Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Глава 11. Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре
Развитию физических способностей в физическом воспитании и, особенно, в спорте, включая адаптивный спорт, уделяется большое внимание. Издано достаточное количество учебно‑методической и научной литературы по данному вопросу. Можно назвать авторов, чьи фундаментальные исследования по развитию физических способностей спортсмена завершались изданием специальной литературы, – В. М. Зациорский, Ю. В. Верхошанский, В. М. Дьячков, В. А. Кузнецов, Л. П. Матвеев, В. А. Платонов и др.
Поэтому в данной главе будут рассмотрены прежде всего особенности развития физических способностей в адаптивной физической культуре.
Терминологические уточнения
1. В публикациях перечисленных авторов используются два названия процесса развития физических способностей – «развитие» и «воспитание».
Авторы, использующие термин «воспитание» (В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев и др.), подчеркивают, что введение этого термина позволяет разграничить процесс естественного «развития» физических способностей в течение жизни человека от целенаправленного педагогического процесса их «воспитания» с помощью специально подобранных средств, методов, условий.
Безусловно, это два разных, хотя и тесно взаимосвязанных процесса. Однако назвать целенаправленный процесс, например, увеличения амплитуды движения в голеностопных или тазобедренных суставах «воспитанием» гибкости, автору представляется не очень правильным, поскольку, во‑первых, термин «воспитание» использовался и используется применительно к личности человека, а не к его физическим составляющим. Во‑вторых, генетически обусловленный процесс «развития» физических способностей наблюдается лишь в определенном временно́м периоде жизни человека, после прохождения которого этот процесс прекращается и, более того, постепенно сменяется процессом угасания физических способностей.
В связи с этим в учебнике используется термин «развитие» физических способностей, понимаемый как целенаправленный педагогический процесс воздействия на физические компоненты человека. В случае, когда речь будет идти об улучшении физических кондиций человека вне целенаправленного педагогического процесса, будет использоваться термин «естественное развитие» его физических способностей.
2. Очень часто термин «физическое развитие» человека используется в двух различных значениях: как состояние человека, его рост, вес, жизненная емкость легких и др. и как процесс развития физических компонентов человека.
Чтобы избежать недоразумений в первом случае, лучше использовать выражение «показатели физического развития человека».
3. «Физические качества» или «физические способности». Термин «физические качества» долгое время употреблялся, да и сегодня употребляется, в теории физического воспитания, теории спорта, а также в обыденной речи. Поэтому исключать его из употребления не только не целесообразно, но и крайне сложно.
Категория «качество» всегда используется применительно к какому‑либо предмету и выражает его сущность, благодаря которой он и является именно этим, а не чем‑либо другим. В этом смысле говорят о качестве жизни, качестве личности, качестве знаний, качестве сырья, качестве продуктов питания и т. п. Также можно говорить и о качестве реализованных способностей, в том числе физических способностей, под которыми понимается комплекс морфологических психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого‑либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения (Ю. Ф. Курамшин).
Таким образом, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости.
В настоящее время выделяют пять основных физических способностей: силовые, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость.
|