Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции физического воспитания и спортаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитывая, что основным «орудием» воздействия на занимающихся в адаптивной физической культуре является упражнение, данная группа функций является наиболее значимой. Развивающая функция адаптивной физической культуры создает предпосылки для всестороннего развития человека с отклонениями в состоянии здоровья (физического, интеллектуального, психического, волевого и др.) в процессе занятий физическими упражнениями. Как правило, любые отклонения в состоянии здоровья человека, ограничивающие его двигательные проявления, являются причинами гиподинамии и гипокинезии. Поэтому при реализации развивающей функции в адаптивной физической культуре прежде всего стремятся к активизации именно физического развития занимающихся. У детей с отклонениями в состоянии здоровья отставание и несформированность двигательной сферы, несовершенство механизмов управления движениями находятся в прямой зависимости от тяжести основного дефекта, который негативно влияет на структуру и функции всех органов и систем (Шапкова Л. В., 2005). По данным А. А. Дмитриева (1991), Е. С. Черника (1997), дети с умственной отсталостью существенно отстают от здоровых сверстников: по показателям силы основных мышечных групп туловища и конечностей на 15–30 %, быстроты движений – на 10–15 %, выносливости – на 20–40 %, скоростно‑силовых качеств – на 15–30 %, подвижности в суставах – на 10–20 %, что является следствием вторичных нарушений. В разном соотношении аналогичные отклонения отмечаются у детей со зрительной патологией (Касаткин Л. Ф., 1980; Кручинин В. А., 1987; Азарян Р. Н., 1989; Ростомашвили Л. Н., 1999), у глухих и слабослышащих школьников (Панченко Т. В., 1983; Байкина Н. Г., Сермеев Б. В., 1991; Смекалов Я. А., 2000), у студентов‑инвалидов (Хомутов Г. А., 1999), у детей и взрослых после ампутации конечностей (Курдыбайло С. Ф., 1993; Солодков А. С., Морозова О. В., 1996). Таким образом, нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция адаптивной физической культуры заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий. Физические способности проявляются в конкретных движениях: многократное их повторение улучшает и качество техники двигательного действия, и функции, его обеспечивающие. На практике педагогические воздействия осуществляются двумя путями: попутно – стимулированием способностей в процессе формирования новых двигательных умений и целенаправленно – в специально организованных занятиях с использованием усвоенных физических упражнений. Доступное и постепенное увеличение физической нагрузки сопровождается благоприятными перестройками в организме, развитием целого комплекса физических способностей, необходимых в учебной, бытовой, профессиональной, спортивной деятельности (Шапкова Л. В., 2005). Вместе с совершенствованием физических качеств и способностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья развивающая функция предполагает возможности для развития у них сенсорного восприятия, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер. Соревновательная функция адаптивной физической культуры базируется на состязательности – важном социальном и этнологическом принципе (Визитей Н. Н., 2006). Состязательность, обличенная в форму соревнования, является важнейшим условием формирования самосознания человека, его рефлексии, которые немыслимы без сопоставления себя с другим человеком. Нельзя сказать о себе что‑либо определенное, идентифицировать самого себя, не соотнося с иным субъектом, носителем такого же качества или такой же способности (Визитей Н. Н., 2006, 2009). При этом человек, сопоставляясь с другими, соревнуясь с реальным, а иногда виртуальным другим, не может оставаться безразличным, индифферентным как к развертыванию, так и особенно к результату этого процесса. И процесс, и особенно результат неизменно остро и эмоционально переживаются, оцениваются и, безусловно, «задевают человека за живое». Как отмечал родоначальник немецкой классической философии И. Кант, наиболее фундаментальное, сущностное в нас – наше «человеческое», во‑первых, дано нам только сопоставительно (сравнительно), во‑вторых, дано оценочно, в‑третьих, дано в рамках тотального сопереживания – как себялюбие, имеющее определенное содержание, тот или иной эмоционально‑волевой состав (приводится по Визитею Н. Н., 2006). Именно в этом заключается огромный воспитательный и социализирующий потенциал соревнования, являющийся сутью, основой адаптивного спорта и красной нитью пронизывающего другие виды адаптивной физической культуры – адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, креативные и экстремальные виды двигательной активности лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Состязательность, соревнование не всегда осознанно, но активно используются в многочисленных шоу‑программах на телевидении (соревнованиях в танцах на паркете, фигурном катании, вокальных состязаниях и др.). Однако только в спорте, в том числе в адаптивном спорте, этот социальный и этнологический принцип реализуется в максимально возможной степени, благодаря четкой регламентации соревновательной деятельности в правилах соревнований, реализующих установки объективности, «честной игры», открытости или публичности, а также целого ряда других норм поведения спортсменов, судей, зрителей. Рекреативная функция адаптивной физической культуры реализуется как удовлетворение потребностей в активном отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности с целью восстановления физических и духовных сил, общении (Евсеев С. П., 1996, 2005). Если реабилитация нацелена на восстановление человека после болезни или травмы, то рекреация – на его восстановление после утомления от трудовой, учебной, соревновательной и других видов деятельности, а также на его профилактику (причем не на пассивное, а на активное восстановление и профилактику). Ведь активный отдых, как утверждают физиологи, значительно эффективнее пассивного (И. М. Сеченов). Вместе с тем в процессе рекреативных занятий, изобилующих коммуникативными процессами, активно реализуется социализация лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Рекреация осуществляется в семье, в сфере досуга и отдыха трудящихся, во время образовательной и производственной деятельности. Двигательная рекреация лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе лиц с инвалидностью, утоляет двигательный и эмоциональный «голод», соответствует их интересам и потребностям, прямо вытекает из ценностной концепции их жизни, так как является добровольной, естественной, доступной формой реализации своих физических возможностей, где внимание занимающихся направлено не только на результат, но и, а иногда и прежде всего, на процесс самой рекреативной деятельности (Н. И. Пономарев, В. М. Выдрин, Ю. Е. Рыжкин, Л. В. Шапкова). Гедонистическая функция адаптивной физической культуры предполагает получение удовольствия от движений, наслаждения, радости, восторга, ощущения счастья. Получение удовольствия от занятий физическими упражнениями позволяет лицам с отклонениями в состоянии здоровья избавиться от депрессии, тревожности, полностью переключить ход своих мыслей на позитивное ощущение расслабленности или, напротив, на эмоциональный подъем, порыв, восторг. Люди с поражением функций тех или иных систем, в том числе с инвалидностью, более эмоционально переживают даже малейшие успехи в развитии своих физических способностей. Они искренне выражают свои чувства, переживания, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Адаптивная физическая культура может и должна стать той средой, которая позволяет создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений, общения, активности (Шапкова Л. В., 2005). Творческая функция адаптивной физической культуры заключается в возможности создания условий для положительной созидательной активности во имя утверждения общечеловеческих ценностей, взращивания человеческого в человеке, роста и сбережения культуры. Критериями творческого процесса являются: – принципиальная новизна; – социальная значимость; – совершенство исполнения. Творческая функция позволяет реализовать многогранные способности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в разных видах адаптивной физической культуры, но прежде всего в креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных видах двигательной активности, адаптивной двигательной рекреации, в адаптивном спорте. Для школьников разных нозологических групп выбираются такие формы креативных телесно‑ориентированных практик, физкультурно‑оздоровительной работы, в которых они могут развить и продемонстрировать свои максимальные способности и фантазию, характер и личностные качества. В настоящее время ведется широкий поиск новых технологий спартианского движения (В. И. Столяров). Игро‑, музыко‑, сказко‑, драмо‑ и арттерапия, интегрирующие в себе движение и искусство, нацелены не только на коррекцию и компенсацию нарушений и преодоление дезадаптации, но и на развитие творческого, интеллектуального потенциала ребенка (Сергеева Т. А., 2001). Так, в системе Специального олимпийского комитета г. Санкт‑Петербурга в течение 20 лет действуют программы «Спешиал Олимпикс» и «Спешиал Арт», в которых участвуют сотни школьников с умственной отсталостью. Эти программы представляют собой круглогодичную подготовку, и как финал – массовые выступления в лучших залах и дворцах г. Санкт‑Петербурга в форме фестивалей, конкурсных соревнований, праздников, гала‑концертов, постановок художественных композиций, в которых дети демонстрируют спортивные достижения, одухотворенные движения с элементами искусства: музыки, хореографии, танца и др., требующие индивидуального и коллективного творчества детей. Такие формы работы позволяют не только вовлечь детей с нарушениями интеллекта в систематические занятия, раскрыть их творческие способности и таланты, показать всем людям, чего они могут достичь, но главное – изменить общество вокруг себя, сформировать новое мнение о категории умственно отсталых, сделать окружающих добрее (Шамрай Т. А., 2000).
Социальные функции
Социальные функции адаптивной физической культуры предполагают раскрытие особенностей отношений человека с отклонениями в состоянии здоровья и общества. Гуманистическая функция адаптивной физической культуры направлена на признание основных положений гуманизма, в соответствии с которым человек, независимо от состояния его здоровья, является высшей ценностью в жизни мира; рассматривается не как средство, а как цель различных сфер общественной жизни и общественного развития в целом, как критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни (Столяров В. И., 2014). Адаптивная физическая культура, реализующая личностно‑ориентированную гуманистическую концепцию отношения общества к инвалидам и другим категориям лиц с отклонениями в состоянии здоровья, по существу, представляет собой результат формирования новых социальных установок, смены старых представлений о социальной политике, ее модернизации, нового социального мышления. Вторгаясь в сферу новых концептуальных установок идеологии, философии, психологии человека и социума, адаптивная физическая культура постоянно сталкивается со стереотипами и догмами старого мышления, старых мировоззренческих теорий. В частности, весьма устойчив психологический стереотип, основанный на социалистических установках о том, что целый ряд негативных социальных явлений – алкоголизм, наркомания, инвалидизм и др. – является пережитками «загнивающего» капитализма (империализма), создающего свою экономику путем нечеловеческой эксплуатации рабочих и крестьян, из которых «выжимаются все силы». Идеологи социалистической системы хозяйствования, устраняющей эксплуатацию человека человеком, вводящей плановость производства и распределения, утверждали, что по мере строительства социализма, а впоследствии и коммунизма перечисленные пережитки исчезнут сами по себе, поскольку для их сохранения не будет объективных оснований. Данная концепция, периодически подтверждавшая достижения в деле строительства коммунизма (вспомните известный тезис – «наше поколение людей будет жить при коммунизме»), неизбежно приводила к тому, что проблемы инвалидов замалчивались, реальная ситуация приукрашивалась, а государство демонстрировало очевидную сдержанность в вопросах обеспечения для данной категории населения страны равных возможностей во всех сферах социальной практики (Евсеев С. П., 2012). Широкое распространение в то время имела аксиологическая концепция отношения общества к инвалидам, получившая название – концепция «инвалидизма» (Губарева Т. И., 1999). Необходимо констатировать, что данная концепция в большей части неосознанно доминирует и сегодня в массовом сознании, часто является определяющей при принятии тех ли иных управленческих решений относительно жизнедеятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, в том числе в сфере адаптивной физической культуры и спорта. Признание инвалидов как равноправных членов общества, для которых государство должно обеспечить равные возможности для их воспитания и развития, творческой самореализации во всех сферах жизни, является основой для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой. Нетрудно видеть, что такое отношение к инвалидам в адаптивной физической культуре претворяет в жизнь основные принципы аксиологической концепции, получившей название «личностно‑ориентированная гуманистическая концепция», в основе которой лежат такие подлинно гуманистические ценности, как признание самоценности личности человека независимо от состояния его здоровья, утверждение приоритета интересов личности над интересами общества. Формирование в нашей стране личностно‑ориентированной гуманистической концепции отношения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья как идея их социальной интеграции, повышения уровня качества жизни стало возможным благодаря смене парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (Пуляев В. Т., 1993–1995). Социализирующая функция адаптивной физической культуры раскрывает возможности включения человека с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с инвалидностью, в жизнь общества, усвоения опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождений в социальную среду и социальные группы (Пономарев Н. И., 1996), с одной стороны, формирование собственных социальных образований (спортивных и иных федераций, ассоциаций, обществ), своеобразное «завоевание» социального пространства – с другой. Социализация – сложное многогранное явление, продолжающееся всю жизнь, в ходе которой выделяют такие институты социализации, как семья, школа, вуз, трудовой коллектив, команда, общество и др. Активные занятия адаптивной физической культурой людей с отклонениями в состоянии здоровья на каждом этапе возрастного развития позволяют решать сложнейшие задачи социальной адаптации личности: приобщение человека к ценностям общества, воспитание нравственных и волевых качеств, рациональной организации досуга, активного отдыха, общения и др. Все это положительно сказывается на духовном состоянии инвалидов, других категорий лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их окружений, оптимизирует жизненные интересы и ценностные ориентации (Евсеев С. П., 2000). Необходимо отметить огромную роль игры в социализации ребенка, который, входя в ту или иную роль, вживается в предписанные сюжетом игры образы, знакомится с многообразием окружающей его среды, вступает в общение, познает внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействия, переживает горечь поражения и радость победы. Игра активизирует образно‑эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, устраняет замкнутость и застенчивость, синтезирует в себе те проявления ребенка, которые способствуют и сопутствуют его социализации (Загрядская О. В., 1997). Огромная роль в социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья принадлежит адаптивному спорту, в котором правила соревнований – как своеобразная конституция – задают нормы и образцы поведения соревнующегося спортсмена. В адаптивном спорте человек взаимодействует с федеральными государственными структурами, региональными органами государственной власти, спортивными федерациями общероссийского, регионального и муниципального уровней, командой судей и зрителями и др. Все это создает уникальные возможности для его социализации как в плане адаптации человека к обществу, так и для формирования нового социального пространства. Интегративная функция адаптивной физической культуры направлена на вхождение человека с отклонениями в состоянии здоровья в социум, освоение образцов поведения, характерных для современного образа жизни здоровых людей. В настоящее время Л. М. Шипицина (2001) выделяет два типа интеграции: интернальную и экстернальную. Интернальная интеграция – объединение детей внутри системы специального образования, экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Совместное обучение приносит пользу не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровым школьникам. У первых формируется положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение, повышается эффективность процесса социализации. У здоровых детей интеграция формирует чувства сострадания, милосердия, толерантности, взаимопомощи не только к этим детям, но и к взрослым и пожилым людям со специальными потребностями и нуждами, что в дальнейшем способствует пониманию и уважению прав любого человека (Хилько Н. С., 1992). В последние годы все активнее входит в педагогику термин «инклюзивное образование», под которым понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (от 29.12.2012 г. № 273‑ФЗ, п. 27, ст. 2). Для реализации инклюзивного образования предлагается применение образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (адаптированной образовательной программы) (от 29.12.2012 г. № 273‑ФЗ, п. 28, ст. 2). Адаптивная физическая культура и особенно адаптивный спорт предоставляют уникальные возможности для интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая лиц с инвалидностью, а также инклюзивного образования, инклюзивного физического воспитания, инклюзивного спорта. Более того, уже сегодня осуществлены подходы, по существу, реализующие идею инклюзии в адаптивном и обычном спорте. Возникающие в этом случае терминологические трудности предлагается решать следующим образом (Аксенов А. В., 2012, 2013). К примеру, объединение в одну группу детей, занимающихся обычным спортом по своим программам, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, осваивающими адаптированные программы по адаптивному спорту, дает основание для введения термина – «инклюзивный спорт» для такого рода объединенных групп. Аналогично формулируется наименование группы для инклюзивного физического воспитания (Аксенов А. В., 2012, 2013).
? Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите основные группы функций адаптивной физической культуры. 2. Раскройте содержание одной‑двух реабилитационных функций. 3. Перечислите основные педагогические функции в адаптивной физической культуре. Раскройте содержание одной‑двух педагогических функций. 4. Назовите функции физического воспитания и спорта в адаптивной физической культуре. 5. К какой группе функций относится гуманистическая функция?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.35.83 (0.009 с.) |