Bl, В2, ВЗ), а также по одному классу в спорте ЛИН и глухих, то получим 36 классов спортсменов, занимающихся адаптивным спортом. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с медицинской классификацией у спортсмена был один спортивный класс во всех видах спорта, установленный на основании его диагноза. Однако дальнейшее развитие паралимпийского движения, вовлечение в него все большего числа спортсменов с самыми разными диагнозами, расширение перечня допустимых диагнозов требовали постоянного увеличения числа классов, что приводило к увеличению трудоемкости и затратности проведения соревнований. Кроме того, при большом количестве классов была низкая конкуренция внутри классов, что делало легкодоступным завоевание медалей и установление рекордов мира. Указанные факторы потребовали разработки принципиально нового подхода к классификации спортсменов в адаптивном спорте, вследствие чего и была создана функциональная система классификации. Она позволила сократить общее число классов и объединить в рамки одного класса спортсменов с разными диагнозами, но с одинаковыми функциональными возможностями по конкретным видам спорта. Таким образом, именно функциональные возможности спортсмена стали основанием для распределения их на классы. Функциональная классификация зависит не только от вида и тяжести поражения спортсмена, но и от особенностей вида спорта. Поэтому в каждом конкретном виде спорта каждому спортсмену устанавливается отдельный спортивный класс. В настоящее время паралимпийские виды спорта лиц с ПОДА применяют функциональную систему классификации, а виды спорта слепых и ЛИН используют систему классификации, основанную на медицинских показателях. По такой же системе, основанной на медицинских показателях, строится и классификация глухих спортсменов, которые не участвуют в Паралимпийских играх, но составляют значительную часть адаптивного спорта. С целью стандартизации принципов и методов проведения классификации МПК в 2007 г. был принят Классификационный кодекс МПК, который вступил в действие в 2009 г. Кодекс является основным регламентирующим документом в области классификации спортсменов во всех видах спорта паралимпийского движения. В соответствии с Классификационным кодексом МПК каждая международная федерация по виду спорта должна разработать и иметь свои собственные классификационные правила, в которых должны быть четко определены критерии годности для участия в данном виде спорта на основе специфических задач, необходимых для соревновательной деятельности по виду спорта. Как следствие, спортсмен с одним и тем же поражением может соответствовать критериям годности для одного вида спорта, но не иметь право соревноваться в другом виде спорта. Необходимо напомнить, что под понятие «международная федерация по виду спорта», о которой говорится в Классификационном кодексе МПК, попадает четыре вида международных организаций, имеющих неоднозначные субординационные и координационные взаимоотношения. К ним относятся: • МПК (IPC); • международные федерации, объединяющие спортсменов конкретных нозологических групп (CP‑ISRA, IWAS, IBSA, INAS); • международные федерации по конкретным видам паралимпийского спорта (IWBF, IFDC, WOVD и др.); • международные федерации по видам спорта для здоровых спортсменов (по стрельбе из лука – FITA; конному спорту – FEI; гребле – FISA; настольному теннису – ITTF; керлингу – WCF; теннису – ITF; велоспорту – USI и др.).
Данное обстоятельство затрудняет сохранение единого (универсального) подхода к учету специфики конкретных поражений спортсменов. Для уменьшения возможных субъективных разбросов в трактовке тех или иных поражений спортсменов МПК принял определенные меры. Так, в 2013 г. МПК утвердил 10 типов поражений, при наличии которых спортсмен имеет право принимать участие в соревнованиях по паралимпийским видам спорта. Каждая международная федерация уполномочена самостоятельно определять: какие из этих 10 типов поражений считать допустимыми в данном виде спорта. В некоторых видах спорта представлены все типы поражений (например, плавании, легкой атлетике), другие виды спорта ограничились одним или несколькими типами поражений (голбол, бочче). Терминология типов поражений принята в полном соответствии с МКФ ВОЗ (ВОЗ, Женева, 2001). Таким образом, для того, чтобы быть годным к участию в соревнованиях по паралимпийским видам спорта, спортсмен должен иметь первичное «допустимое» поражение, приводящее к постоянному и могущему быть доказанным ограничению физической активности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.43 (0.012 с.) |