Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания
Ведущими сквозными функциями адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются коррекционная компенсаторная и профилактическая функции, которые реализуются в процессе образования, развития и воспитания детей, а также образовательная, развивающая, воспитательная функции.
Здесь необходимо уточнить, что эти функции должны реализовываться с первых дней жизни ребенка и в содержательном плане быть ориентированы на формирование жизненной компетентности детей.
По мере взросления детей возрастает значение формирования у них «Я‑концепции» и профессионального самоопределения.
Открытие новых направлений подготовки кадров «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (уровни бакалавриата и магистратуры), специальности «Адаптивная физическая культура» – среднего профессионального образования – по существу, сняло существовавший десятилетиями запрет для инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья на получение профессии в сфере физической культуры. Поэтому на занятиях (уроках) по адаптивному физическому воспитанию возможна профессиональная ориентация детей с отклонениями в развитии не только на традиционные для конкретных нозологических групп профессии, но и на профессии в области адаптивной физической культуры.
Современные тенденции интеграции детей с отклонениями в развитии не только в системе специального образования (интернальная интеграция), но и в массовые школы (экстернальная интеграция, инклюзия) значительно увеличивают роль социальных функций адаптивной физической культуры – социализирующей, интегративной, коммуникативной и гуманистической.
Важнейшим условием при реализации данных функций, позволяющим достичь положительных результатов, является специально организованная работа с детьми и педагогами массовой школы по подготовке их к контактам и общению с детьми, имеющими отклонения в развитии и, особенно, инвалидность.
Отмечая несомненную значимость всех принципов адаптивной физической культуры, необходимо отметить, что наибольшее практическое значение в адаптивном физическом воспитании имеют реабилитационные принципы: ранней диагностики и компетентной помощи, учета сенситивных и других периодов развития, ориентации на зоны актуального и ближайшего развития.
Учитывая, что адаптивное физическое воспитание осуществляется в процессе решения традиционных образовательных, гигиенически развивающих и воспитательных задач, большое значение имеют и общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности, которые при работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, имеют свои особенности (см. главу 8).
В завершение необходимо отметить, что разработка и содержание государственных программ по адаптивному физическому воспитанию осуществляются с учетом всех рассмотренных ранее принципов.
? Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите об отличительных чертах адаптивного физического воспитания.
2. Конкретизируйте цели адаптивного физического воспитания, решаемые государством и каждым человеком с отклонениями в состоянии здоровья.
3. Каковы иерархия и приоритетность задач адаптивного физического воспитания?
4. В чем состоит структурная перестройка модернизируемой в настоящее время системы специального (коррекционного) образования?
5. Какова роль адаптивного физического воспитания в данной перестройке?
6. Перечислите функции и принципы, имеющие ведущее значение в адаптивном физическом воспитании. Почему?
|