Принцип единства и взаимосвязи тренировочного процесса и соревновательной деятельности с вне тренировочными факторами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип единства и взаимосвязи тренировочного процесса и соревновательной деятельности с вне тренировочными факторами



 

Этот принцип, введенный В. Н. Платоновым (2013), предполагает учет возможностей роста спортивных достижений за счет:

– применения средств восстановления и стимуляции работоспособности спортсмена;

– использования специальных диет, соответствующих специфике вида спорта и особенностям подготовки спортсмена;

– использования среднегорной, высокогорной и искусственной гипоксической тренировки;

– преодоления нарушения циркадных ритмов вследствие дальних перелетов к местам подготовки и соревнований;

– применения высокоточной диагностической аппаратуры, эффективного тренажерного оборудования.

Принцип взаимосвязи процесса подготовки с профилактикой травматизма и заболеваний содержит определение сути в своем наименовании. Реализация этого принципа предусматривает профилактику травматизма и профессиональных заболеваний за счет совершенствования естественных средств и методов спортивной подготовки.

Для этого необходимо улучшить:

– материально‑техническое и организационное обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;

– учет погодных, климатических и географических условий мест тренировки и соревнований;

– регулярный контроль за протеканием реакций срочной, текущей и долговременной адаптации как ответа на тренировочные и соревновательные нагрузки и коррекцию тренировочного процесса и ряд других сторон подготовки спортсмена.

 

Социальные принципы

 

Принцип гуманистической направленности адаптивной физической культуры ориентирует на использование в работе личностно‑ориентированной гуманистической аксиологической концепции отношения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья и прежде всего к наиболее сложной их категории – к инвалидам.

В основе данной концепции лежат такие подлинно гуманистические ценности, как признание самоценности личности человека независимо от состояния его здоровья, утверждение приоритета личности над интересами общества (Губарева Т. Н., 1999; Столяров В. И., 2014). Что же касается принципа гуманистической направленности, то он предполагает преодоление не на словах, а на деле аксиологической концепции отношения общества к данной категории граждан, получившей наименование концепция «инвалидизма», которая, по существу, означает их социальное притеснение, а иногда и дискриминацию.

Сложность преодоления данной аксиологической концепции состоит в том, что она в большей части неосознанно, в противовес гуманным декларациям, все‑таки пока доминирует в массовом сознании граждан нашей страны и очень часто является определяющей при принятии конкретных управленческих решений относительно жизнедеятельности инвалидов и других групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья и прежде всего в социальной сфере (Евсеев С. П., Томилова М. В., Евсеева О. Э., 2013).

Применительно к адаптивной физической культуре принцип гуманистической направленности означает:

– создание равноправных условий на занятиях физическими упражнениями; признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных способностей, отставания в развитии, характерологических особенностей;

– сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического, духовного развития и саморазвития личности;

– свободу выбора доступных форм двигательной активности в процессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в коллективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях, ориентирующих на здоровый образ жизни (Шапкова Л. В., 2003, 2005).

Принцип непрерывности физкультурного образования предполагает целесообразность и необходимость занятий физическими упражнениями в течение всей жизни. Это касается всех без исключения людей, но именно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и особенно для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализация этого принципа является жизненно необходимой.

Безусловно, для того чтобы естественная потребность в движении вошла в ценностную концепцию жизни каждого человека, необходимо определенное образование, обучение, воспитание. Однако для более точного отображения смысла, заложенного в данном принципе, его наименование предлагается изменить и рассматривать как принцип обязательности занятий физическими упражнениями в течение всей жизни. Разумеется, здесь имеются в виду занятия в самых разнообразных формах, начиная от урочных, групповых и до самостоятельных.

Что же касается непрерывности именно физкультурного образования, то следует подчеркнуть, что оно преимущественно должно осуществляться в системе общего и профессионального образования, т. е. в школе и вузе.

К сожалению, формулировка названий принципов «социализация» и «интеграция» практически не содержит в себе никаких установок к действию, а лишь называет важнейшие социальные явления. Кроме того, при рассмотрении этих принципов не показываются проблемные вопросы, негативные явления, присущие этим процессам.

Адаптивная физическая культура занимает одно из приоритетных мест в социализации – процессе освоения личностью социально‑культурного опыта, подготовки к жизни в обществе, активного участия в различных видах полезной деятельности, формирования системы ценностей, знаний, умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения (Шапкова Л. В., 2003, 2005).

Однако сегодня стало понятным, что, обладая мощным социализирующим и воспитательным потенциалом, адаптивная физическая культура (и особенно некоторые ее виды) может усиливать как положительные, так и отрицательные влияния социализации на личность человека (и особенно ребенка).

В частности, в процессе социализации осуществляется стихийное и не всегда в полной мере контролируемое сознанием или даже спонтанное усвоение ребенком (юношей, взрослым) доминирующих ценностей и норм поведения того или иного исторического периода, той или иной конкретной социальной группы – так называемая социальная типизация личности. Кроме того, в процессе социализации наблюдаются и тенденции к индивидуализации – стремление каждого человека проявить свою личностную уникальность, неповторимость.

Данные объективные особенности процесса социализации накладывают свой отпечаток на личность человека, занимающегося адаптивной физической культурой и, особенно, адаптивным спортом. В последние годы все чаще раздаются утверждения о том, что в «новой реальности постмодерна спорт радикально меняет свое социокультурное значение». Главным в спорте становится не воспитание, а зрелищность; не участие, а конкретный результат; не гармоническое развитие, а утилитарный профессионализм (Лубышева Л. И., Моченов В. П., 2015). В спорте все чаще появляются спортсмены, использующие принципы: «победа любой ценой», «победа за счет нарушения правил соревнований», в том числе – нарушения антидопинговых правил (Столяров В. И., 2014).

Однако зачастую такие позиции спортсменов обусловлены не только и не столько особенностями адаптивной физической культуры, соревновательной деятельности, сколько влиянием господствующих в том или ином обществе, той или иной социальной группе ценностей, моральных принципов, норм ответственности.

Ведь не физические упражнения, спорт и состязательность создают в обществе мировоззренческие, религиозные, национальные и другие ориентиры, не они формируют капитализм, социализм, фашизм и т. п., но именно эти перечисленные социально‑экономические, идеологические и политические образования накладывают свой отпечаток на отношения во всех общественных институтах, включая спорт и его составляющие.

Отсюда следует важный вывод – для увеличения положительных и минимизации отрицательных эффектов спорта, включая адаптивный спорт, необходимо разрабатывать целую систему воспитательных мероприятий, противодействующую негативным факторам социализации, которыми изобилует общество в процессе революционных перемен и которые до сих пор переживает Россия (Евсеев С. П., Евсеева О. Э., 2014).

В качестве негативных факторов, оказывающих отрицательное влияние на личность молодого человека в процессе социализации, можно привести появление в России класса олигархов, расслоение общества на богатых и тех, кто проживает за чертой бедности, ослабление семейных уз, разрушение идеологических ориентиров, искажение общественных норм нравственности. Все это спонтанно воспринимается детьми и молодежью, накладывает на них своеобразный отпечаток, исподволь формирует у них негативные черты личности.

Таким образом, возникает объективная необходимость коррекции наименования принципа социализации.

Исходя из современной практики адаптивной физической культуры, принцип социализации необходимо преобразовывать в принцип «доминирования предупредительных образовательных и воспитательных воздействий, минимизирующих негативные явления в процессе социализации».

Принцип интеграции также нуждается в некоторых пояснениях и коррекции.

Адаптивная физическая культура и ее виды: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, креативные (художественно‑музыкальные) телесно‑ориентированные практики, экстремальные виды двигательной активности человека – являются важнейшими составляющими характерного для сегодняшних условий образа жизни, который в свою очередь и представляет собой цель интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Таким образом, обеспечение необходимых условий для внедрения адаптивной физической культуры или отдельных ее видов является направлением работы по формированию современного образа жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья и представляет собой одно из направлений интеграции в общество данной категории граждан. Поэтому данное установочное положение трансформируется в принцип формирования современного здорового образа жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья как важное направление их интеграции в общество.

Педагогическая интеграция в современных условиях все чаще трактуется как инклюзивное образование, или как образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися.

Инклюзия в области физической культуры представляет собой объединение обычной (традиционной) физической культуры и адаптивной физической культуры, поскольку предполагает совместные занятия обычных детей и детей с отклонениями в состоянии здоровья (с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья и др.). Аналогичная ситуация наблюдается и в образовании, когда обычные дети занимаются по обычной программе, но совместно с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которые работают по адаптированным программам.

Возвращаясь к инклюзии, например в физическом воспитании, необходимо указать на то, что здесь совместные занятия различных по уровню здоровья детей проходят не по разным программам, а по одной, представляющей собой не простую сумму программ по физическому и адаптивному физическому воспитанию, а их взаимопроникновение друг в друга, взаимную коррекцию каждой из них (Аксенов А. В., 2011, 2012). Среди методических приемов обеспечения равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья во время их совместных занятий А. В. Аксенов использовал: выполнение обучающимися различных ролевых функций, различных заданий, выполнение упражнений с форой (гандикапом). Учитывая сказанное, он для обозначения совместных занятий по физическому воспитанию детей с различным уровнем здоровья ввел понятие «инклюзивное физическое воспитание».

Принимая во внимание положительный опыт использования инклюзивной двигательной рекреации (Соломин В. П., Филиппова С. О., Митин Е. А., Митин А. Е., 2008; Соломин В. П., Митин А. Е., 2010), инклюзивного спорта в системе дополнительного образования детей в ДЮСАШ (Исаков Э. В., 2010), в программе «объединенный спорт» специального олимпийского движения (Евсеев С. П., 2010–2014; Гутников С. В., 1998–2010), предлагается социальные принципы дополнить принципом приоритетной роли инклюзивного подхода в организации занятий по физической культуре и адаптивной физической культуре. Данный принцип может быть реализован во всех видах адаптивной физической культуры, за исключением физической реабилитации.

Принцип приоритетной роли микросоциума является очень важным, но в представленном изложении нуждается в некотором дополнении. Безусловно, роль семьи в социализации ребенка с отклонениями в состоянии здоровья трудно переоценить. Именно в семье ребенок приобщается к игре, с помощью которой передаются различные сведения, познается окружающий мир, развивается моторика, формируется интеллект, духовность и его эмоционально‑психические качества.

В то же время нельзя недооценивать роль микросоциума в системе отношений, складывающихся в адаптивной физической культуре, в ее основных видах: адаптивном спорте, адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации.

Хорошо известно, что, например, авторитет тренера, спортивной команды, физкультурно‑спортивной группы, коллектива зачастую больше, чем авторитет родителей. Причем роль спортивного микросоциума в процессе занятий адаптивным спортом значительно возрастает по мере взросления ребенка.

Влияние микросоциума в системе занятий различными видами адаптивной физической культуры сохраняется на весь период занятий, когда влияние семьи значительно ослабевает (в школе, вузе, профессиональной деятельности во время пенсии).

Это необходимо учитывать при проведении воспитательных мероприятий в период занятий адаптивным спортом. Поэтому данный социальный принцип целесообразно расширить и изложить как «приоритетная роль микросоциума в процессе занятий физическими упражнениями».

Успехи спортсменов‑инвалидов на крупнейших международных соревнованиях стали возможны во многом благодаря обеспечению членов сборных команд Российской Федерации равными с олимпийскими условиями (уравнивание размеров материального вознаграждения за победы на международных соревнованиях, научно‑методическое и медицинское сопровождение тренировочного процесса и соревнований, полноценная экипировка и др.).

Однако обеспечение равных возможностей для занятий адаптивным спортом лицам с отклонениями в состоянии здоровья высветило важную проблему их взаимоотношений с обычными спортсменами, тренерами, а также оценку их достижений.

Анализ данной проблемы позволил сформулировать дополнительный социальный принцип адаптивной физической культуры. Этот принцип формулируется как преодоление исключительности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, лиц с инвалидностью в адаптивной физической культуре. Он предписывает лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, выполнение определенных обязанностей, характерных для того или иного вида деятельности в адаптивной физической культуре (Евсеев С. П., Евсеева О. Э., 2014).

Данный принцип предписывает также демонстрацию более сдержанной оценки спортивных достижений паралимпийцев и сурдлимпийцев. Слишком сильное превознесение достижений этих спортсменов (особенно при не очень высоких спортивных результатах) становится навязчивым и лишь умаляет их значение.

После рассмотрения социальных принципов сформулируем правило обеспечения равных возможностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая лиц с инвалидностью, в области адаптивного спорта. Это правило предписывает руководителям регионов и муниципальных образований выделять на развитие адаптивного спорта не менее 8–10 % от общего количества средств, направляемых на развитие спорта. Конкретная величина процента должна определяться соотношением в регионе инвалидов и здоровых граждан. Разумеется, если на развитие адаптивного спорта ранее ничего не выделялось, то достижение обозначенных процентов должно быть постепенным, чтобы не привести к резкому сокращению финансирования обычного спорта.

В заключение перечислим основные социальные принципы адаптивной физической культуры:

– принцип гуманистической направленности;

– принцип обязательности занятий физическими упражнениями в течение всей жизни;

– принцип доминирования предупредительных образовательных и воспитательных воздействий, минимизирующих негативные явления в процессе социализации;

– принцип формирования современного здорового образа жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья как важное направление их интеграции;

– принцип приоритетной роли инклюзивного подхода в организации занятий физическими упражнениями в адаптивной физической культуре;

– принцип приоритетной роли микросоциума в процессе занятий физическими упражнениями;

– принцип преодоления исключительности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, лиц с инвалидностью;

– правило выделения на развитие адаптивного спорта не менее 8–10 % от общего количества средств, направленных на развитие спорта.

Для систематизации сведений, представленных в первом разделе учебника, рассмотрим, как взаимосвязаны и взаимодействуют функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры и как ориентироваться в них специалисту, работающему с лицами с отклонениями в состоянии здоровья.

На рис. 16 представлены основные группы функций, видов, средств, методов и принципов адаптивной физической культуры. Ориентируясь на состояние занимающегося специалист по адаптивной физической культуре ставит конкретные цели и задачи, планирует свою деятельность на конкретный временно́й промежуток.

Функции адаптивной физической культуры раскрывают многообразие возможностей адаптивной физической культуры и позволяют педагогу, тренеру, воспитателю предоставить весь спектр воздействий на человека с отклонениями в состоянии здоровья.

 

Рис. 16. Взаимосвязь и взаимодействие функций, видов, средств, методов и принципов адаптивной физической культуры

 

Исходя из доминирующих потребностей ребенка, юноши, взрослого человека определяют наиболее актуальный для конкретного периода времени вид адаптивной физической культуры. После определения ведущего для данного времени вида адаптивной физической культуры ранжируются остальные ее виды, выявляются те из них, которые могут дополнять основной вид.

Далее осуществляется выбор соответствующих средств, методов обучения, воспитания, форм организации занятий. Они в свою очередь подразделяются на две крупные группы. Первая из них – частные методики адаптивной физической культуры – объединяет средства, методы, формы организации занятий с ориентацией на конкретный вид патологии занимающихся, вторая – технологии физкультурно‑спортивной деятельности в адаптивной физической культуре – на специфические особенности самих физических упражнений.

После этого педагог, тренер, воспитатель, исходя из известных, выявленных ранее закономерностей, определяют актуальные принципы адаптивной физической культуры, которыми руководствуются в своей каждодневной педагогической деятельности.

Для периодического контроля степени выполнения поставленных целей и задач определяются критерии оценки эффективности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре, а также процедуры контроля. Анализ результатов тестирования занимающихся дает основания для внесения соответствующих коррекций в педагогический процесс.

Разумеется, рассмотренный алгоритм действий специалиста представлен в самом общем виде прежде всего для того, чтобы проследить, как взаимосвязаны и взаимодействуют функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите применяемые в адаптивной физической культуре группы принципов.

2. Расскажите о содержании реабилитационных принципов.

3. Дайте характеристику общеметодических принципов и принципов воспитания.

4. Важнейшие принципы физического воспитания и спорта.

5. Раскройте два‑три социальных принципа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.028 с.)