Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учитывая то, что объектом деятельности специалистов, бакалавров, магистров по адаптивной физической культуре являются лица с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе инвалиды, рассмотрим в наиболее общем виде их особенности. К ним относятся лица с поражением зрения, слуха, речи, опорно‑двигательного аппарата, интеллекта, центральной и периферической нервной системы, со сложными (сочетанными) формами поражения. Они также имеют возрастные и гендерные особенности, различную степень тяжести и структуру поражения, отличия по времени его возникновения, причинам и характеру протекания заболевания, реакциям организма на лечебные и реабилитационные воздействия, медицинским перспективам и прогнозам. Полная или частичная потеря зрения приводит к нарушению пространственного образа окружающей среды, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции. У детей наблюдается ряд сопутствующих заболеваний: минимальная мозговая дисфункция, пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно‑сосудистой систем, неврозы. Кроме того, для таких детей типичными являются следующие вторичные нарушения: искривления позвоночника, деформации стопы, недостаточное развитие дыхательной мускулатуры, слабость мышечной системы (Л. Н. Ростомашвили, Л. И. Солнцева). Полная или частичная потеря слуха обусловливает ограничение внешней информации, искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и стрессовые реакции, приводит к нарушению речи, вплоть до полного ее отсутствия. Для двигательной сферы типичны нарушения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать тот или иной ритм движений (Б. В. Сермеев, Н. Г. Байкина). У детей с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) в наибольшей степени поражена двигательная сфера: нарушение координации движений, опороспособности, равновесия, ориентировки в пространстве, тонуса мышц (гипертонус); развитие контрактур, атрофии мышц, несформированности локомоторных актов, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость (Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л. О. Бадалян). Каждый вид поражения имеет типичные сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, специфические особенности сохранных функций и систем организма, которые необходимо учитывать в работе с данной категорией граждан. Приобретенная в течение жизни инвалидность и стойкая потеря функций, как правило, сопровождаются психологическими комплексами: неполноценностью, утратой уверенности в себе, пассивностью, в ряде случаев эгоизмом, вплоть до эгоцентризма, агрессивностью к близким и бывшим коллегам по работе, а иногда и антисоциальными поступками. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедление развития (ретардация), уменьшение естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Все это осложняет процессы их обучения и воспитания, приводит к отставанию от своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности на 1–3 года и более. У детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) недоразвитыми являются не только нервно‑психические функции, но и сердечно‑сосудистая система, желудочно‑кишечный тракт, костная, мышечная, эндокринная, сенсорная системы, а также высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции. У детей с ампутациями (или врожденным недоразвитием) конечностей уменьшена масса тела, сосудистое русло, рецепторные поля, нарушены функции опоры и ходьбы, координации движений. Ампутация, или отсутствие конечностей, приводит к снижению центральных регуляторных функций организма, дегенеративному изменению нервно‑мышечного аппарата, нарушению обменных процессов, ухудшению работы вегетативных функций: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Все это приводит к отставанию темпов физического и психического развития, дефициту положительных эмоций, изменению сознания, поведения, социальной активности. Краткая характеристика объекта педагогических воздействий позволяет выделить наиболее типичные двигательные расстройства, характерные для всех нозологических групп: – вынужденное снижение двигательной активности как фактор гипокинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мышечную работу; – ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышечной силы, быстроты, мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах; – нарушение осанки, деформацию стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»; – нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро‑ и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и устойчивости к вестибулярным раздражителям, ориентировки в пространстве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции – ходьбу и бег), необходимые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности (Л. В. Шапкова). Таким образом, данные о состоянии здоровья, особенностях физического и психического развития, вторичных нарушениях, вызванных первичным дефектом и факторами вынужденной гиподинамии, носят достаточно обобщенный характер. Указанные диагностические показатели могут служить ориентирами при разработке различных программ адаптивной физической культуры.
Требования к профессиональной деятельности в адаптивной физической культуре
В настоящее время требования к профессиональной деятельности, в том числе в адаптивной физической культуре, закреплены в так называемых профессиональных стандартах. В адаптивной физической культуре реализуется несколько видов профессиональной деятельности, главными из которых являются: – педагогическая и тренерская; – методическая; – спортивная; – организаторская. Требования к педагогической и тренерской деятельности изложены в следующих профессиональных стандартах: «тренер‑преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» и «тренер»; к методической – в профессиональных стандартах: «инструктор‑методист»; к спортивной: «спортсмен» и к организаторской: «руководитель физкультурно‑спортивной организации», «спортивный судья» и «сопровождающий лиц, нуждающихся в социальной защите». Первые пять профессиональных стандартов на сегодняшний день утверждены приказами Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Три последних находятся в стадии экспертизы. Все профессиональные стандарты имеют унифицированную структуру, которая включает в себя: – общие сведения, характеризующие вид профессиональной деятельности, его основную цель, группу занятий, вид экономической деятельности; – функциональную карту вида профессиональной деятельности с описанием обобщенных трудовых функций и составляющих их трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт; – характеристику обобщенных трудовых функций с указанием наименования возможных должностей, требований к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе и дополнительных характеристик [наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности], а также с подробным описанием каждой трудовой функции, входящей в обобщенную. Описание каждой трудовой функции, помимо ее наименования и происхождения, предусматривает рассмотрение каждого трудового действия, входящего в трудовую функцию, необходимых умений, знаний, других характеристик (например, как устанавливаются квалификационные категории – вторая, первая, высшая). Профессиональные стандарты являются основой для разработки новых должностных инструкций, локальных нормативных правовых актов, определяющих новые методы морального и материального стимулирования работников, проведения аттестации на присвоение им квалификационных категорий. Все наименования должностей, входящих в профессиональные стандарты, могут быть использованы при составлении штатных расписаний организаций, а также в трудовых договорах наравне с должностями, включенными в единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденные Минздравсоцразвития России по соответствующим отраслям. Осуществление полного перехода от тарифно‑квалификационных характеристик к профессиональным стандартам позволит завершить переход к эффективному контракту. Базовые знания специалистов, бакалавров и магистров по адаптивной физической культуре формируются на основе знаний из трех областей: физической культуры, медицины и коррекционной педагогики и составляющих их дисциплин (рис. 4). Одним из эффективных способов упорядочивания трудовых действий, практических умений и навыков профессиональных стандартов является рассмотрение педагогической деятельности специалиста по адаптивной физической культуре с позиции общей теории управления. Идею использовать такой подход к анализу педагогических явлений в области спорта высказывали многие ученые (В. М. Дьячков, Ю. В. Верхошанский, В. М. Зациорский и др.). Наука об управлении, получившая название «кибернетика», рассматривает такой алгоритм управления любыми сложными динамическими системами, к которым может быть отнесен и педагогический процесс в адаптивной физической культуре. Под управлением в кибернетике понимают воздействие управляющей системы на состояние структурных элементов управляемой системы с целью изменения ее функции в соответствии с поставленной целью (Н. Винер).
Рис. 4. Дисциплины физической культуры, медицины и коррекционной педагогики, составляющие основу знаний адаптивной физической культуры
Для реализации управления необходимо знать исходное состояние управляемой системы, ее конечное состояние (цель управления), средства и методы воздействия на нее и регистрации реакций системы на воздействия, средства и методы коррекции управляющих воздействий. Информационная блок‑схема управления процессом педагогической деятельности в адаптивной физической культуре, предложенная Л. В. Шапковой, представлена на рис. 5. Информация об исходном состоянии системы (человек с отклонениями в состоянии здоровья) представлена в блоке диагностирования. До начала любой деятельности в области адаптивной физической культуры необходимо самым тщательным образом изучить все особенности человека, собирающегося заняться этой деятельностью.
Рис. 5. Информационная блок‑схема управления процессом педагогической деятельности в адаптивной физической культуре (по Л. В. Шапковой)
Для этого надо ознакомиться с индивидуальной программой реабилитации инвалида или заключением врача, если занимающийся им не является. Выясняется степень того или иного поражения, являющегося причиной инвалидности или составляющего основную проблему человека (основной дефект), наличие сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских противопоказаний и ограничений на двигательную активность. Далее с помощью методов врачебно‑педагогического тестирования определяется состояние сохранных функций, уровень физического развития и физической подготовленности, особенности основных функциональных систем. Очень важным вопросом является выявление характерных особенностей личности, ее общей направленности, свойств темперамента и др. Следующим шагом процесса управления педагогической деятельностью должен быть шаг описания конечного состояния управляемой системы. Этот шаг отображен блоком цели управления. В наиболее общем виде цель управления можно сформулировать как формирование ценностей физической культуры личности занимающегося, его личностное развитие, социализация и интеграция в общество, т. е. приобщение к образу жизни, характерному для современных социально‑экономических условий. Определение цели управления должно осуществляться с обязательным активным участием самих занимающихся и (или) их родителей, близких с учетом их представлений о терминальных (конечных) ценностях жизни, возможностей профессиональной деятельности, культурного развития, семейно‑бытовых особенностей и других факторов. Управляющая система (педагог) на схеме включает в себя три блока – моделирования, педагогических задач и управляющих воздействий. Блок моделирования предполагает процедуры прогнозирования и планирования динамики индивидуальных показателей, позволяющих решить поставленные цели управления. Конкретизация цели управления и планирования проводится в блоке педагогических задач, которые должны ставиться педагогом на основе анализа и учета текущего состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов и данных прогноза. Педагогические задачи должны быть направлены на коррекцию личностного развития всех лиц независимо от характера и степени конкретного заболевания; коррекцию сенсорных систем; коррекцию движений и вегетативных функций; развитие и совершенствование физических качеств и способностей; коррекцию и развитие координационных способностей; профилактику и коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; освоение жизненно и профессионально важных качеств за счет компенсации недостающих функций и органов. В блоке управляющих воздействий сосредоточены средства, методы, методические приемы обучения, развития и совершенствования человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. При реализации управляющих воздействий вначале необходимо определить потребности занимающегося, которые будут удовлетворяться в первую очередь, и в соответствии с этим выбрать приоритетный вид (компонент) адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивный спорт, физическую реабилитацию, креативные (художественно‑музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности. Исходя из выбранных приоритетов определяются средства, методы, методические приемы обучения, развития, воспитания, коррекции, компенсации, профилактики и т. п.; формы организации занятий; величины индивидуальных психофизических нагрузок – направленность, продолжительность, интенсивность, интервалы отдыха и т. п. В итоге должна быть составлена программа управляющих воздействий на занимающихся, которая и будет реализовываться в учебно‑тренировочном, воспитательном и соревновательном процессах. Технология воздействия на объект управления предусматривает вовлечение занимающегося в активную сознательную деятельность по самосовершенствованию и должна строиться только на основе субъект‑субъектных отношений между педагогом и лицом, вовлеченным в занятия адаптивной физической культурой. Другими словами, последний должен быть активным соучастником педагогического процесса. Сложность объекта управления в адаптивной физической культуре, отягощенного различными отклонениями в состоянии здоровья, выдвигает на одно из центральных мест блок контроля и коррекции управляющих воздействий. Контроль правильности выполнения двигательного действия, не приводящего к ошибкам; наблюдение за внешними признаками утомления (цветом кожи, потливостью, частотой дыхания и др.) занимающихся; технические средства, позволяющие получить объективную информацию о биомеханических, физиологических и других характеристиках деятельности учащегося, играют очень важную роль в выборе необходимых коррекций и реализации процесса управления. Информация, получаемая в процессе контроля, служит основой для внесения коррекций в блок цели управления и во все блоки управляющей системы: блок моделирования, блок педагогических задач и блок управляющих воздействий (см. рис. 5). В случае если все процедуры управления процессом педагогической деятельности в адаптивной физической культуре выполнены правильно, то в качестве результата управления можно ожидать улучшение качества жизни, поступательное личностное развитие занимающихся, улучшение отношения к ценностям физической культуры, «вплетение» их в аксиологическую концепцию своей жизни. При этом ожидается улучшение состояния здоровья, показателей функционального состояния, физического развития и физической подготовленности занимающихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.189.174 (0.009 с.) |