Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Олимпийские идеалы и ценности и базирующиеся на них концепции паралимпизма, сурдлимпизма и Специальной ОлимпиадыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Олимпийской хартией в качестве базовой трактовки олимпизм определяется как философия жизни, возвышающая и объединяющая в одно сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. В этом же руководящем документе олимпийского движения во втором пункте «Основополагающих принципов» сказано: «Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства»[2]. Существует множество публикаций, посвященных олимпийским идеалам и ценностям, в которых обсуждаются различные подходы к их трактовке, рассматривается большое количество этих идеалов и ценностей, принципов их классифицирования и т. п. Однако в настоящее время в разделе сайта МОК «Олимпизм в действии» выделены три ценности – «совершенство», «уваже ние» и «дружба». Эти же ценности рассматриваются и в методических материалах по олимпийскому образованию, подготовленных Оргкомитетом Сочи‑2014. В соответствии с этими методическими материалами: • совершенство – это полная самоотдача как на спортивной арене, так и в жизни; причем речь идет не столько о триумфальной победе, сколько об упорной борьбе за достижение поставленных целей, ежедневном преодолении себя, т. е. о стремлении к совершенству; • дружба – это не только привязанность между отдельными людьми, а и между целыми народами и культурами, причем спорт – это инструмент, который помогает найти взаимопонимание между людьми и целыми народами, а дружба в команде помогает достичь лучшего результата, чем простая сумма всех усилий; • уважение – это уважение к себе, своему телу, к другим, к окружающей среде, а в спорте – это соблюдение правил, средство борьбы против использования допинга и других злоупотреблений, уважение к сопернику исключает использование неспортивных средств достижения целей (Столяров В. Н., 2014). Говоря о трех важнейших олимпийских ценностях, уместно вспомнить позицию основоположника современных олимпийских игр – Пьера де Кубертена по отношению к этим ценностям. Например, отношение Кубертена к победе, стремлению достичь максимального результата часто выражают неточно, ошибочно приписывая ему фразу: «Главное в Олимпийских играх не победа, а участие» или «На Олимпийских играх важно не столько побеждать, сколько участвовать» (Макинтош П., 1998). На самом деле эту фразу использовал архиепископ Пенсильванский Э. Тальбот в своей речи 17 июля 1908 года в соборе Святого Павла в Лондоне, обращенной к участникам IV Олимпийских игр. По мнению же Кубертена, главное – это не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемое в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков; необходимо бороться «храбро» – на основе принципов, воспитывающих более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество (Столяров В. И., 2014). Таким образом, позиция Кубертена по обсуждаемому вопросу такова – олимпийское поведение в соперничестве предусматривает не простое участие, а проявление мужества, воли, настойчивости, стремление к достижениям, максимально возможному результату, победе, но при этом отказ от желания победить любой ценой за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперникам, посредствам обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий. Олимпиец должен отдавать предпочтение честному, благородному поведению в спортивных поединках. Нетрудно видеть, что позиция Кубертена нашла отражение в современной трактовке олимпийских ценностей – совершенства, дружбы, уважения. В настоящее время идеи и ценности олимпизма активно используются в паралимпийском, сурдлимпийском и специальном олимпийском движениях, в которых участвуют инвалиды и другие категории лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Все эти движения объединяются адаптивным спортом, в рамках которого выделяются следующие виды спорта – спорт слепых, лиц с ПОДА, ЛИН (включены в программу Паралимпийских игр), глухих (составляет основу Сурдлимпийских игр), массовая физическая культура для ЛИН (включена в программу Специальных Олимпийских игр). Все перечисленные виды адаптивного спорта, оформленные в соответствующие движения, опираясь на олимпийские ценности, создают собственные концепции, конкретизируя применительно к особенностям атлетов ценности адаптивного спорта. В настоящее время выделяют следующие основные ценности олимпийских форм функционирования адаптивного спорта: смелость, равенство, решимость, вдохновение (Столяров В. И., 2014). Например, клятва спортсменов на Специальных Олимпиадах содержит следующее выражение: «Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке». Рассмотрим ценности олимпийских форм адаптивного спорта: – смелость – это каждодневное преодоление трудностей, включение в борьбу за высшие результаты, преодоление не только физических препятствий, но и страха предстать перед обществом, которое часто рассматривает наличие инвалидности как порок, неполноценность или ущербность; открытие в себе возможностей, от которых раньше и не подозревал; – решимость – то, что требуется от атлета‑инвалида для достижения результата, что позволяет упорно идти к поставленной цели и бороться за победу; – равенство – то, что позволяет стирать границы и барьеры между людьми с инвалидностью, обеспечивает возможность участвовать в спортивной деятельности; – вдохновение – это то, что подталкивает к собственным свершениям или как минимум вызывает чувство сопричастности к общему действу; вдохновение спортсменов‑инвалидов дает основание для восхищения ими, использование их как примера силы духа и достижений в собственной жизни (Столяров В. И., 2014). Подводя итог рассмотрению морально‑нравственного воспитания в адаптивной физической культуре, выделим основные институты воспитания, где этот процесс осуществляется. Общечеловеческие ценности, идеалы, нормы формируются преимущественно в семье, ценности всестороннего развития личности – в системе образования, гражданственность и патриотизм, российская идентичность – в системе образования и профессиональной деятельности, а олимпийские ценности, ценности адаптивного спорта – только в процессе занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Очень важно, что занятия адаптивной физической культурой и, особенно, адаптивным спортом, по сути, совпадают по времени с периодом семейного воспитания и периодом образовательной деятельности обучающихся (от дошкольных образовательных организаций до образовательных организаций высшего образования). Возможности суммирования влияний перечисленных институтов воспитания (самообразования, адаптивной физической культуры) за счет улучшения координации между ними создают дополнительные ресурсы и потенции в этом деле. В заключение уточним ряд позиций, касающихся воспитания ЛИН. Особенности воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с поражением интеллекта – недостаточность речи и мышления, нарушения в эмоционально‑волевой сфере, снижение самостоятельности, самокритичности, неразвитость элементарных человеческих эмоций и чувств (страха, обиды, смущения) и др. – существенно затрудняют воспитание у них социально‑нормативного поведения. Изоляция детей во вспомогательных школах, ограничение их социальных контактов со здоровыми детьми часто способствуют развитию безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма. В адаптивной физической культуре и, в частности, в адаптивном спорте могут эффективно использоваться следующие методы: – формирование нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, диспут, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях, и др.): – формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально‑нормативного поведения (организация различных видов физкультурно‑спортивной деятельности, межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение); – стимуляция и подкрепление социально‑нормативного поведения личности и коллектива (команды) (поощрение, осуждение, наказание). Применение предметных действий, сюжетно‑ролевых, подвижных и спортивных игр, соревновательной деятельности с ее простой, но строгой регламентацией условий и правил состязаний и сопоставления результатов и других факторов позволяет соблюсти важнейшие требования к нравственно‑правовому просвещению умственно отсталых школьников, приучению их к коллективной деятельности с соблюдением кодекса спортивной чести, правил честной игры («Фэйр Плэй»). К этим требованиям относятся (Синев В. Н., 1994): – доступность содержания предлагаемых сведений (конкретность материала, его связь с жизненным опытом, использование наглядных средств и др.); – увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры и соревновательности; – обеспечение интеллектуальной активности учащихся; – четкость выводов, содержащих рекомендации по социально‑нормативному поведению школьников; – систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения (предложение учащимся передать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл младшим школьникам, использовать ее для контроля и самоконтроля, оценки и самооценки поведения в различных ситуациях). Как отмечает В. Н. Синев (1994), сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивания, установление причинно‑следственных связей – все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка. Огромный потенциал воспитательных воздействий, например адаптивного спорта, объясняется тем, что он, по существу, является моделью жизни, причем очень конкретной, наглядной, доступной для понимания детям и взрослым, в том числе и лицам с ограниченными возможностями. Адаптивный спорт дает возможность как бы побывать в тех жизненных ситуациях, в которых присутствуют и дружба, и взаимопонимание, и объединение в единый сплоченный коллектив, и соперничество, и борьба. Но это происходит не в настоящей обстановке, а в спортивной, игровой. В олимпийском спорте, например, существует своя «конституция» – Олимпийская хартия, где изложены основные принципы олимпийского движения, раскрыты механизмы управления им (МОК, международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты и их связи с МОК) и другие вопросы. Существуют четкие правила организации учебно‑тренировочной и соревновательной деятельности и специального олимпийского движения, в котором участвуют лица с поражением интеллекта. Участие в тренировках и соревнованиях по целому ряду зимних и летних видов спорта, адаптированных к возможностям таких занимающихся, позволяет решать воспитательные задачи, которые значительно труднее решаются в других видах человеческой деятельности. Так, например, дети с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, осваивая достаточно простые умения и навыки игры в хоккей на полу, тактические приемы и комбинации, одновременно узнают и о правилах состязаний (попал «шайбой» в ворота – гол, толкнул соперника в спину – нарушение и т. п.), требованиях, которые они должны выполнять (регулярно тренироваться, выполнять режим дня, участвовать в общественно полезном труде и др.). Все эти правила, требования, социально‑нормативные условия очень просты, справедливы (одинаковы для всех), вполне доступны для усвоения (разумеется, при многократных повторениях и длительном обучении). Сама игровая деятельность увлекательна, эмоциональна, притягательна для детей и взрослых. Поэтому отстранение от нее воспринимается занимающимися как наказание. Принципиально важным моментом в Специальной Олимпиаде являются соревнования. Здесь специальные спортсмены узнают о том, как дорого могут обойтись команде их ошибки, нарушения правил и другие поступки. Сама суть соревнования предполагает выход учащихся за пределы своих учреждений, взаимодействие с обществом здоровых людей (спортивными судьями, зрителями, представителями средств массовой информации), а также с воспитанниками других специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Участие в региональных, всероссийских и особенно международных соревнованиях предполагает еще большее вхождение в социум, предъявляет повышенные требования к социально‑нормативному поведению, в том числе его морально‑правовым аспектам (поведению в транспорте, проживанию в гостиницах и общежитиях, встречам с иностранными гражданами, знакомству с простейшими законами и нормами международного права, принципами интернационализма и т. п.). Именно в это время создается коллектив специальных спортсменов (сборные команды специальной школы, города, страны, команды по отдельным видам спорта, в том числе по спортивным играм и др.). И педагог имеет возможность осуществления воспитательных мероприятий в коллективе и через коллектив, что создает реальные предпосылки для повышения их эффективности. На примере адаптивного спорта можно проводить нравственные беседы практически на все темы, предлагаемые специалистами по коррекционной работе: честность и справедливость, простота и скромность; неприятие несправедливости, равнодушие и зло; дисциплина и культура поведения; товарищество и взаимопомощь; коллективизм; любовь к Родине и др. (Буфетов Н. М., 1988). Но главное состоит в том, что адаптивный спорт является той благодатной сферой, в которой все перечисленные и ряд других положительных нравственных качеств, обусловливающих социально‑нормативное поведение, могут формироваться и совершенствоваться. Международный опыт, в первую очередь Соединенных Штатов Америки, показывает, что в рамках специального олимпийского движения могут реализовываться и такие акции, как участие спортсменов в общественной деятельности: участие в работе общественных организаций, публичные выступления, внесение предложений по совершенствованию работы различных учреждений и др. (программа «Партнерские клубы»). Однако все эти достоинства и преимущества адаптивного спорта могут быть использованы только в случае тщательно спланированной и продуманной системы воспитательных мероприятий. Если же всю работу пустить на самотек, то тот же адаптивный спорт может принести диаметрально противоположные результаты и стать причиной агрессии, эгоцентризма, асоциального поведения. Помимо воспитания социально‑нормативного поведения, адаптивная физическая культура предоставляет хорошие возможности для формирования социально‑бытовой ориентировки учащихся, закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по данной тематике. Участие в учебно‑тренировочной и соревновательной деятельности, выезды в командировки, особенно в другой город, страну, позволяют активизировать процесс приобретения учащимися экономико‑бытовых знаний и умений. Совместные с тренером экскурсии в спортивные, продовольственные магазины, покупка спортивной формы, инвентаря, продуктов питания и т. п. являются хорошими практическими упражнениями для выработки соответствующих знаний и умений. Дети с отклонениями в развитии очень любят обмениваться предметами спортивной атрибутики (вымпелами, значками, сувенирами), обсуждать сделанные ими обмены, что способствует их интеллектуальному развитию, расширению общего кругозора, формированию культурных потребностей, приобретению экономико‑бытовых знаний. Очень характерны для адаптивного спорта ситуации обсуждения с тренером, руководителем делегации бюджета той или иной поездки, размеров суточных командировочных расходов. Проверка состояния и условий хранения спортивной одежды, спортивного инвентаря, порядка в залах и раздевалках, бережливого отношения к расходу воды, электроэнергии (закрыт ли душ? выключен ли свет в туалете и раздевалке?) формирует бережливость, стремление к упорядоченному ведению хозяйства. Немаловажной частью быта является труд, включающий в себя самообслуживание и хозяйственно‑бытовую деятельность (ремонт спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря, изготовление простейших тренажеров и приспособлений). Весьма полезно специально организованное общение с известными спортсменами, деятелями культуры и искусства. Это способствует стимуляции желания читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы. Активные занятия физическими упражнениями немыслимы без повышенных требований к соблюдению правил поведения, санитарно‑гигиеническим умениям, необходимым школьникам в дальнейшей жизни. Большое значение для успешного закрепления приобретенных в школе, во время многогранной деятельности в области адаптивной физической культуры знаний и умений социально‑бытового плана имеет их практическое применение в домашних условиях. Поэтому необходимо проводить лекции, беседы, практикумы, тренинги для родителей, разъясняя задачи и содержание социально‑бытовой ориентации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений. Адаптивный спорт и деятельность, с ним связанная, позволяют осуществлять трудовое воспитание учащихся вспомогательных школ. Специальный олимпийский комитет г. Санкт‑Петербурга дает пример реализации всех трех видов общественно полезного труда лицами с ограниченными возможностями: – самообслуживающий и хозяйственно‑бытовой труд; – труд в порядке шефства; – производительный труд, обеспечивающий производство товарной продукции (Коркунов В. В., 1994). Примеры первого вида труда уже приводились, в качестве примера труда в порядке оказания шефской помощи можно привести работу по благоустройству спортивных площадок и даже участие в их строительстве во время отдыха в летних оздоровительных лагерях. И, наконец, есть примеры участия воспитанников спецшкол в производительном труде, обеспечивающем производство спортивной атрибутики (кубков, вымпелов, значков, брелков и др.), которое налажено Специальным олимпийским комитетом г. Санкт‑Петербурга. В Санкт‑Петербурге и во многих региональных отделениях Специальной Олимпиады России занятия специальных спортсменов адаптивным спортом сочетаются с их активным участием в программах специального искусства (Спешиал Арт), что позволяет осуществлять и эстетическое воспитание данных учащихся. Так, например, на фестивалях спорта и творчества Специальным комитетом г. Санкт‑Петербурга, помимо программы Специальной Олимпиады, проводится целая серия мероприятий по культурно‑массовой работе и художественному творчеству воспитанников: – выставка‑ярмарка творческих работ по изобразительному искусству и прикладному творчеству; – творческие мастерские; – мастер‑классы, демонстрирующие процесс творчества детей, сопровождающиеся комментариями педагога; – демонстрация моделей (одежды, аксессуаров различных времен и эпох); – концерты творческих коллективов. Представленные на фестивале творческие работы и выступления специальных артистов свидетельствуют о высоком уровне их мастерства, развитом чувстве прекрасного. Огромное значение для детей с поражением интеллекта имеет воспитание у них самостоятельности. Разумеется, для этого могут быть использованы все средства и методы. Однако здесь этот процесс протекает значительно медленнее, требует больших усилий педагогов и родителей, более дифференцированных и простых индивидуальных заданий.
? Контрольные вопросы и задания 1. В чем суть концепций «инвалидизма» и социальной полезности инвалидов? 2. Каковы основные положения личностно‑ориентированной гуманистической аксиологической концепции отношения общества к инвалидам? 3. Какие волевые качества целесообразно воспитывать в адаптивной физической культуре? 4. Целеустремленность и ее воспитание. 5. Самообладание и ее воспитание. 6. Назовите основные группы морально‑нравственных качеств. 7. Общечеловеческие ценности (нормы, идеалы) нравственности. 8. Идеалы и ценности всестороннего (гармоничного) развития личности. 9. Идеалы и ценности гражданственности, патриотизма и российской идентичности. 10. Олимпийские идеалы и ценности и базирующиеся на них концепции паралимпизма, сурдлимпизма и Специальной Олимпиады.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.01 с.) |