Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ранее была сформулирована основная цель адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) – формирование у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни. С точки зрения государственной политики, главная цель адаптивного воспитания состоит в максимально возможной коррекции основного дефекта путем применения, начиная с момента его обнаружения (в ряде случаев – с момента рождения ребенка), средств и методов адаптивной физической культуры для подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к жизни и доступной образовательной и профессиональной деятельности. Конкретизация цели адаптивного физического воспитания позволяет определить иерархию и приоритетность задач данного вида адаптивной физической культуры: – коррекция основного дефекта занимающегося путем обеспечения его рациональной двигательной деятельностью, применения физических методов воздействия (холода, тепла, сенсорных раздражителей и др.), психологических способов активизации сознания; – коррекция сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом; – компенсация наличных возможностей инвалида и человека с отклонениями в состоянии здоровья путем развития, сохранения и использования в новом качестве сохранных телесно‑двигательных характеристик для снижения отрицательного влияния на жизнедеятельность человека основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений; – профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; – обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам; – развитие и совершенствование физических и психических качеств и способностей занимающихся; – воспитание свойств личности. Таким образом, приоритетные задачи адаптивного физического воспитания – коррекционные, компенсаторные и профилактические – решаются в процессе решения традиционных для физического воспитания задач: образовательных, гигиенически развивающих и воспитательных. Применительно к содержанию деятельности педагогов по адаптивному физическому воспитанию все задачи можно классифицировать по направленности этого содержания. К первой группе будут отнесены задачи формирования знаний, умений, навыков и компетенций общекультурного плана, направленных на приобщение занимающихся к общекультурным ценностям данного вида культуры и соблюдению норм и философии здорового образа жизни. Ко второй группе задач необходимо отнести создание условий для планомерной и целенаправленной подготовки занимающихся к жизни в обществе и профессиональному самоопределению (задачи формирования жизненной компетентности) в контексте средств и методов адаптивной физической культуры. Выделение данных групп задач в адаптивной физической культуре предполагает определение для каждого вида специальных (коррекционных) учреждений оптимального соотношения собственно образовательных программ (нормы образованности) и программ формирования жизненной компетентности (нормы жизненной компетентности) и на этой основе – разработку новых программ (программ нового поколения) по адаптивному физическому воспитанию. Поэтому в настоящих условиях учителя, педагоги, воспитатели, инструкторы‑методисты адаптивной физической культуры, работающие в системе адаптивного физического воспитания, должны знать и использовать на занятиях (уроках): – шкалы развития и проявления жизненной компетенции в возрастном аспекте (навыков самообслуживания, пространственно‑временно́й ориентировки, социально‑бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в обществе, жизненного кругозора, жизненного и профессионального самоопределения, социальной мобильности и др.); – способы оценки в рамках материала по своей дисциплине уровня достижений по каждой из указанных выше шкал жизненной компетентности; – разделы программ по адаптивному физическому воспитанию, в рамках которых можно целенаправленно формировать жизненную компетентность у разных категорий детей; – новые компоненты действующих программ, с помощью которых возможно более эффективное формирование жизненной компетентности для разных нозологических групп детей с отклонениями в развитии; – условия (в том числе нетрадиционные) для внедрения программ целенаправленного формирования жизненной компетентности. В соответствии с уже упоминавшейся концепцией реформирования системы специального образования, основным направлением этого реформирования является структурная перестройка, в соответствии с которой значительно возрастает роль адаптивного физического воспитания. Суть структурной перестройки заключается в расширении целостной системы обязательной дошкольной коррекционной психолого‑педагогической (а не только медицинской! – С. П. Евсеев) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. А это, в свою очередь, предусматривает формирование государственной системы раннего выявления и ранней психолого‑педагогической коррекции отклонений в развитии: – создание единой обязательной государственной системы раннего выявления детей (с первых месяцев жизни) с подозрениями на отклонения в развитии [на основе учреждений детского здравоохранения и психолого‑медико‑педагогических комиссий (консультаций), диагностических и реабилитационных центров системы образования]; – разработка системы ранней дифференцированной психолого‑медико‑педагогической диагностики особых образовательных потребностей каждого ребенка и создание индивидуализированных комплексных программ реабилитации начиная с первых месяцев жизни; – создание государственной системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии и системы организованной помощи семье. По существу, данная концепция констатирует недостаточность только медицинской помощи (фармакологической, хирургической, мануальной, применения массажа и т. п.) детям в первые месяцы жизни и подчеркивает необходимость создания особых психолого‑педагогических условий, стимулирующих познавательную двигательную активность детей за счет привлечения специально подобранных раздражителей, адресованных к сохранным сенсорным системам, или увеличения силы раздражителя, если он предназначен для пораженных дефектом анализаторов. Отсюда и очевидное увеличение значения адаптивного физического воспитания: чем чаще и целенаправленнее стимулируются с помощью специально подобранных приемов, физических воздействий (особенно водной среды) сенсорные и двигательные «окончания мозга», тем интенсивнее происходит процесс его развития и роста. Движения, формирующиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют стимуляции психомоторного развития ребенка (Журба Л. Т., Мастюкова Е. Н., 1981; Лич П., 1993). С первых месяцев жизни основу двигательной активности ребенка составляют врожденные двигательные реакции (рефлексы). Отсутствие или ослабление (в том числе и в связи с наличием какого‑либо дефекта) врожденных рефлексов характеризуют неврологическое неблагополучие, невозможность «запуска» и характерное для конкретного возрастного периода развитие физических и интеллектуальных способностей малыша. Отсюда и возникают всевозможные задержки психического и физического развития, которые впоследствии приводят ребенка в систему специального образования. В завершение подчеркнем, что разработка системы адаптивного физического воспитания для детей, формирование «искусственной образовательной среды», стимулирующей их двигательную активность начиная с первых месяцев жизни, а также дошкольного возраста, – перспективнейшее и актуальнейшее направление этого вида адаптивной физической культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.221 (0.009 с.) |