Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип ориентации на зоны актуального и ближайшего развития

Поиск

 

В процессе образования, воспитания и развития, ориентированного на зону актуального развития, закладываются те знания, умения, навыки, которые в настоящий момент ребенок может усвоить под руководством взрослого. При этом создается готовность к усвоению других, более сложных знаний, умений, навыков, к реализации потенциальных возможностей, находящихся в зоне ближайшего развития (Егорова Т. А., 2011).

 

Принцип учета сенситивных и других периодов развития

 

Те возрастные периоды, в которых организм наиболее чувствителен к развитию определенных функций, названы сенситивными, или критическими. В данные периоды функция формируется наиболее быстро и полноценно, что необходимо учитывать при построении занятий по развитию физических, психических и других качеств и способностей человека.

Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом считается возраст 5–10 лет, для развития физических качеств и координационных способностей – от 7 до 12 лет. Это дает основание В. К. Бальсевичу (1988) считать указанный возраст важным для организованной «закладки» потенциала двигательной активности человека.

Введение в наименование этого принципа не только сенситивных, но и других периодов развития человека сделано для того, чтобы акцентировать внимание на необходимость учета периодов с различной скоростью участия тех или иных функций в процессе взросления и старения человека.

 

Педагогические принципы

 

Обоснование и выделение общепедагогических принципов осуществляются постоянно, это обусловлено исключительной сложностью педагогических явлений, их взаимодействием с социальными влияниями на личность.

Несмотря на то что процессы обучения и воспитания теснейшим образом взаимосвязаны и, как правило, протекают одновременно с условным преобладанием того или другого, в теории и практике наиболее широко представлен подход, разделяющий общепедагогические принципы на две группы: общеметодические (методические, дидактические, обучения и др.) и воспитания.

 

Общеметодические принципы

 

Количество общеметодических принципов и их содержание постоянно уточняются и корректируются. Так, Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ю. Ф. Курамшин (1999) выделяют следующие группы принципов, исходя из их функциональных возможностей:

– оценивания (научности, прочности);

– отношения (сознательности, активности);

– соответствия (индивидуализации, доступности, наглядности);

– построения (повторности, системности, последовательности, постепенности).

Рассмотрим общеметодические принципы с точки зрения процессов, происходящих в адаптивной физической культуре.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование у занимающихся осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятиях по адаптивной физической культуре и каждом из ее видов.

Родителям и самим занимающимся должно быть разъяснено, что лицам с отклонениями в состоянии здоровья разумная двигательная активность во много раз более важна, чем лицам с нормальным здоровьем.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья формирование специально организованной искусственной среды, стимулирующей проявление их двигательной активности (повышенная величина световых, звуковых раздражителей при частичной депривации сенсорных систем, физическая помощь, в том числе оказываемая путем применения технических средств и тренажеров, и др.), позволяет не только обеспечивать их нормальное физическое развитие, коррекцию основного дефекта, но и предупредить задержку психического развития, непременно сопутствующую вынужденной гиподинамии и малой подвижности, активизировать их интеллектуальное, эмоционально‑волевое развитие.

По мере развития сознания занимающихся им необходимо, разумеется, с учетом их возрастных особенностей разъяснять о том, что движение, как естественный фактор обеспечения жизнедеятельности человека, предоставляет возможность не только для коррекции основного заболевания, но и для развития компенсаторных функций организма, профилактики сопутствующих болезней и вторичных отклонений, порождаемых основным заболеванием. Современные исследования показывают, что для формирования потребности индивида в двигательной активности необходимо учитывать:

– традиции семьи, правильное отношение родителей к проблемам здоровья ребенка, активные занятия физическими упражнениями членов семьи (родителей, братьев, сестер и др.);

– разъяснение возможных результатов движений (коррекция, компенсация, профилактика основного заболевания, сопутствующих и вторичных отклонений, снижение жировой массы и повышение мышечного компонента состава тела и др.);

– общие закономерности развития и самоорганизации живых систем (Курамшин Ю. Ф., 2003).

Наличие у занимающихся отклонений в состоянии здоровья является важным фактором, стимулирующим анализ, самоконтроль и самокоррекцию при выполнении ими физических упражнений, что, в свою очередь, содействует развитию самостоятельности, инициативности и творчества в их поведении.

Реализация данного принципа предполагает при организации занятий обеспечить:

– понимание занимающимися цели занятий адаптивной физической культурой в контексте реализации ее шести основных видов;

– осознание задач, направленных на достижение поставленной цели (специальных‑коррекционных, компенсаторных, профилактических и традиционных образовательных, воспитательных, развивающих);

– использование методов и приемов обучения, стимулирующих сознание учеников, обобщение способов выполнения действий, сравнение движений, их компонентов и деталей, отдельных параметров («идеомоторная тренировка», «идеальные пробы» или мысленное «продумывание действий», самоотчеты об идеальной и реализованной «ориентировочной основе» умственных, перцептивных и двигательных действий, о своих ощущениях и ошибках совершенных действий и др.);

– критическое отношение к своим успехам и неудачам, недопущения излишней самоуверенности и чрезмерного разочарования, формирование чувства скромности победителя и достоинства проигравшего.

Важнейшим показателем успешной реализации принципа сознательности и активности может служить постепенный переход к личной активности и самообразованию, самоконтролю, самонаблюдению, самооценке.

 

Принцип научности

 

В качестве эпиграфа к рассмотрению данного принципа приведем известное выражение выдающегося физика современности Нильса Бора: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория», а также утверждение Л. Н. Толстого: «Заблуждение, которое разделяют большинство, не перестает быть заблуждением».

Принцип научности обязывает строить педагогический процесс, особенно когда в нем участвуют лица с отклонениями в состоянии здоровья, в соответствии с современным уровнем научных знаний.

При проведении занятий по адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что знания этой области представляют собой не просто сумму знаний по физической культуре, медицине и коррекционной педагогике, а новое знание, образующееся в результате взаимопроникновения, взаимообогащения знаний перечисленных областей со своим эмпирическим основанием и методическим базисом.

Руководствуясь системным подходом при анализе различных факторов, учитывая, что все события, явления, факты, согласно законам диалектики, находятся в состоянии постоянного изменения и развития; преподаватели, тренеры, учителя адаптивной физической культуры должны развивать у себя и своих занимающихся способность к аналитическому мышлению и обобщениям, поискам причинно‑следственных связей в тренировочном и соревновательном процессах.

При обучении двигательным действиям лиц с отклонениями в состоянии здоровья необходимо руководствоваться теорией поэтапного формирования умственных, перцептивных и двигательных действий (П. Я. Гальперин, М. М. Бочен), концепцией обобщения в обучении (В. В. Давыдов), концепцией «искусственной управляющей среды» (И. П. Ратов), концепцией формирования двигательных действий с заданным результатом (С. П. Евсеев).

Кроме того, принцип научности обучения требует знакомить занимающихся только с достоверно установленными наукой фактами и знаниями, использовать принятые в науке термины.

 

Принцип наглядности

 

Принцип наглядности предусматривает формирование у лиц с отклонениями в состоянии здоровья чувственного образа техники, тактики, основанного на использовании ощущений от различных органов чувств: зрения, слуха, вестибулярного анализатора, рецепторов мышц.

Важную роль в оптимизации процесса становления и освоения действий играют воздействия на функции самых различных сенсорных систем, причем не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних (проприоцепторов мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата), без которых невозможны управление и саморегуляция движений.

Основными формами чувственного познания и реализации рассматриваемого принципа являются ощущения, восприятия и представления.

В процессе тренировок спортсмен приобретает способность точно дифференцировать ощущения по параметрам пространства, времени, усилий. Восприятие отражает целостное двигательное действие, а представление – это мысленное воспроизведение двигательной деятельности. Многократное представление двигательных действий, их мысленное повторение являются методическим приемом, получившим наименование – «идеомоторная тренировка» (А. Ц. Пуни, А. А. Белкин).

При реализации принципа наглядности используются как формы прямой (непосредственной) наглядности (натуральный показ упражнения, его частей и движения в целом, образное словесное описание, демонстрация и разбор допустимых отклонений от правильного исполнения и ошибок), так и опосредованной (показ кинограмм, видеозаписей, таблиц, диаграмм).

Кроме того, важную роль в формировании таких сложно дифференцированных тактильных восприятий, как «чувство воды» у пловцов, «чувство снега» у лыжников, «чувство снаряда» у гимнастов, «чувство весла» у гребцов и др., играют специализированные средства направленного воздействия на функции сенсорных систем, в частности, направленного формирования кинестетических ощущений: технические средства сенсорного лидирования и срочной информации, тренажеры с обратной связью, включая императивные тренажеры (С. П. Евсеев).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.26 (0.008 с.)