Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Методы адаптивной физической культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В педагогике метод (от греч. слова metodos – путь к чему‑либо) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на решение задач обучения, воспитания и развития. В физической культуре метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовывать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им знаний, двигательных действий, развитие физических качеств и формирование свойств личности. Методический прием – способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Прием – это составная часть метода. Под методикой в теории физической культуры понимается: – в узком смысле – совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями; – в широком смысле – совокупность не только методов, но и форм организации занятий, например методики физического воспитания в образовательных организациях (Курамшин Ю. Ф., 2003). В адаптивной физической культуре выделяют три группы методов: – обучения; – развития физических качеств и способностей; – воспитания.
Методы обучения
В теории физической культуры (Курамшин Ю. Ф., 2003) и адаптивной физической культуры (Шапкова Л. В., 2005) методы обучения обычно представлялись двумя группами: – формирования знаний; – обучения двигательным действиям. В настоящее время такое разделение нецелесообразно по следующим соображениям. Во‑первых, потому что разделение методов обучения на эти группы, несмотря на очевидные и неизбежные повторения ряда методов в обеих группах, подчеркивает их специфику и даже приводит к их противопоставлению. На самом деле это не так. Усвоение знаний, формирование действий и понятий представляют собой сходный процесс, в котором определяющим является формирование психических явлений и который базируется на важнейших положениях отечественной психологии о единстве внешней, предметной и внутренней, психической деятельности, имеющей в обоих случаях одинаковую структуру, а выделенные ее составляющие проникают одна в другую (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Во‑вторых, разделение методов обучения, сложившееся в физическом воспитании и отображающее практику реализации теоретической подготовки обучающихся в процессе урока физической культуры: «за отведенный на уроке период времени», «без ущерба для двигательной активности», «при выполнении упражнений в оптимальном темпе», «перед выполнением задания», «без уменьшения моторной плотности урока» и т. п. – признает существенную специфику, а по существу, неполноценность, если не сказать ущербность процесса формирования знаний, т. е. отведение ему второстепенной роли (Завьялов Л. К., 1999). С этим нельзя согласиться, тем более в адаптивной физической культуре, где требования к теоретической подготовленности занимающихся выше, чем в физической культуре, и необходимость проведения отдельных теоретических занятий с использованием соответствующих методик более чем очевидна. Это обусловлено особенностями лиц с отклонениями в состоянии здоровья, наличием у них заболеваний, а иногда и инвалидности, необходимостью знания противопоказаний для лиц конкретных возрастных, гендерных и нозологических групп, специфики используемых нагрузок для каждого вида заболевания и многого другого. Поэтому рассмотрим методы обучения, которые могут использоваться и используются при формировании как знаний, так и двигательных действий и понятий. Существует много классификаций методов обучения, в которых в качестве основания их разделения выбираются: источник передачи и характер восприятия информации, основные для данного этапа обучения задачи, характер познавательной деятельности обучающихся и др. Однако наиболее полная классификация методов обучения предложена Ю. К. Бабанским. В его классификации учтена структура любого вида деятельности, включающая ее организацию, регулирование и контроль (Ашмарин Б. А., 1999). Исходя из этого, методы обучения делятся на три группы (Бабанский Ю. К., 1988): – методы организации учебной деятельности (рис. 13); – методы стимулирования учебной деятельности; – методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Рис. 13. Методы организации и осуществления учебно‑познавательной деятельности
Первостепенное внимание при рассмотрении данных групп методов уделяется взаимодействию педагога и обучающегося. В свою очередь первая группа методов – организации и осуществления учебно‑познавательной деятельности – разделяется на четыре подгруппы, каждая из которых также предусматривает дальнейшее разделение по другим основаниям. Организация и осуществление учебно‑познавательной деятельности характеризуется использованием следующих подгрупп методов: – методы, обеспечивающие передачу и восприятие информации (словесные, наглядные и практические методы); – методы, задающие стратегию и логику обучения – от частного к общему и от общего к частному (индуктивные и дедуктивные методы); – методы, характеризующие особенности мыслительной деятельности обучающегося (репродуктивные и проблемно‑поисковые методы); – методы, определяющие управление процессом обучения (методы самостоятельной работы обучающегося и работы под руководством педагога). Каждая последующая подгруппа методов обучения проявляется во всех предыдущих – это обусловлено исключительной сложностью педагогического процесса. Отсюда следует необходимость применения всех методов в определенных сочетаниях с выделением одного, доминирующего в конкретной ситуации. Вторая группа методов обучения – стимулирования учебной деятельности – в зависимости от преимущественной направленности разделяется на две подгруппы: – методы стимулирования и мотивации интереса к обучению; – методы стимулирования и мотивации ответственности в учении. Третья группа – методы контроля и самоконтроля в обучении – в зависимости от его способа разделяются на три подгруппы: – методы устного контроля и самоконтроля; – методы письменного контроля и самоконтроля; – методы практического и лабораторно‑практического контроля и самоконтроля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.23 (0.006 с.) |