Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип доступности и индивидуализации

Поиск

 

В адаптивной физической культуре о принципе доступности правильно говорить в широком смысле – как обеспечение для лиц с отклонениями в состоянии здоровья равных возможностей (мобильности, доступа к различным видам социальной практики, возможности реализовывать типичный для данного времени и данной страны образ жизни) и в узком смысле – как выполнение дидактического принципа, предусматривающего правильный подбор предлагаемых занимающемуся заданий.

В широком смысле на реализацию данного принципа направлена государственная программа «Доступная среда», задачи которой – снять барьеры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и прежде всего инвалидов, или, по‑другому, обеспечить им доступ к новым видам активности (образовательной, профессиональной, социальной, в том числе в области физической культуры и спорта, и др.).

В узком или прямом смысле принцип доступности предполагает выполнение следующих двух важных правил (Л. П. Матвеев):

– строго определить меру доступного;

– последовательно обеспечивать методические условия доступности.

При выполнении первого правила требуется, чтобы учебное задание, не превышая возможности ребенка, стимулировало бы его развитие. Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, такую степень, при которой они могут быть преодолены лишь при существенной мобилизации физических, психических, духовных сил (Л. П. Матвеев, Ю. Ф. Курамшин и др.). Это суть рассматриваемого принципа.

Педагог по адаптивной физической культуре, тренер по адаптивному спорту при подборе конкретных заданий должны, с одной стороны, учитывать физические, психологические, интеллектуальные возможности своих подопечных, другие их особенности, обусловленные конкретным заболеванием или дефектом, а с другой – хорошо знать особенности физических упражнений, составленных заранее (координационную сложность, объективную и субъективную опасность, интенсивность и длительность усилий, особенности ожидаемых функциональных приспособительных реакций организма человека).

Регулирование сложности (доступности) задания должно осуществляться специалистом по адаптивной физической культуре на основе учета программных требований и норм нагрузки, разработанных для каждой возрастной, гендерной и нозологической группы занимающихся, а также на основе результатов текущего и оперативного тестирования их состояния и уровня подготовленности.

В адаптивной физической культуре и, особенно, в таких ее видах, как адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт, далеко не по всем возрастным, гендерным и нозологическим группам имеются достаточно обоснованные программно‑нормативные документы – программные требования и нормы нагрузки. Поэтому первостепенное значение для реализации принципа доступности имеет постоянная и оперативная диагностика состояния занимающегося, уровня его подготовленности, сочетающаяся с обязательным медико‑биологическим сопровождением.

При этом специалисту по адаптивной физической культуре необходимо фиксировать зоны доступности: зону безразличной сложности, зону стимулирующей сложности и зону угнетающей сложности (М. М. Боген).

Важно учитывать, что границы доступности по мере занятий изменяются. То, что было недоступно на предыдущем этапе, становится доступным и даже легко выполнимым (эффект адаптации к физическим нагрузкам).

Для реализации принципа доступности очень большое значение имеет и второе правило, ориентирующее на методические условия обеспечения доступности и зависящее от степени эффективности и целесообразности избранных средств, методов, приемов, технологий построения занятий.

В случаях, когда физическая подготовка занимающихся ниже требуемой для разучиваемого двигательного действия, применяют различные технические средства и тренажеры, компенсирующие недостающие качества и позволяющие сразу осваивать правильную ориентировочную основу действия, необходимую ритмоскоростную основу будущего навыка. Это дает возможность после своеобразного «наполнения движения силовым содержанием» исключить необходимость исправления ошибок и переучивания (И. П. Ратов).

Учитывая, что новые двигательные умения и навыки формируются на базе ранее приобретенных и включают в себя те или иные их элементы, а также то, что после их освоения они составляют элементы более сложных новых двигательных действий, необходимо в качестве решающего условия доступности в адаптивной физической культуре назвать преемственность заданий, хорошо продуманное планирование учебного материала. Данное положение часто обозначают установкой – от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному (Л. П. Матвеев, Ю. Ф. Курамшин).

Особое значение в адаптивной физической культуре имеет второй компонент принципа доступности – индивидуализация. В самом общем виде она выражается в дифференциации учебных знаний и способов их решения в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

У лиц с отклонениями в состоянии здоровья и тем более с инвалидностью индивидуальные особенности выражены в бо́льшей степени, поскольку к обычным индивидуальным различиям – пол, возраст (паспортный, биологический, двигательный), уровень развития физических, психических и интеллектуальных качеств и способностей, эмоционально‑волевой сферы – добавляются особенности основного заболевания или повреждения, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Последняя группа особенностей принципиально меняет эталонную технику двигательных действий (например, у лиц с ПОДА), тактико‑технические комбинации, психологические способы регуляции своего состояния и др.

Как показывает опыт работы в области адаптивной физической культуры, наиболее эффективной установкой в подборе средств, методов, стратегий и тактик развития физических качеств, способов технического и технико‑тактического совершенствования является установка – «навстречу природе». Это значит, что при работе с оставшимися сохранными характеристиками лиц с отклонениями в состоянии здоровья акцент должен быть сделан прежде всего на развитие качеств и способностей, обусловленных генетической программой индивида. Развивать надо то, что заложено природой и к чему есть генетические предпосылки, а не тратить время на «подтягивание слабых звеньев», – вот основная установка принципа индивидуализации в адаптивной физической культуре.

Данная установка расходится со стремлением некоторых специалистов привести человека с отклонениями в состоянии здоровья к неким среднестатистическим нормам, хотя, безусловно, развивая свои сильные стороны он будет положительно воздействовать и на свои отстающие характеристики.

 

Принцип систематичности

 

В общей педагогике в качестве основной установки при построении комплекса занятий используются принципы систематичности, последовательности, преемственности.

В адаптивной физической культуре построение комплекса занятий, тренировочного и учебно‑воспитательного процессов должно подчиняться определенному алгоритму, обеспечивающему логику и взаимосвязь различных аспектов.

В самом общем виде систематичность в адаптивной физической культуре реализуется в контексте применения ряда теоретических концепций.

Так, в обучении рекомендуется опираться на теорию поэтапного формирования умственных, перцептивных и двигательных действий (П. Я. Гальперин) и концепцию формирования двигательных действий с заданным результатом (С. П. Евсеев), которые задают четкий алгоритм деятельности как педагога, так и ученика: освоение ориентировочной основы действия (ООД), сенсорно‑перцептивное обучение, формирование эндогенных представлений об осваиваемом действии, формирование нервно‑мышечных координаций и соответствующих им ощущений и др. Продвигаясь в этом направлении занимающиеся одновременно работают над коррекцией, компенсацией и профилактикой как по основному заболеванию или дефекту, так и по сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям.

При рассмотрении физических способностей занимающихся, совершенствовании двигательных действий, восстановлении их двигательных функций рекомендуется использовать подход, отлично зарекомендовавший себя в спорте и регламентирующий подведение спортсмена к состоянию наилучшей готовности в период главных соревнований года (Л. П. Матвеев). Данный подход, подробно рассмотренный в теории спортивной тренировки, задает алгоритм работы при подведении обучающегося к сдаче, например, переводных нормативов по физической подготовке в конце или середине учебного года (адаптивное физическое воспитание), при реабилитации больного после болезни и лечения (физическая реабилитация), при подготовке человека к важным товарищеским турнирам по какому‑либо виду спорта при его регулярных рекреативных занятиях (адаптивная двигательная рекреация).

При проведении воспитательных мероприятий, формировании личности лиц с отклонениями в состоянии здоровья также осуществляются последовательные шаги вначале по формированию нравственного сознания, затем по обработке навыков нравственного поведения, применению методов стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение и наказание) (Ю. К. Бабанский).

Перечисленные теоретические концепции и задают контуры пространства для организации системных действий в области адаптивной физической культуры.

 

Принцип прочности

 

Принцип прочности в адаптивной физической культуре предполагает не только надежное освоение знаний, умений, навыков, но и развитие до необходимого уровня физических качеств и способностей, длительную ремиссию при хронических заболеваниях, формирование устойчивых социальных функций и ролей, реализацию типичного для данного времени и страны образа жизни.

Этот принцип означает, что обучение, управление развитием и воспитанием, работа по коррекции, компенсации и профилактике должны быть доведены до такого уровня, когда знания, умения, навыки, двигательные возможности, интеллектуальная, волевая, эмоциональная сфера, чувства, эстетические представления и потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья развиты в такой степени, что он способен решать задачи, возникающие в профессиональной деятельности, учении, быту, спорте и других условиях жизни, и вести себя в соответствии с нормами поведения человека современного общества.

 

Принципы воспитания

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273‑ФЗ), воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации. Воспитание является педагогической деятельностью, ориентированной на формирование (коррекцию) мотивационной системы личности: ее влечений, желаний, стремлений, мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций, целей, программ деятельности и т. д. Оно призвано содействовать превращению стихийного неосознанного настроя личности на определенную деятельность во все более осознанные ее установки, программы жизни и деятельности, в ее внутренние мотивы и побуждения и тем самым формированию мотивационной готовности к деятельности (Столяров В. И., 2014).

Как отмечает М. С. Каган (1997): «Самое короткое и точное определение воспитания – формирование системы ценностей человека с ее специфическим содержанием и иерархической структурой».

Другими словами, воспитание направлено на целенаправленное формирование (коррекцию) аксиологической (ценностной) концепции жизни человека. При этом необходимо помнить, что на содержание этой концепции активно влияет и социализация, которая «наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества» (Кон И. С., 1998).

Принято условно различать две группы принципов (Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф., 1999):

– первая группа представлена принципами общей организации воспитательного процесса, определяющими его стратегию;

– вторая группа принципов обращена непосредственно к личности воспитуемых, их интеллектуальному, эмоциональному, нравственно‑эстетическому и физическому совершенствованию.

К первой группе относятся принципы общественно‑ценной целевой направленности, связи содержания и организации воспитательного процесса с жизнью, трудом, системой общественных отношений, единства требований со стороны всех лиц, участвующих в воспитании (тренеров, учителей, родителей, представителей спортивных федераций по видам адаптивного спорта).

Принцип общественно‑ценной целевой направленности, по существу, заменивший принцип коммунистической целенаправленности и партийности после смены соответствующих идеологических и мировоззренческих установок, ориентирует на принятие и выполнение каждым человеком общечеловеческих норм нравственности, очень часто представленных в религиозных системах отражения действительности.

Спорт и адаптивный спорт, олимпизм и паралимпизм способствуют приобщению лиц с отклонениями в состоянии здоровья к гуманистическим идеалам и культурным ценностям; к толерантности и неприятию любых форм дискриминации по политическим, национальным, религиозным, гендерным и другим признакам; формированию у них активной позиции в самых различных видах жизнедеятельности, установок на «честную игру» и «рыцарский дух», уважение национальных суверенитетов.

Принцип связи содержания и организации воспитательного процесса с жизнью, трудом, системой общественных отношений в адаптивной физической культуре занимает одно из важнейших мест.

Например, занятия адаптивным спортом вполне могут перерасти в профессиональную деятельность в связи с утверждением Министерства труда и социального развития Российской Федерации профессиональных стандартов «Тренер», «Спортсмен», в последнем из которых предусмотрены должности: спортсмен, спортсмен‑инструктор, спортсмен‑ведущий (для незрячего спортсмена).

Адаптивный спорт реализуется только при участии лиц с отклонениями в состоянии здоровья в работе общественных организаций – спортивных федераций общероссийского, регионального и муниципального уровней, выполняя в них ряд индивидуальных и общественных функций (оформление документов, судейство соревнований, ведение протоколов и др.).

Такая деятельность предоставляет занимающимся адаптивным спортом возможность проявления самостоятельности, инициативы, творчества, содействует развитию способности воспринимать общественное дело как свое личное.

Принцип единства требований со стороны лиц, участвующих в воспитательном процессе в адаптивной физической культуре, предусматривает соблюдение единых требований, координацию деятельности не только традиционных участков воспитательного процесса здоровых детей (тренеров, учителей, родителей, представителей общественных организаций), но и представителей органов управления и организаций здравоохранения, социальной защиты, образования.

Межведомственное взаимодействие представителей различных организаций – основная трудность выполнения данного принципа в адаптивной физической культуре.

Значительно большее внимание при реализации данного принципа необходимо уделять работе с родителями детей с отклонениями в состоянии здоровья и особенно детей‑инвалидов и инвалидов с детства. От их правильного понимания проблемы, способности преодоления традиционной гиперопеки детей будет зависеть эффект воспитательных воздействий.

Очень важно в данной работе наладить отношения с общественными организациями родителей детей‑инвалидов.

Например, в г. Санкт‑Петербурге огромную работу в деле воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья, завоевания ими достойного места в социуме проводит городская общественная организация родителей детей‑инвалидов.

Ко второй группе принципов воспитания относятся принципы комплексного подхода к формированию личности, воспитания в коллективе и через коллектив уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью, оказания воспитательных воздействий с опорой на положительное и дифференцированного подхода к лицам с отклонениями в состоянии здоровья.

Принцип комплексного подхода требует интеграции обучения, воспитания и жизненного опыта детей, организации взаимодействия различных видов их повседневной деятельности (спортивной, лечебной, учебной, бытовой, трудовой, общественной) с целью разносторонности воздействий на все личностные характеристики и проявления (нравственную, коммуникативную, интеллектуальную, эстетическую, двигательную и др.).

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив особенно актуален в адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, экстремальных видах двигательной активности, других видах адаптивной физической культуры, где имеются командные спортивные игры, в обязательном порядке формируются спортивные и другие коллективы. Помимо того, организация различных соревнований, использование на занятиях игр, эстафет, заданий по взаимодействию, взаимопомощи, взаимоконтролю и взаимооценке действий обеспечивают возможность эффективного воздействия на формирование командных, коллективистических черт личности, создание ситуаций взаимозависимости и взаимоответственности занимающихся.

В процессе занятий в одном случае на первое место выдвигается ответственность физкультурно‑спортивного актива перед коллективом, в другом – ответственность одного‑двух членов за весь коллектив, в третьем – ответственность всех членов коллектива за отдельных его представителей.

Принцип уважения личности воспитуемого в сочетании с разумной требовательностью предполагает требование бережного, чуткого отношения к личности, ее духовному миру. При реализации данного принципа очень важно добиться правильного понимания всеми занимающимися справедливости.

При занятиях с лицами с отклонениями в состоянии здоровья необходимо тщательно разобраться в понятии «исключительности» данной категории занимающихся. Для этого после обеспечения для них равных возможностей для занятий (например, адаптивным спортом) необходимо четко оговорить их права и обязанности, а также применять такие же, как и для всех, меры поощрения и наказания (С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, 2014). Преодоление их исключительности является основой в системе отношений равных между собой людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.8 (0.011 с.)