Глава 13. Организация адаптивного физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Организация адаптивного физического воспитания



 

Адаптивное физическое воспитание – самый массовый вид адаптивной физической культуры, занятия по которому проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию регламентировано, как правило, государственными программами или авторскими (инновационными) программами, прошедшими соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации.

В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1995 г., а практическая деятельность в области, называемой сегодня в государственных образовательных стандартах и официальных учебниках «адаптивное физическое воспитание», по существу, реализуется уже более 100 лет, необходимо сделать ряд замечаний по уточнению терминологии в этой области, чтобы исключить возможные и вполне естественные в данной ситуации недоразумения.

Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) – это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т. п., а именно: занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и др. – сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть – занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.

Однако переход на единую терминологию может продолжаться длительное время, поскольку написано и издано большое количество программ, учебников и учебно‑методических материалов (пособий, рекомендаций и др.), утверждено много государственных образовательных стандартов, включающих дисциплины, направленные на физическое совершенствование занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья (особенно в сфере образования), в которых адаптивное физическое воспитание представлено как «ритмика», «физическая культура», «физическое воспитание» и т. п. При этом принципиально важным является то, что адаптивное физическое воспитание, осуществляемое в форме занятий или уроков, является обязательным для занимающихся независимо от состояния их здоровья, управляемым и контролируемым государственными органами через государственные образовательные стандарты, программы, учебники, учебно‑методические материалы и с помощью таких процедур, как аттестация и аккредитация учреждений, осуществляющих эту деятельность.

В настоящее время адаптивное физическое воспитание в России осуществляется (во всяком случае должно осуществляться): в системе специального образования – с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования – с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах (отделениях).

 

13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования

 

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации специальное образование осуществляется в следующих учреждениях.

Дошкольные образовательные учреждения:

– детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

– детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно‑гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

– детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I–VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

I вид – для неслышащих (глухих);

II вид – для слабослышащих и позднооглохших;

III вид – для незрячих (слепых);

IV вид – для слабовидящих и поздноослепших;

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – для детей с нарушениями опорно‑двигательного аппарата;

VII вид – для детей с задержкой психического развития;

VIII вид – для умственно отсталых детей. Образовательные учреждения профессионального обучения и среднего профессионального образования – специальное (коррекционное) профессиональное (техникумы, колледжи) для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Единственное в России специализированное учреждение высшего образования – Московский государственный гуманитарный институт‑интернат.

Кроме перечисленных образовательных учреждений, профессиональное обучение и образование реализуются:

– в профессиональных колледжах (техникумах и училищах) (строительных, швейных, сельскохозяйственных и др.);

– в учебно‑курсовых комбинатах (пунктах), учебно‑производственных центрах, технических школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах.

Среднее профессиональное и высшее образование обучающиеся получают в специальных средних образовательных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения как среднего, так и профессионального высшего образования.

К системе специального образования относятся и так называемые классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы, которые в последние годы открываются в массовой школе, особенно широко для детей с задержкой психического развития.

Помимо перечисленных в системе специального образования, функционируют и другие образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья, куда относятся:

– оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторно‑лесная школа, санаторная школа‑интернат, санаторный детский дом);

– образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого‑педагогической и медико‑социальной (ППМС) помощи (ППМС – центры диагностики и консультирования, сопровождения, психолого‑педагогической реабилитации и коррекции, социально‑трудовой адаптации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения);

– специальные учебно‑воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии (специальная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище).

Учреждения специального образования реализуют адаптированные основные и дополнительные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего профессионального и высшего образования, которые регламентируются государственными образовательными стандартами.

Во всех перечисленных адаптированных образовательных и профессиональных образовательных программах предусмотрены занятия по адаптивному физическому воспитанию, как правило, не менее 3 раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и занятий ритмикой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физической культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и методических занятий по физической культуре (в вузе). Кроме того, предусмотрены занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня.

При разработке содержательного компонента стандарта образования дошкольников в области физической культуры были выделены три направления требований к организации физкультурно‑оздоровительной работы в дошкольном учреждении как в рамках основного образования, так и дополнительных образовательных услуг:

– образовательная программа физического совершенствования дошкольников;

– условия, способствующие реализации потребности детей в движении;

– профессиональная компетентность педагогов, организующих двигательную деятельность дошкольников.

Программа должна предусматривать проведение физкультурных занятий не менее 2 раз в неделю, физкультурных досугов – 1 раз в месяц, физкультурных праздников – 1 раз в сезон. Продолжительность физкультурных занятий в разных возрастных группах различная – от 20 мин в младшей группе до 35 мин – в подготовительной.

Необходимо отметить, что если для нормально развивающихся дошкольников существует большое количество программ физического совершенствования, количество которых постоянно увеличивается, то для детей с отклонениями в развитии есть только единичные рекомендации и немногочисленные научные исследования. Так, например, в настоящее время в дошкольных учреждениях могут использоваться следующие программы: комплексные – «Программа обучения и воспитания в детском саду» 1985 года, программы «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие»; парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре) – «Здоровье», «Здоровый дошкольник»; парциальные специализированные – «Старт», «Программа по физкультуре от 3 до 17 лет»; программы дополнительного образования – «Оздоровительно‑развивающая программа по танцевально‑игровой гимнастике для дошкольных учреждений (Са‑Фи‑Дансе)», «Путешествие в Олимпию» (Овечкина Т. А., Филиппова С. О., 2004).

Что же касается организации адаптивного физического воспитания в дошкольных учреждениях (физкультурно‑оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и интеллектуальном развитии), то здесь авторы подчеркивают, что такая работа имеет свои особенности, а деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей (Овечкина Т. С., Филиппова С. О., 2004).

До настоящего времени окончательно не решен вопрос по поводу программного обеспечения адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: нужны ли отдельные программы по адаптивному физическому воспитанию детей с отклонениями в развитии для каждого вида нозологии [как это имеет место в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов] или достаточно использовать имеющиеся, перечисленные программы для нормально развивающихся детей с учетом характера заболеваний детей с ограниченными возможностями здоровья, показаний и противопоказаний к тем или иным двигательным нагрузкам и физическим упражнениям.

Сложившаяся ситуация объясняется тем, что в нашей стране до 90‑х годов прошлого века по отношению к детям с отклонениями в развитии, детям‑инвалидам в возрасте от рождения до 7 лет доминировал так называемый лечебный подход, когда проблемами этих детей занимались преимущественно медицинские работники, которые использовали традиционные медицинские технологии: фармакологическое и хирургическое лечение, физиотерапевтические процедуры, ЛФК и массаж.

В то же время хорошо известно, что первичные нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из традиционного образовательного процесса, к нарушению связи с культурой как источником развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. А это, в свою очередь, приводит к возникновению вторичных нарушений развития, социальной недостаточности, потребности в обходных путях, других способах, инструментах «врастания в культуру», т. е. в специальном образовании.

Проведенные Институтом коррекционной педагогики РАО исследования убедительно показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно предупредить появление новых специальных потребностей, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка и снижение уровня его социальной недостаточности. Получены данные, доказывающие, что грамотно организованная ранняя (с первых недель жизни) комплексная коррекция нарушений в развитии открывает для 25–27 % детей возможность полноценного включения в общий образовательный поток (Малофеев Н. Н., 2003). Учеными этого института разработана система коррекционно‑развивающих игр, которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального учреждения (дома ребенка) (Ю. А. Разенкова, И. А. Выродова).

Именно поэтому в концепции реформирования системы специального образования важнейшей стратегической задачей является создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства (в том числе коррекционно‑педагогического) и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Одним из шагов в этом направлении можно считать рекомендацию Министерства здравоохранения Российской Федерации[4] о включении в структуру учреждений, осуществляющих медико‑социальную и психологическую реабилитацию детей‑инвалидов на региональном и местном уровне, «школ адаптивной физической культуры», основными задачами которых является проведение оздоровительно‑развивающих, коррекционных и профилактических занятий как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом.

Учитывая, что в системе здравоохранения в настоящее время действуют более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения и кабинеты, и 250 домов ребенка, в которых детям оказывают реабилитационную помощь, школы адаптивной физической культуры могут сыграть важную роль во внедрении адаптивного физического воспитания детей с самого раннего возраста.

Как показано в исследованиях Д. Ф. Мосунова (2000), М. Н. Лосевой (2001) и др., одним из эффективнейших направлений адаптивного физического воспитания является использование физических упражнений в водной среде и технологий гидрореабилитации.

Одним из перспективных направлений внедрения адаптивного физического воспитания в практику является работа специалистов по адаптивной физической культуре (тренеров‑преподавателей и инструкторов‑методистов) в так называемых группах кратковременного пребывания, открываемых в специальных дошкольных образовательных учреждениях (например, в детских садах компенсирующего вида) для детей, посещающих обычные детские сады или воспитывающихся дома.

В группах кратковременного пребывания дети могут получать необходимую коррекционную помощь с 1‑го года жизни (в том числе и в области адаптивной физической культуры) силами квалифицированных специалистов. Дети, обучающиеся в группах кратковременного пребывания, включаются в списочный состав данного учреждения, а на группу распространяется традиционный статус. Такие группы позволяют включить в образовательный процесс детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, которые не могут посещать даже специальное образовательное учреждение и воспитываются дома. Это открывает для таких детей перспективы более успешной социализации.

В отличие от дошкольных образовательных учреждений в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии система организации адаптивного физического воспитания давно сформировалась и постоянно совершенствуется.

Для каждого вида специальных (коррекционных) школ разработано не одно поколение программ по физической культуре. Так, в специальных школах VIII вида в настоящее время действует десятая программа, первая из которых появилась в 1950 г.

В начальных классах адаптивное физическое воспитание реализуется при изучении детьми двух дисциплин – ритмики и физической культуры, на которые выделяется по 1 ч и по 2 ч в неделю соответственно, а в последующих классах – при изучении физической культуры по 3 ч в неделю.

Помимо уроков физической культуры, программы по этой дисциплине для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов, предусмотрены физкультурно‑оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки и паузы, дополнительные занятия во второй половине дня.

Для специальных учреждений среднего профессионального образования с целью осуществления адаптивного физического воспитания обучающихся рекомендуются программы по физической культуре специальных (коррекционных) школ, что во многих случаях оправдано.

Что же касается специального высшего учебного заведения – Московского государственного гуманитарного института‑интерната, то программа по физической культуре, предусмотренная государственными образовательными стандартами по всем без исключения специальностям высшего профессионального образования, для студентов с ПОДА, которые там обучаются, занятия проводятся по индивидуальным планам преподавателей этого вуза.

В настоящее время дети, подростки, молодежь с отклонениями в состоянии здоровья обучаются и в системе массового образования, о чем пойдет речь в следующем разделе.

 

13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования

 

Адаптивное физическое воспитание в системе массового образования осуществляется преимущественно в общеобразовательных школах и вузах с контингентом школьников и студентов специальных медицинских групп. В эти группы включаются учащиеся и студенты, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Порядок распределения обучающихся на группы для занятий физической культурой (основную, подготовительную, специальную) определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

Занятия физической культурой с занимающимися специальной группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы или вуза. Дети, подростки и молодежь со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях ЛФК.

Включение учащихся и студентов в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер – в зависимости от вида и тяжести заболевания и наличия других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться педагогом совместно с врачом при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

В зависимости от тяжести и характера заболеваний школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы – А и Б – с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем.

Группы учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, комплектуются школьным врачом совместно с учителем физкультуры на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности, освоения двигательных умений и навыков и функционального исследования, которое должно проводиться в конце текущего учебного года (апрель – май), завершаться к 1 июня и оформляться приказом директора школы, который, в свою очередь, должен быть издан до 1 сентября:

Таким образом, организация и управление адаптивным физическим воспитанием в массовой школе сводятся к следующему.

1. Определение школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которых, по сути, освобождают от традиционных уроков по физической культуре.

2. Распределение школьников с отклонениями в состоянии здоровья, освобожденных от обычных уроков по физической культуре, на три группы:

– дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья, которым рекомендуются занятия только ЛФК (группа ЛФК);

– дети и подростки с отклонениями в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями (специальная медицинская группа, подгруппа А), которым рекомендуются двигательные режимы при частоте пульса до 150 уд./мин;

– школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (специальная медицинская группа, подгруппа Б), которым рекомендуются двигательные режимы при частоте пульса до 130 уд./мин.

3. Осуществление деятельности по адаптивному физическому воспитанию со школьниками, освобожденными от традиционных уроков физической культуры, в соответствии с проведенным распределением их на группы:

– дети и подростки, отнесенные к группе ЛФК, освобождаются от занятий адаптивным физическим воспитанием и отправляются на занятия ЛФК в лечебно‑профилактические учреждения (там, где это возможно) или им назначаются соответствующее лечение и наблюдение;

– школьники, отнесенные к специальной медицинской группе как к подгруппе А, так и к подгруппе Б, должны заниматься адаптивным физическим воспитанием, занятия по которому планируются в расписании и проводятся до или после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин;

– дети и подростки, отнесенные к специальной медицинской группе, в связи с их разделением на подгруппы А и Б образуют группы, состоящие из школьников разных классов 1–4, 5–8, 9–11 или других сочетаний, и занимаются в них до или после уроков.

Оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися специальных медицинских групп, должна производиться в пределах денежных средств по фонду заработной платы учителей с их тарификацией по ставкам зарплаты (Велитченко В. К., 2000).

Необходимо констатировать, что данная организационно‑управленческая структура адаптивного физического воспитания далека от совершенства и имеет ряд недостатков, главными из которых являются следующие.

Во‑первых, утверждение об обязательности занятий адаптивным физическим воспитанием со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, носит явно декларативный характер. Вынесение занятий по адаптивному физическому воспитанию за рамки расписания уроков, направление школьников со значительными отклонениями в состоянии здоровья в лечебно‑профилактические учреждения, оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися специальных медицинских групп, по остаточному принципу, несовершенство программ по адаптивному физическому воспитанию, недостаточная подготовленность учителей физической культуры к проведению подобной работы – все это приводит к тому, что занятия по адаптивному физическому воспитанию, по существу, не являются обязательными.

Во‑вторых, дифференцированность, изолированность и даже скрытность системы специального образования в нашей стране привели к тому, что специалисты массовой школы, работающие в области физической культуры, практически ничего не знают об этой системе, не используют накопленный в ней опыт. Ведь в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов, где обучаются дети со значительно более выраженными, по сравнению со школьниками массовой школы, отклонениями в состоянии здоровья, уроки физической культуры, ритмики (или иначе, уроки адаптивного физического воспитания) являются обязательными и проводятся в сетке расписания уроков. Кстати говоря, и занятия ЛФК проводятся в этих же образовательных учреждениях, а не в лечебно‑профилактических.

Перечисленные недостатки, а также и ряд других объективных причин привели к тому, что в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья учащейся молодежи.

Как отмечается в решении совместного заседания коллегий Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002 года, традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в усилении образовательной направленности учебных занятий по традиционной и адаптивной физической культуре, новых подходах к воспитательной работе, в расширении внеучебной физкультурно‑оздоровительной и спортивной деятельности, в значительном улучшении материально‑технической базы.

Проведенные в Институте адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта научные исследования, результаты педагогического эксперимента в школе № 700 Василеостровского района г. Санкт‑Петербурга позволили предложить следующие установочные положения по организации адаптивного физического воспитания в общеобразовательной школе.

1. Адаптивное физическое воспитание учащихся с ослабленным здоровьем предполагает введение в школе обязательных уроков по адаптивной физической культуре.

2. Эти уроки обязаны посещать все без исключения школьники с отклонениями в состоянии здоровья, которые относятся как к специальным медицинским группам, включая обе подгруппы А и Б, так и к группам ЛФК. Временное освобождение от занятий этим школьникам выдается только на период обострения заболевания.

3. Уроки по адаптивной физической культуре должны проводиться в те же часы, что и уроки обычной физической культуры, в соответствии со школьным расписанием.

4. Уроки со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья должны проводить специалисты по адаптивной физической культуре со средним профессиональным или высшим образованием в этой области или специалисты по физической культуре и спорту, прошедшие курсы повышения квалификации или переподготовку по адаптивной физической культуре.

5. Уроки по адаптивной физической культуре желательно проводить в специальном (отдельном) спортивном зале, который может быть оборудован из обычного класса, или на воздухе.

6. Уроки с детьми и подростками с отклонениями в состоянии здоровья необходимо проводить по специально разработанной программе адаптивного физического воспитания[5].

7. Разделение класса на группы с учетом состояния здоровья для проведения отдельных уроков по физической культуре и адаптивной физической культуре является непременным условием правильной организации адаптивного физического воспитания в образовательном учреждении. Недооценка возможностей адаптивной физической культуры в коррекции состояния здоровья детей приводит к тому, что в настоящее время они чаще всего просто освобождаются от занятий физическими упражнениями или, вместо того чтобы разделить класс на группы (как это делается по таким предметам, как иностранный язык, информатика) и проводить со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья обязательные уроки по адаптивной физической культуре в рамках действующего расписания школьных уроков, рекомендуется проводить занятия со специальными медицинскими группами до или после уроков с детьми разных возрастных категорий.

8. В процессе адаптивного физического воспитания необходимо значительно больше уделять внимание его образовательной составляющей. Сообщение теоретических сведений о закономерностях функционирования здорового организма, тех или иных заболеваниях, мерах их предупреждения, способах преодоления и профилактики и др. необходимо организовывать не только в форме бесед (групповых и индивидуальных) до, после или в процессе двигательной подготовки, но и в форме отдельного теоретического урока (Лукьяненко В. П., 2002).

Физическая культура как учебная дисциплина в образовательной организации высшего образования предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основного (подготовительного), специального и спортивного.

 

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно‑технической подготовленности.

Содержание теоретических и практических занятий в группах специального медицинского отделения включает программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально‑прикладную физическую подготовку, а также элементы спортивной тренировки.

Ректоры вузов обязаны обеспечивать реализацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусматривать в учебных планах выделение 400 ч трудоемкости (72 академ. ч) на дисциплину «Физическая культура», планируя часы на теоретическую, методико‑практическую подготовку и контроль знаний, умений, навыков, компетенции с выставлением итоговой оценки. Обязательный (элективный) курс физического воспитания в объеме 328 академ. ч может дополняться дисциплинами по выбору, а также факультативными занятиями (1–2 ч в неделю) во внеучебное время. Из указанных 400 ч выделяются часы на теоретический курс, проводимый в форме лекций, семинарских занятий в течение 4‑х лет обучения в вузе.

Современные сведения по организации и содержанию адаптивного физического воспитания обобщены в работе О. Э. Евсеевой (2015)[6].

В качестве положительного примера поиска новых форм организационно‑управленческих структур адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях высшего образования следует привести создание в Калининградском государственном университете специальной кафедры «Адаптивная физическая культура», которой ректоратом поручена организация и практическая деятельность со студентами всех факультетов, отнесенными к специальному медицинскому отделению (Пельменев В. К., 2002).

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Какие термины используются в настоящее время в качестве синонимов понятия «адаптивное физическое воспитание»?

2. В каких учреждениях системы специального образования проводятся занятия по адаптивному физическому воспитанию?

3. Как организуется процесс адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях?

4. Расскажите об организации процесса адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

5. Как должно осуществляться и как осуществляется адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (массовых школах)?

6. Расскажите о системе адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях высшего образования (вузах).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.052 с.)