Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»



 

Перечисленные понятия являются очень сложными, многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок.

Так, Л. П. Матвеев подчеркивает, что при истолковании общего понятия «культура» его обычно противопоставляют понятию «природа». К природе же относят все, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности (все неживое и живое в мире, не преобразованное человеком). К явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека (общества), т. е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей.

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно‑смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его, и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире (Быховская И. М., 1993).

Потребность – это нужда в чем‑то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей.

Обычно выделяют два класса потребностей – естественные и социальные. К первым относится нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства. Они присущи как животным, так и человеку. Социальные потребности можно разделить на потребности личности и общества.

К числу наиболее важных потребностей общества относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, воспитания всесторонне и гармонически развитых людей и создания объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований (В. М. Выдрин).

Среди потребностей личности, например с точки зрения гуманистической психологии (А. Х. Маслоу), следует особо выделить потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или личного совершенствования.

В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали и такие виды (формы, способы) деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, на преобразование своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Среди всех ценностей культуры важнейшей является человек как создатель всех иных ценностей; только человек, осваивая природу, превращает в ценности то, что до этого ценностью не являлось.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду и военному делу – этим важнейшим условиям человеческого существования.

Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л. П. Матвеева: «Физическая культура – органическая часть (отрасль) культуры общества и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. К ней относятся: целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. В условиях подлинно гуманного общества физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования».

Проведя анализ проблем телесности в социокультурном измерении, И. М. Быховская дает следующее определение физической (телесной) культуры: «Физическая культура – это область культуры, регулирующая на основе ценностей нравственности деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, сохранением и использованием телесно‑двигательных качеств человека, исходя из представлений о нормах и идеалах их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоты».

Соглашаясь в том, что для физической культуры приоритетное значение имеют телесно‑двигательные характеристики, а двигательная деятельность (использование физических упражнений) является главным орудием, средством, методом «окультуривания» человеческой телесности, необходимо, особенно в контексте адаптивной физической культуры, более четко акцентировать внимание на всестороннее воздействие физических упражнений на личность занимающихся, их интеллектуальные, эмоционально‑волевые, эстетические и другие свойства и качества.

В связи с этим предлагается следующее определение физической культуры.

Физическая культура – это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально‑волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно‑средовых и гигиенических факторов.

В отличие от физической культуры объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по‑другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда и название – «адаптивная физическая культура».

Таким образом, адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально‑волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно‑средовых и гигиенических факторов.

Именно в адаптивной физической культуре со всей очевидностью обнаруживается нецелесообразность ориентации деятельности и специалиста, и занимающегося только или преимущественно на физические (телесные) компоненты личности человека с отклонениями в состоянии здоровья. Здесь на первое место выступают проблемы привлечения всех возможных средств и методов адаптивной физической культуры для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, или, другими словами, проблемы комплексной реабилитации и интеграции занимающегося в общество.

 

Определения «инвалид», «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «лица с отклонениями в состоянии здоровья», «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»

 

По определению Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г. № 181, «инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость ею социальной защиты». Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок‑инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико‑социальной экспертизы.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого‑медико‑педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273‑ФЗ, глава 1, ст. 2).

Обследование детей психолого‑медико‑педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

В соответствии с «Положением о психолого‑медико‑педагогической комиссии», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, она создается с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого‑медико‑педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого‑медико‑педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптивной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Необходимо иметь в виду, что дети‑инвалиды и дети (обучающиеся) с ограниченными возможностями здоровья – это две разные категории детей, которые однако могут и совпадать. Подчеркнем, что они определяются (получают соответствующий статус) разными организациями: первые – Государственной службой медико‑социальной экспертизы, а вторые – психолого‑медико‑педагогической комиссией, хотя в случае обращения родителей (законных представителей) в обе организации и при наличии соответствующих показателей ребенок может иметь статус и инвалида, и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

В практике же социального (коррекционного) образования довольно часто обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания не являются инвалидами, и, напротив, дети‑инвалиды обучаются в обычных (массовых) школах и не используют адаптированные образовательные программы.

И еще об одном термине, широко используемом в адаптивной физической культуре. Речь идет о термине «лица с отклонениями в состоянии здоровья», который входит в наименования бывшей специальности, а ныне направления подготовки кадров по адаптивной физической культуре. Группа разработчиков государственных образовательных стандартов, включая федеральный, по адаптивной физической культуре, руководителем которой является автор данного учебника, вводила этот термин как обобщенное понятие, охватывающее и инвалидов, и детей‑инвалидов, и инвалидов с детства, и обучающихся (лиц) с ограниченными возможностями здоровья, и обучающихся (студентов) специальных медицинских групп, и, вообще, всех, у кого наблюдались устойчивые отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания, состояние в период реабилитации после травм, болезней и т. п.; рис. 1).

Поэтому по тексту учебника будет достаточно часто говориться о лицах с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Но следует иметь в виду, что этот собирательный термин крайне сложно выразить в количественных мерах, поскольку существующие формы статистического наблюдения не имеют такой рубрикации.

 

Рис. 1. Основные категории граждан, отнесенные к «лицам с отклонениями в состоянии здоровья»: 1 – инвалиды, 2 – лица (обучающиеся) с ограниченными возможностями здоровья, 3 – обучающиеся и студенты специальных медицинских групп, 4 – другие категории лиц, имеющих хронические заболевания, находящихся на стадии ремиссии, и др.

 

Термин «реабилитация» происходит от латинского «ability» – способность, «rehabilitatio» – восстановление способности. В энциклопедическом словаре медицинских терминов она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последние десятилетия, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осознанием реабилитации инвалидов в России как важной государственной задачи.

Формирование современной нормативно‑правовой и институциональной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181, утверждение «Положения об учреждении Государственной службы медико‑социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (Кантор В. З., 2000).

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во‑первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе и, во‑вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т. е. только в индивидуальной плоскости).

Однако, как справедливо отмечает В. З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных категорий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе, социальная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.

Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъектов, в нашем случае – лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения.

Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В. З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни».

Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно‑исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (Иванов В. Н., 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.

Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица с отклонениями в состоянии здоровья выступают в трех социально‑уровневых измерениях (Кантор В. З., 2000).

Первое из них характеризует индивидуально‑личностный уровень (например, студент‑инвалид, обучающийся в вузе).

Второе представляет собой уровень малой социальной группы (например, команда спортсменов‑инвалидов, участвующая в соревнованиях различного ранга).

Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне большой социальной группы (групповой общности). Именно так представлены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие общественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, властными и законодательными структурами и др.

 

Система реабилитации

 

В специализированной литературе обнаруживаются упоминания о социальной, медицинской, трудовой, профессиональной, культурной, бытовой, семейной, эстетической, технической, первоначальной, полной, всесторонней, комплексной и других видах реабилитации.

На рис. 2 приводится классификация видов реабилитации, предложенная В. З. Кантором (2000), которая и предусматривает выделение трех классификационных признаков.

Исходная теоретическая посылка для разработки системного представления о реабилитации инвалидов состоит в том, что она рассматривается в качестве специфического направления социальной политики государства, которая, в конечном счете, и призвана утверждать или совершенствовать образ жизни общества в целом и отдельных социальных групп в частности.

 

Рис. 2. Классификация видов реабилитации (по В. З. Кантору)

 

С данной теоретической посылкой хорошо согласуется понимание цели реабилитации в связи с категорией образа жизни. Кроме того, эта посылка дает основания для утверждения, что всякая реабилитация является социальной.

Рассмотрение реабилитации инвалидов как специфической деятельности в области социальной политики обнаруживает ее многомерную структуру.

Во‑первых, реабилитация предстает в своем морфологическом (видовом) измерении: поскольку социальная политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, т. е. сферы труда, быта, культуры, постольку и реабилитация инвалидов должна охватывать как минимум эти три сферы их жизнедеятельности. Отсюда определяются три объективно необходимые направления реабилитации инвалидов: социально‑трудовая, социально‑бытовая и социально‑культурная.

Обеспечение продвижения по всем этим направлениям следует понимать как комплексную (всестороннюю) реабилитацию инвалида. В свою очередь, профессиональная реабилитация инвалидов являет собой частный случай социально‑трудовой реабилитации; эстетическая – социально‑культурной, а семейная – социально‑бытовой и т. п.

Во‑вторых, реабилитацию необходимо рассматривать как динамическое (стадийно‑уровневое) явление, в котором может выделяться первоначальная, элементарная и полная реабилитация.

В‑третьих, в зависимости от применяемых технологий, природы используемых средств и методов реабилитации, последняя может подразделяться на медицинскую, техническую (инженерную), психологическую, педагогическую.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что реабилитация инвалидов – это специфическая деятельность в области социальной политики, предполагающая повышение уровня социальной дееспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (и инвалидов) в сферах труда, быта, культуры на основе комплексного применения медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющая своей целью обеспечение готовности этой категории населения к реализации нормативного для данных общественно‑исторических условий образа жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.032 с.)