Воспитание волевых качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание волевых качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья



 

Волевые качества во многом предопределяются спецификой конкретной деятельности и особенностями самого человека, свойствами нервной системы, темперамента. Проявления волевых качеств наблюдаются при разных мотивах деятельности, различных, а порой и диаметрально противоположных по содержанию морально‑нравственных установках.

Именно поэтому морально‑нравственные качества будут рассмотрены отдельно в этой главе.

Занятия адаптивной физической культурой создают хорошие условия и предпосылки для воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья, но особенно благоприятны эти условия для воспитания у них волевых качеств, поскольку процесс выполнения физических упражнений, планирование и подготовка к этому процессу, особенности восстановления после нагрузок и другие его проявления немыслимы без конкретных проявлений воли, обусловленных характером преодолеваемых препятствий.

На сегодняшний день нет однозначной позиции по определению воли и по количеству волевых качеств.

Наиболее приемлемым для сферы адаптивной физической культуры является следующее определение волевых качеств – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемых трудностей (Ильин Е. П., 2009).

Рассмотрим две группы волевых качеств, в которых системообразующими качествами являются целеустремленность и самообладание.

 

Целеустремленность

 

Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение ближайшей или отдаленной во времени цели, это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности (Ильин Е. П., 2009).

Обычно выделяют стратегическую целеустремленность – на всю свою жизнедеятельность и тактическую – на отдельные действия.

В адаптивной физической культуре содержание целей, как стратегических, так и тактических, обладает рядом преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности.

Во‑первых, цель имеет выраженную положительную направленность – что хочет достичь человек, а не чего он не хочет.

Во‑вторых, в адаптивной физической культуре очевидна зависимость достижения цели от самого человека.

В‑третьих, наличие у цели сенсорных критериев подтверждения положительной динамики процесса достижения этой цели.

В‑четвертых, корректность и уместность цели, позволяющей учесть ценности других людей, не входить с ними в противоречие, а также отсутствие конфликта с другими ценностями самого человека.

Таким образом, целеустремленность как системообразующее волевое качество в адаптивной физической культуре определяется как проявление воли, характеризующееся ясностью цели и задач, планомерностью конкретных действий и всей деятельности в целом, сосредоточенностью действий, мнений и чувств на непреклонном стремлении и достижении поставленной цели.

На рис. 21 представлена группа волевых качеств, в которой системообразующим является целеустремленность. Рассмотрим их.

Терпеливость (терпение) – это свойство человека длительное время терпеть с помощью волевого усилия неблагоприятные, в основном физические состояния: усталость, гипоксию, голод, жажду, боль (Е. П. Ильин). Терпеливость проявляется и в ситуации ожидания того, что хочет получить человек (ожидания желаемого). Она начинает проявляться с момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера, начинает испытывать какое‑либо внутреннее затруднение (особенно боль) и переживать это затруднение.

Важно подчеркнуть, что помимо переживания при физической или умственной работе, обусловленного чувством усталости, у лиц с отклонениями в состоянии здоровья к этому переживанию добавляются, а иногда и выходят на первый план переживания, обусловленные его заболеванием. Это приводит к тому, что в адаптивной физической культуре, особенно в адаптивном спорте, где физические и психические нагрузки достигают околопредельных и предельных величин, требования к терпеливости занимающихся превышают те, которые имеются в обычной физической культуре и спорте.

Упорство – это стремление достичь желаемого или необходимого «здесь и сейчас», т. е. одномоментно, оно носит характер приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (тактической) цели. Упорство прямо противоположно стремлению перенести решение конкретной цели на более поздний срок («на завтра»).

Настойчивость – систематическое проявление воли по реализации долговременных (стратегических) целей, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Проявление настойчивости в значительной мере зависит от:

– степени уверенности человека в достижимости цели;

– мотивации достижения – как стремление к успеху, а не избеганию неудач;

– уровня притязаний;

– наличия волевых установок на преодоление затруднений.

 

Рис. 21. Группа волевых качеств, в которой системообразующим является целеустремленность

 

Реализуется настойчивость через многократное проявление упорства и терпеливости.

Самостоятельность – это желание и способность осуществить какую‑либо деятельность без посторонней помощи, она проявляется в самостоятельном принятии решения, осуществлении запланированного, самоконтроле, принятии ответственности за действия и поступки на себя (Е. П. Ильин). Это желание заслуживает положительной оценки только в том случае, когда человек обладает необходимыми для конкретного вида деятельности знаниями. Особенно актуален вопрос о знаниях в адаптивной физической культуре, где двигательная деятельность осуществляется лицами с отклонениями в состоянии здоровья и вопросы правильного выбора средств, методов, объема и интенсивности нагрузок, интервалов отдыха и др. имеют принципиальное значение.

Инициативность – частный случай проявления самостоятельности, она выражается в почине, в таких действиях людей или команд, которые становятся началом нового движения, изменения форм деятельности, использования, например, нетрадиционных технических средств и оригинальных методов обучения, тренировки. Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия, не только на преодоление затруднений, но и на самоутверждение через использование творчества, поиска нового.

В отличие от своих сверстников дети с отклонениями в состоянии здоровья и дети‑инвалиды в значительно большей степени нуждаются в целенаправленной двигательной активности коррекционного, компенсаторного и профилактического характера. Часов, которые выделяются государственными стандартами и учебными планами школ на адаптивную физическую культуру, явно не хватает. Поэтому для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений огромное значение имеет такое качество личности, как самостоятельность.

В адаптивной физической культуре в качестве ценностно‑мотивационных компонентов самостоятельности выступают:

– стремление учащегося скорректировать основной дефект, уменьшить его влияние на условия жизнедеятельности;

– желание сформировать компенсаторные возможности организма, заменяющие те качества и способности, которые разрушены (ухудшены) тем или иным заболеванием и не поддаются коррекции;

– потребность обеспечить профилактику заболеваний, являющихся следствием основного дефекта;

– потребность физического совершенствования, особенно при занятиях адаптивным спортом.

При оценке самостоятельной деятельности в адаптивной физической культуре первостепенное значение имеет шкала индивидуальных показателей, при которой сравниваются текущие результаты ученика с прежними его результатами. Шкала индивидуальных показателей должна сравниваться с результатами индивидуальной программы реабилитации, реализуемой соответствующими специалистами (медиками, психологами, социальными работниками и др.).

А. Г. Граф (1999) выделяет три этапа формирования умений самостоятельно заниматься. Поэтапность формирования самостоятельности обусловлена динамикой «созревания» биологических и психических качеств и способностей детей.

На I этапе необходимо дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений (способы обеспечения безопасности, показания и противопоказания для конкретных заболеваний, количество повторений упражнений, интервалы отдыха и др.), убедить учащихся в значимости, важности и полезности самостоятельных занятий, обучить простейшему самоконтролю и оценке уровня своего физического развития, физической подготовленности, ознакомить с простейшими вариантами дневника или карточек индивидуального пользования.

На II этапе необходимо раскрыть правила организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и аутогенной тренировки, научить ставить задачи по развитию физических способностей, формированию двигательных умений и специальных знаний. Вопросы организации самостоятельных занятий многоплановы: от элементарных (организация выполнения утренней гимнастики) до таких, как организация выбора комплексов физических упражнений и способов их выполнения.

На III этапе решаются более сложные задачи: ознакомление с методиками развития основных физических способностей, формирования двигательных умений и специальных знаний, с техниками психосоматической саморегуляции, элементами психокоррекции. В соответствии с этим следует научить их подбирать средства и методы, составлять комплексы упражнений и выполнять их, применять приемы самовнушения, самоприказов, различные техники психосаморегуляции.

Каждый этап предусматривает использование самоконтроля, планирования (разного уровня сложности) оценки и коррекции своей самостоятельной деятельности.

Самоконтроль как оценочно‑результативный компонент деятельности имеет большое воспитательное значение, так как приучает к планированию своего труда, способствует углублению внимания, памяти, выступает важным фактором развития познавательных способностей (Граф А. Г., 1999).

Для воспитания самостоятельности используют индивидуальные задания, требующие способности совершать выбор, принять необходимое решение готовности к выполнению заданий, способности самому выявлять проблемы и находить способы их решения.

Выделяют следующие разновидности индивидуальных заданий: обязательные задания, назначенные учителем; выборочные задания, предлагаемые учителем; задания, определяемые самим учеником; домашние задания.

У взрослых, особенно в случае приобретенной инвалидности, наиболее остро стоят проблемы преодоления психологических комплексов, формирования новой «Я концепции», воспитания самостоятельности в осуществлении индивидуальной программы комплексной реабилитации и ресоциализации.

В качестве примера успешного решения проблемы самовоспитания самостоятельности при организации процесса реабилитации можно привести работу Ю. Г. Михайловой (2002), предлагающей методику двигательной самореабилитации при травме спинного мозга шейного отдела позвоночника в домашних условиях. Эта методика включает в себя не только выполнение физических упражнений, но и собственное волевое стремление к восстановлению, инициативу, самостоятельное планирование, самоконтроль и полную ответственность за свои действия. Так как процесс самореабилитации имеет специфические особенности, автором предложен ряд принципов, соблюдение которых необходимо. Наиболее важные из них: сосредоточение на восстановлении, открытость, осознание собственной ответственности, готовности к неравномерности протекания восстановительного процесса, последовательности и постепенности.

 

Самообладание

 

По мнению Е. П. Ильина, самообладание является собирательной характеристикой волевых качеств человека, которая включает в себя выдержку, смелость, решительность, она также может рассматриваться как системообразующее качество для перечисленных волевых проявлений, а также организованности и дисциплинированности (рис. 22).

 

Рис. 22. Группа волевых качеств, в которой системообразующим является самообладание

 

Известный отечественный спортивный психолог П. А. Рудик рассматривал самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сообразительность, сохраняя ясность ума и сдерживая отрицательные эмоции: страх, гнев, привычки, стремление, рефлексии, панику.

Очень часто психологи обращают внимание на то, что самообладание выражается в способности человека контролировать чувственную сторону своей психики – эмоции, чувства, желания, привычки, склонности – и подчинять свою деятельность решению поставленных задач и требованиям общечеловеских норм нравственности (Е. П. Ильин). Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, самоограничением эмоционального реагирования и зависит, как отмечал С. Л. Рубинштейн, от соотношения между аффектом и интеллектом.

Выдержка – это способность подавлять импульсивные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, подавлять сильные влечения, желания.

В отличие от терпеливости, связанной с волевым поддержанием активности, мобилизацией энергии для выполнения действия, выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности и торможения действия.

Таким образом, выдержка – это хладнокровие, отсутствие горячности при возникновении конфликта, она является качеством, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания.

Смелость – это способность управлять собой, своими действиями и поступками, необходимыми для достижения цели, при наличии страха; это способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями; это способность сохранять устойчивость, обеспечивающую заданный уровень качества деятельности при возникновении опасной ситуации для жизни, здоровья, престижа.

Адаптивная физическая культура, особенно такой ее вид, как экстремальная двигательная активность, создает среду для воспитания всех проявлений смелости.

Решительность – это волевое качество, характеризующееся минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

Принимая решение, человек отвечает на два вопроса: делать – не делать и готов – не готов (когда известно, что делать надо).

Подчеркнем, что в неопасной ситуации решительность может быть не связана со смелостью.

Дисциплинированность – это способность человека соблюдать заведенный порядок, подавлять свои побуждения, возникающие не во время, в неподходящий момент, и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности выражен и интеллектуальный компонент, обеспечивающий рациональность совершаемых поступков и выполняемых правил.

Различают внутреннюю дисциплину (или самодисциплину), дисциплину из соображений выгоды и дисциплину по принуждению. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение человеком норм, регулирующих поведение людей, формирования у него чувства ответственности и долга.

Организованность – это умение человека планировать свои действия и поступки, умение руководствоваться этими планами в деятельности, в поведении.

Организованность нередко отождествляют с дисциплинированностью, хотя она – лишь одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности.

Выделяя в качестве важнейшего направления воспитания личности в адаптивной физической культуре воспитание волевых качеств занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья, следует особо подчеркнуть, что средства, методы, приемы, технологии двигательной деятельности обеспечивают уникальные возможности, условия и среду для формирования воли, с одной стороны, и создают предпосылки для использования данных качеств во всех без исключения видах деятельности человека – с другой.

Конечно, группы волевых качеств, в которых системообразующими являются и целеустремленность (упорство, терпимость, настойчивость, самостоятельность, инициативность), и самообладание (выдержка, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность), могут мотивироваться по‑разному и достигать высокого уровня своего проявления с диаметрально противоположными морально‑нравственными установками. Поэтому, выделяя воспитание волевых качеств как приоритетное направление воспитания в системе адаптивной физической культуры, создающей наиболее благоприятные возможности, условия и среду для формирования этих качеств, безусловно, главным, определяющим эффективность всего воспитательного процесса, является морально‑нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

 

 

10.3. Морально‑нравственное воспитание занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья

 

Важнейшей установкой теории воспитания личности является утверждение о том, что воспитание волевых, морально‑нравственных и других качеств человека должно осуществляться в конкретной деятельности и общении между собой участников этой деятельности, а также в их общении с социумом.

Занятия физическими упражнениями во всех видах адаптивной физической культуры, но особенно в адаптивном спорте, адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации, креативных и экстремальных формах двигательной активности, представляют собой конкретную деятельность, немыслимую без выполнения целого ряда правил, норм, требований, а также коммуникаций как между участниками этого вида деятельности, так и с его окружением.

При воспитании морально‑нравственных качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья необходимо учитывать самые различные, в том числе и негативные влияния процесса социализации личности, которые в силу своей спонтанности и незаметности могут быть очень действенными. Происходящие перемены в обществе, смена идеологических и мировоззренческих взглядов происходят, как правило, болезненно и сопровождаются целым рядом негативных факторов.

Как отмечалось ранее, для нейтрализации негативных эффектов социализации, уменьшающих воспитательный и гуманистический потенциал адаптивной физической культуры и ее видов, должна быть разработана система дополнительных воспитательных мероприятий, противодействующих этим негативным эффектам и факторам.

Морально‑нравственное воспитание является сердцевиной всего воспитательного процесса, поскольку именно от его содержания зависит формирование полноценной личности человека.

В адаптивной физической культуре выделяется четыре уровня в иерархии идеалов и ценностей морально‑нравственного воспитания (рис. 23).

 

Рис. 23. Иерархия норм, идеалов и ценностей морально‑нравственного воспитания

 

Общечеловеческие ценности

 

Общечеловеческие ценности (нормы, идеалы) – это фундаментальные морально‑нравственные ориентиры, являющиеся стандартом для людей всех культур, народов и эпох, содержание которых не связано с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой ситуации собственным конкретным смыслом, воспроизводятся в любом типе культуры в качестве ценности.

По формам духовной культуры общекультурные ценности можно разделить на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, честность, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (веру), научные (истину), политические (мир, справедливость, свободу, равенство, демократию), правовые (закон, права человека, порядок) и др.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают добро, красота, истина и вера как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его жизнеутверждения в культуре.

Многие религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей, первые четыре из которых относятся к взаимоотношению человека и Бога (верь в единственного Бога, не сотвори себе кумиров, не произноси имени Бога понапрасну, помни о выходном дне), а последующие шесть заповедей посвящены взаимоотношению между людьми (почитай своих родителей, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги, не завидуй). Дополнительное перечисление семи смертных грехов – гордыня, зависть, гнев, леность, алчность, чревоугодие, сладострастие – еще больше усиливает нравственный аспект общечеловеческих ценностей в контексте религиозных течений (христианство, иудаизм, лютеранская традиция и др.).

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали»: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» – может быть примером общечеловеческой ценности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.035 с.)